НОД «Путешествие в прошлое куклы»

Ирина Костина
НОД «Путешествие в прошлое куклы»

Программные задачи:

Образовательные задачи:

Привлекать внимание детей к народной игрушке – кукле. Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, платок, фартук, видеть их красоту. Активизировать словарь детей за счёт слов: кукла деревянная, соломенная, тряпичная, пеленать.

Развивающие задачи:

Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами, развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной. Развивать фантазию, мышление, внимание

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма. Воспитывать любовь к традициям своего народа, к истокам народного творчества.

Предварительная работа:

Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – деревянная матрёшка, соломенная кукла, тряпичные куклы, организация в группе мини-музея «Куклы прошлого века» (с участием родителей).

Чтение книги Т. Д. Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, разучивание потешек, стихотворений, песен.

Использование малых форм фольклора в развитии речи.

Оборудование и материалы:

Куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, куклы-пеленашки, материалы для изготовления куклы «Полешко».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли дети из другой группы. Они узнали, что у нас в группе есть музей народной игрушки и хотели о нём узнать.

Ну что, расскажем нашим гостям про кукол из нашего музея?

Дети: Да.

Воспитатель: Но сначала давайте вспомним, что такое музей?

Дети: Музей — это место, где хранятся ценные вещи, а наш музей называется - музей кукол, потому что здесь находятся разные куклы, а ценны они потому, что их сделали наши мамы своими руками.

(дети проходят на стульчики)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам расскажу историю об одной удивительной кукле. Много лет назад в Россию из далёкой страны - Японии привезли деревянную куклу. Эта кукла раздвигалась, а внутри неё сидела вся многочисленная семья. Кукла эта понравилась и взрослым и детям. А особенно русским мастерам. Они нарядили её в русский сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки. И назвали её старинным русским именем - Матрёной.

Как вы думаете, какую игрушку сделали народные умельцы? (матрешку).

Воспитатель: Матрешка - это любимый всеми российский сувенир. Появилась матрешка очень давно. Это настоящая русская красавица. А сейчас нам Ариша расскажет, чем знаменита русская матрёшка, (ребенок берет матрешку с полочки).

Ребенок:

Матрешечка, матрешка, русская краса:

Румяные щечки, глазки – бирюза,

Белая рубаха и русский сарафан,

На голове платочек – не найдешь изъян!

На первый взгляд – простая, но радует взор

В росписи одежды затейливый узор,

Милая улыбка и секрет внутри

Сколько же в ней куколок?

Ну – ка разбери!

Воспитатель: Да – это кукла с секретом. Как вы думаете, что за секрет у матрешки? Давайте посмотрим (ребёнок подходит к столу и разбирает матрёшку). Для работы художники использовали только яркие краски.

Воспитатель: Чем похожи матрешки?

Дети: У каждой матрешки есть платочек на голове, одежда яркая, праздничная.

Воспитатель: Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается.

Воспитатель: Прошло много лет, человек придумал новую куклу, она отличалась от деревянной. Для ее изготовления, он сначала собирал солому, затем варил, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивал, связывал и украшал. И какая же получилась кукла у человека?

Дети: Соломенная кукла.

Воспитатель: Что нам известно о соломенной кукле?

Ребенок: Ее делали из соломы, затем украшали. Соломенных кукол не продавали, а делали люди для себя, т. к. эта кукла приносила удачу. А еще это была любимая кукла деревенских детей.

Воспитатель: Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?

Ребенок: Соломенной куклой интересно играть, но она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть. Но ей можно рассказать стихотворение, спеть колыбельную (Рассказывают дети)

"Соломенная кукла"

Соломенная кукла

Золотистая солома

Без сомненья всем знакома

Словно сказочные феи

Колдовали мы над нею.

Соберём в пучок

И повяжем поясок

Ленточку шелковую,

Розовую новую.

Вот из всех стараний наших

Получилась кукла Маша.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы поговорим о другой кукле из нашего музея, о тряпичной кукле (показываю)

Воспитатель: Ребята, почему она так называется?

Ребенок: Потому что сделана из тряпочек, обрезков ткани.

Воспитатель: Существует очень много видов тряпичных кукол (показать в музее). Есть кукла - игровая, - предназначалась детям для игры, обереговая кукла – спасала человека от различных опасностей. А какие тряпичные куклы есть в нашем музее?

Ребенок: Кукла «Крупеничка». Её делали после сбора урожая. Внутри куклы крупа. Такая кукла приманивала в дом достаток, обещала хороший будущий урожай и прибавление в семействе.

Маленькая куколка-девочка с длинной косой - и игровая кукла, и оберег. Люди считали, что длинная коса приносит удачу, именно из-за длинной и толстой косы, она и называется “На счастье”.

Кукла «Десятиручка» - это обрядовая кукла. Её подружки делали невесте на свадьбу. У такой куклы много- много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем музее есть еще очень интересная тряпичная кукла, да какая маленькая. Как называется эта кукла?

Дети: Эта кукла называется – Пеленашка.

Воспитатель: А как, именно эта кукла попала в наш музей?

Ребенок: Мы ее сами смастерили.

Воспитатель: А кто из вас знает, почему эта кукла получила такое название?

Ребенок: Кукла Пеленашка – младенчик в платочке, запеленутый в пеленку.

Воспитатель: Для чего раньше делали таких кукол?

Ребенок: Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы малыши крепко спали.

Воспитатель: Кукла Пеленашка – это мощный оберег. Люди верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека от беды. Раньше считалось, что в доме, где есть дети, обязательно должна быть кукла – Пеленашка. В нашей группе есть такая кукла, которая нас оберегает.

Вот как много интересного вы рассказали о куклах. Мы с вами вспомнили, какими куклами играли ваши прабабушки. А сегодня мы сделаем ещё одну куклу. Но прежде чем мы начнём её делать, представьте, что мы все сейчас матрешки.

Физкультминутка «Веселые матрешки» (под муз. сопровождение)

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку

Топают матрешки то правую ногу, то левую)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо)

Всем знакомым поклонись (Наклоны головы влево – вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

Ребята проходите в нашу мастерскую. (Воспитатель показывает куклу)

А эта кукла зовётся «Полешко». Хотите узнать почему?

Дети: Хотим.

Воспитатель: У русского народа есть такая поговорка: «Глаза боятся, а руки делают». Мне моя прабабушка говорила, что делать куклу очень просто. Главное было бы желание. Желание у вас есть? Значит, у вас всё получится.

Надо взять брусочек и обернуть его белым лоскутком (объяснение сопровождается показом). С одного конца повяжем платочек, затем замотаем нашу куклу в одеяло и обвяжем красной лентой. Как вы думаете, почему именно красной лентой? (красной лентой завязывают потому, что красный цвет символизирует красоту и здоровье). Вот и готова кукла.

Дети приступают к работе, каждый делает куклу «Полешко». По необходимости воспитатель помогает детям.

Воспитатель: Выходите на ковёр, посмотрим, какие у вас получились куклы.

Воспитатель: Смотрите, как наше полено преобразилось. И превратилось в куклу Полешко. Полешко - это игровая кукла. А полешко то улыбается, видите? Хочет наверное поиграть с нами - раз она игровая. А, как с такой куклой можно поиграть?

Дети: Можно ее покачать, покормить, песенку спеть…

Воспитатель: Давайте и мы поиграем.

Засиделись наши ноги. Надо их размять немного. В круг скорее вы вставайте, с куклой «ПОЛЕШКО» поиграйте. Дети встают в круг. Воспитатель рассказывает правила игры (один ребенок встает в круг с куклой, все дети будут отвечать на вопросы воспитателя и выполнять действия). Дети выбирают водящего.

Воспитатель: Идём мы все по кругу по кругу, по кругу. Приветствуя друг друга, друг друга, друг друга.

Воспитатель: - С куклой мы попрыгаем?

Дети:- Попрыгаем, попрыгаем!

Воспитатель: - Ручками похлопаем?

Дети:- Похлопаем, похлопаем!

Воспитатель: - Ножками потопаем?

Дети:- Потопаем, потопаем!

Воспитатель: - Ручками помашем?

Дети: Помашем, помашем.

Воспитатель: А теперь попляшем?

Дети: попляшем, попляшем!

Воспитатель: С какой куклой мы сейчас играли? Как она называется?

Дети: Играли с игровой куклой Полешко.

А вы, дети, запомнили?

Воспитатель: Вот как много интересного сегодня вы рассказали о нашем музее. Мы с вами вспомнили, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, вы научились делать куклу своими руками. Вы сегодня молодцы, у вас получились хорошие куклы.

И ребята узнали сегодня многое о куклах. Вам понравился наш музей? Ребята, давайте дадим детям поиграть наших кукол.

Наш музей закрывается. До свидания, ребята. Приходите ещё.

Публикации по теме:

Конспект НОД для подготовительной группы «Путешествие в прошлое» Программное содержание: - Расширять представления детей о прошлом нашего народа. - Развивать мышление, внимание, сообразительность. - Развивать.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в прошлое» Интеграция областей: «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое.

«Путешествие в прошлое». Конспект НОД по знакомству детей с традициями и обычаями, бытом русского народа на Урале .

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое» Ход НОД Дети входят в зал, воспитатель встречает детей. Воспитатель: Здравствуйте, гости званные и желанные! Красивые и молодые, застенчивые.

Конспект проведения НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое книги» Цель: Ознакомление детей с историей создания и изготовления книги. Задачи: Показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества.

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие в прошлое куклы»Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие в прошлое куклы» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №8. г. Нижний Ломов. Конспект НОД Совместная деятельность с.

НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружение в подготовительной группе «Путешествие в прошлое стекла» Цели: дать представление о том, как делают стекло; развивать умение детей узнавать предметы из стекла; знать свойства и назначения стекла.

НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое простого карандаша» Тема: «Путешествие в прошлое простого карандаша» Цель: Расширение познавательного интереса детей о способах и средствах передачи информации.

НОД в ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги»НОД в ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги» НОД «Путешествие в прошлое книги» ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе и мастер-класс с родителями «Изготовление книжки-малышки.

НОД «Путешествие в прошлое куклы» Форма организации:(групповая, индивидуальная, парная) Материалы: демонстрационные: сундучок, кукла, «Чудесный мешочек»- игрушки из разных.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
НОД «Путешествие в прошлое куклы»
Опубликовано: 25 марта 2018 в 20:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

17 июля. День сказочных поделок на МААМ

Такие разные сказки — веселые или поучительные, забавные или трагические, а может быть даже страшные, но обязательно со счастливым концом. Невозможно представить детство без сказок! А детский сад — это...

Конспект занятия «Наблюдение за берёзой летом» в средней группе
Задачи: • продолжать наблюдать за березой, • находить и называть признаки, по которым ее можно выделить среди других деревьев; • прививать желание...
Календарное планирование тематической недели «Наши добрые дела» в младшей...
Цели деятельности педагога: формировать у детей ценностные представления о добре и зле. Обучать способам и формам выражения доброты друг к другу ; родным ;...
Мастер-класс по изготовлению плоскостного театра из воздушного пластилина «Былина о...
Мастер – класс по изготовлению театра из воздушного пластилина «Былина о народных промыслах. Былина о Донских казаках » Уважаемые коллеги, гости моей...