Папки-передвижки

НОД «Путешествие в прошлое куклы»

светлана абрикосова
НОД «Путешествие в прошлое куклы»

Форма организации:(групповая, индивидуальная, парная)

Материалы:

демонстрационные: сундучок, кукла, «Чудесный мешочек»- игрушки из разных материалов; волшебная палочка, гирлянда; карта-панно «Путешествие по реке времени»; записи: шум реки, треск костра; волшебная музыка; П. И. Чайковский (музыка на балу); песня про игрушки, мультимедийный проектор; презентация «Путешествие в историю игрушек».

Публикация «НОД „Путешествие в прошлое куклы“» размещена в разделах

Раздаточные: Д/и «Что в мешке»; картинки с изображением кукол разных эпох (древности, старины, нашего времени); д/и «Какая кукла» - картинки к игре; карточки-схемы «Этапы изготовления куклы», ангелочки-обереги.

Цель: познакомить с историей появления игрушки куклы и ее эволюцией.

Задачи:

Обучающие:

1. Систематизировать знания воспитанников об игрушках людей в древности, старину и настоящем, сформировать представления детей об их разнообразии. Учить составлять хронологическую последовательность истории происхождения игрушки на панно «Река времени».

2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении, составлять описательный рассказ об игрушке.

3. Совершенствовать знания детей о предметах окружающей действительности, и о материалах из которых они сделаны.

Развивающие:

1. Развивать у детей интерес к народной культуре.

2. Развивать наблюдательность, целостное восприятие, внимание, способность зрительно анализировать силуэты, замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты.

3. Развивать инициативу и самостоятельность.

Воспитательные:

1. Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным, корректным собеседником.

2. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы НОД:

1. Словесный (беседы, обсуждение проблемной ситуации)

2. Наглядно-демонстрационный метод (просмотр слайдов по теме)

3. Поисково – исследовательский метод (путешествие в прошлое).

4. Метод технологии «Река времени»

5. Практический метод обучения (выкладывание на реку-панно картинок)

Ход НОД.

- Ребята, здравствуйте! Предлагаю вам поприветствовать друг друга и наших гостей. Подарите друг другу улыбку. А сейчас подарите улыбку нашим гостям. Я пришла не с пустыми руками, у меня с собой сундучок. Вам интересно, что лежит в сундучке (Ответы детей)

Отгадайте загадку:

В сундучок я спрятала игрушку,

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по- разному играть:

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы догадались, о какой игрушке идет речь (Ответы).

(Достает современную куклу из сундука)

Но в сундуке не только кукла, но и чудесные мешочки с другими игрушками. Хотите узнать, с какими? Проходите к столам и найдите, какая игрушка, в каком мешке спряталась?

Д/игра «Что в мешке?»

Итог игры. Какие внимательные, быстро определили, в каком мешке спрятались игрушки.

- Из каких материалов изготавливают эти игрушки? (если назовут книги, то уточнить «книги – это игрушки? Будьте внимательны»). Всегда ли были игрушки пластмассовые? Давайте узнаем, из чего делали игрушки в прежние времена. Посмотрите, у вас на столах лежат картинки пазлы соедините их, куклу и материал из которого она сделана. Работайте в парах, помогайте друг другу.

Воспитатель задает вопросы 2-3 парам, какая у вас кукла?

Д/и «какая кукла».

Кукла из дерева – деревянная,

Кукла из соломы – соломенная,

Кукла из резины – резиновая…

ИТОГ игры. Мы узнали из каких материалов делали игрушки. Что это за материалы?

А вы задумывались о том, когда появилась первая игрушка? Как выглядела первая кукла? А хотите узнать как она менялась вместе со временем?

Для того, что бы ответить на эти вопросы, нам с вами нужно из настоящего времени (то, что с нами происходит здесь и сейчас) отправиться в далекое, далекое прошлое. Какое время мы называем прошлым? (время о прошедших событиях, которые уже давно прошли).

Попасть в далекое, далекое прошлое нам поможет машина времени (входят в машину времени - круг из гирлянды).

Постановка цели

- Давайте уточним ещё раз, для чего нам нужно попасть в далекое, далекое прошлое?

(звучит музыка, восп-ль взмахивает волшебной палочкой по кругу).

В руки палочку возьму

Волшебство я позову,

Чудо в гости к нам придет,

В древний мир нас унесет.

Слайд 1. (Звучит треск костра)

- Смотрите, ребята! Что это там за костер горит на берегу? (Слайд).

- Давайте подойдём поближе. (Пока идут появляется слайд с первобытными людьми).

- Как вы думаете, в какое время мы попали? Мы оказались в далёком, далёком, далёком прошлом, в древности, во времена первобытных людей.

- Кого вы видите? Чем занимаются древние люди? (не было игрушек, играли палочками, представляя, что это куклы) Да, давно – давно, когда у людей не было домов, они жили в пещерах. У них не было игрушек, и они играли в палочки, представляя, что это игрушки.

ИТОГ. Где жили первобытные люди? Во что они играли? Ребята, хотелось бы вам поиграть игрушками из древнего мира? Почему?

- Ну что, машина времени ждет, пора отправляться дальше.

(звучит музыка, восп-ль взмахивает волшебной палочкой по кругу).

В руки палочку возьму

Волшебство я позову,

Чудо в гости к нам придет,

В старину нас унесет.

Слайд 2.

- Посмотрите (появляется слайд с глиняной куклой, ребята, как вы думаете, из чего эта кукла? (Ответы…. глиняная). Да, дети, вот такая она глиняная кукла. А может кто-то из вас, ребята знает, как появилась глиняная кукла?

Ребенок отвечает. Когда человек нашел глину, он узнал, что смешав ее с водой, можно что-то вылепить. И конечно он вылепил куклу, раскрасил ее угольками, а после красками. Они получались яркими, красивыми. Эти куклы делают до сих пор.

-Да это так и мы с вами знакомы с этими игрушками (показ дымковской игрушки). А кто изготавливает игрушки из глины?

- Мастера!

-Да, ребята, молодцы!

Звучит музыка волшебства. Слайд 3.

Воспитатель:

-Что это там за девочка сидит, давайте посмотрим. Кого вы видите? Что она делает? Какой куклой она играет?

- Соломенной.

Воспитатель: У одной девочки не было кукол. Она взяла солому, сделала из нее жгут. Это была её кукла. Назвала она ее Маруся. А вообще соломенные куклы в те времена называли «стрегушки». Называли их потому, что снизу их подравнивали, подстригали ножницами. Если «стрегушку» поставить на поднос и слегка потрясти, то кукла начинает поворачиваться, как бы танцевать. Как называется наша кукла? (Стрегушка).

Слышится народная музыка. На проекторе появляется иллюстрация с тряпичной куклой. Слайд4.

-Ребята, посмотрите, что это там за веселье, давайте узнаем. Какие яркие куклы.

Ребята, из чего сделаны эти куклы?

Ответы детей: Из тряпочек.

Воспитатель: А может кто-то хочет рассказать о тряпичной кукле, может у кого-то есть такая кукла дома?

Рассказывает ребенок. Самые любимые куклы в старину были сделаны из тряпочек.

В одной крестьянской семье таких кукол было очень много. Девочка могла сама скрутить простую куклу из подходящих лоскутков. Лицо куклы рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками.

-Кто еще хочет дополнить?

- Ребята, мы с вами не увидели еще один чудесный мешочек, который был в моем сундучке.

Д/и «Чудесный мешочек».

-Давайте попробуем отгадать, что в нем лежит. Заглядывать в этот мешочек нельзя. Догадаться, что внутри, вам помогут не глаза. А что? Отгадайте. (Дети по очереди достают игрушку и описывают ее. Ребенок выходит к мешочку и на ощупь угадывает предмет. Достает и дает описание. (Игрушки убирать в сундучок). Желающие высказывают свои догадки. Воспитатель задает вопросы: «Угадали, что это? Кто думает так же? Кто думает по-другому? Посмотрим, о каком предмете говорил Юра».

Если ответы неправильные, следует предложить ребенку уточнить описание, подумать, о чем еще следует рассказать (какой предмет по размеру и т. д.).

Игра повторяется 2 -3 раза. Воспитатель отмечает, кто из детей наиболее полно охарактеризовал предмет.

-Ну что, пора отправляться дальше! Машина времени ждет, нужно поскорее отправляться дальше, чтобы успеть вернуться в наше время.

Будем чудо в гости звать.

Раз, два, три, четыре, пять!

Палочкой взмахнём своей,

В наше время поспешим скорей!

Играет песня про кукол.

-Ой, какая веселая песня. Мы вернулись в наше настоящее время. Слайд 5.

Посмотрите это куклы красавицы современные, в которые играете теперь вы. Из чего они сделаны? Чем отличаются от кукол из прошлого? (из ткани, дерева, глины, природного материала).

Что такое прошлое? (когда жили наши бабушки и дедушки, бабушки наших бабушек)

Игра «Расставь по порядку» (ДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ на 3 семейки – 5+5+5(4).

-Ой, ребята в нашем сундучке еще что-то есть. А, я знаю это - карточки-схемы. Но вот беда – они все перепутались. Давайте расставим все по порядку, чтобы было понятно, как можно создать куклу. Предлагаю поделиться на группы по 5 человек.

Дети собирают в цепочку этапы создания игрушек и называют эти игрушки (тряпичная кукла Подружка (тряпичная кукла, глиняная дымковская барышня, соломенная кукла - Стрегушка).

Итог игры. Ребята, сложно было выполнить это задание, вы справились? Как вы думаете, легко ли изготовить игрушку? Почему? (Переходят на ковер к реке времени).

- Обратите внимание на панно – «Река времени», которое символизирует движение времени: от прошлого к настоящему и наше с вами путешествие. Течет не только вода, но и время. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит только всегда вперед и никогда не возвращается назад, так же как и время. Посмотрите, здесь собраны все картинки нашего путешествия, давайте заполним нашу реку времени.

На Реке времени отмечены 4 остановки (метки). (Воспитатель показывает указкой). Первая метка с изображением древних людей – это наша первая остановка. Кто помнит, как она называлась? Правильно - «Древность» (древний мир). Вторая метка с изображением людей в старинных костюмах - это вторая остановка в путешествии. Как она называлась? Правильно - «Старина». Третья метка с изображением современных людей – это третья остановка под названием «Настоящее».

- Здесь приготовлены для вас картинки с изображением игрушек кукол, изготовленных в разное время. Первыми расставили по порядку этапы создания игрушек команда Дымковской игрушки, поэтому они будут отбирать игрушки древнего мира; вторыми – Стрегушки, поэтому они будут отбирать игрушки старины, третьими будет команда современности. Внимательно рассмотрите картинки. Подумайте. Посоветуйтесь друг с другом, отберите картинки, но пока не приклеивайте на панно (играет музыка П. И. Чайковского «На балу»). Ведь сегодня с нами путешествовали по «реке времени» не все дети, давайте дождемся их, расскажем о нашем путешествии и вместе будете наклеивать.

Рефлексия.

- Ребята, кто помнит, а зачем мы отправлялись с вами в путешествие? Нашли мы ответы на интересующие вопросы?

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Что вас удивило? Нужно ли нам это? Зачем (Ответы детей). Мы должны знать историю своего народа, чтобы лучше знать свою историю, т. к. без прошлого нет будущего.

Ребята, какая же метка осталась у нас пустой? Ребята, скажите мне, пожалуйста, а что такое будущее? (Это события, которые еще только произойдут с нами).

Мы о нем ничего не можем знать, оно нам неизвестно. Мы только можем о нем мечтать и фантазировать. Я предлагаю вам пофантазировать, помечтать - как будут выглядеть куклы, игрушки в будущем. Закрываем все глазки и представляем каждый себе свою куклу или игрушку будущего, такую волшебную и необычную….

- Откройте глаза, пожалуйста. Посмотрите, какую игрушку представила себе я.

(Показывает Слайд 6 – рисунок воспитателя).

-Я ее придумала такой, потому что она будет сама передвигаться, выполнять танцевальные движения, петь песни и рассказывать разные забавные истории.

- Теперь ваша очередь удивить меня. В свободное время, дома вместе с родителями попробуйте нарисовать, сделать аппликацию или изготовить свою «игрушку будущего» из какого – то другого материала. Принести в детский сад и украсить последнюю метку нашего панно «Будущее».

А вам, дорогие гости, понравилось у нас? Чтобы наша встреча запомнилась, мы приготовили для вас сюрприз.

Говорит ребенок. В нашем сундучке есть удивительная коробка с куклами. Это – кукла не только оберег, но также она исполняет желания. Перед тем как загадать желание, не забудьте сделать кукле подарок : привязать ленточку. После этого поставьте куклу перед зеркалом и скажите: «Посмотри, какая ты красавица! Исполни мое желание!». Желание никому говорить нельзя.

Давайте на память о сегодняшней встрече подарим каждому такой оберег.

(вручение подарков).

Прикреплённые файлы:

0008b4fa-8da667e0_ksv4p.pptx | 1491,58 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД для подготовительной группы «Путешествие в прошлое» Программное содержание: - Расширять представления детей о прошлом нашего народа. - Развивать мышление, внимание, сообразительность. - Развивать.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в прошлое» Интеграция областей: «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое.

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое» Ход НОД Дети входят в зал, воспитатель встречает детей. Воспитатель: Здравствуйте, гости званные и желанные! Красивые и молодые, застенчивые.

Конспект открытой НОД с использованием методов ТРИЗ в старшей группе «Путешествие в прошлое телефона» Конспект открытой НОД с использованием методов ТРИЗ в старшей группе «Путешествие в прошлое телефона» Цель: Обогащение представлений детей.

Конспект проведения НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое книги» Цель: Ознакомление детей с историей создания и изготовления книги. Задачи: Показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества.

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие в прошлое куклы»Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие в прошлое куклы» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №8. г. Нижний Ломов. Конспект НОД Совместная деятельность с.

Конспект НОД по аппликации «Плетем лапти» в подготовительной к школе группе к тематической неделе «Путешествие в прошлое» Непосредственная образовательная деятельность Аппликация Подготовительная группа Тематическая неделя «Путешествие в прошлое»"Плетем лапти"Задачи:.

НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружение в подготовительной группе «Путешествие в прошлое стекла» Цели: дать представление о том, как делают стекло; развивать умение детей узнавать предметы из стекла; знать свойства и назначения стекла.

НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое простого карандаша» Тема: «Путешествие в прошлое простого карандаша» Цель: Расширение познавательного интереса детей о способах и средствах передачи информации.

НОД в ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги»НОД в ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги» НОД «Путешествие в прошлое книги» ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе и мастер-класс с родителями «Изготовление книжки-малышки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Путешествие в прошлое куклы»
Опубликовано: 21 марта 2018 в 18:54
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД