Ирина Круцких
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Вот какая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активизация и актуализация словаря по теме «Осень».
Задачи:
• Систематизировать и обобщить знания о времени года «Осень».
• Формировать представления о периодах осени и их характерных особенностях. Совершенствовать грамматического строя речи.
• Совершенствовать навыки слогового анализа.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Вот какая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: репродукции картин русских художников И. Левитан «Золотая осень», Е. Бурмакин «Ранняя осень», В. Плотников «Поздняя осень». Магнитафон, диск с записью пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года» и звуков о леса и дождя. Мольберт, мяч, предметные картинки: лужа, дубы, вода. Репродукция картины И. Шишкина «Осенний пейзаж». Осенние листочки для командных соревнований. Контейнер с фишками для звукового анализа. Призовые фишки.
НОД:
I. Организационный момент
(Создания эмоционального положительного фона занятия.)
Ход занятия:
Воспитатель входит с куклой «карандаш», он держит палитру и осенний лист.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел и что он принес?
Карандаш нас приглашает отправиться в осенний лес и посмотреть какая осень. Но прежде чем нам отправиться, нам нужно подкрепиться.
Воспитатель показывает слайд корзина
2 Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, что находится в этой корзине? (ответы
детей)
Воспитатель:- Посмотрите, что она принесла (овощи). Назовите их (помидор, огурец, капуста, репа, перец и т. д. А может быть здесь лежит помидор?
- Как ласково можно сказать про него? (помидорчик).
- большой помидор, как мы про него скажем? (помидорище)
морковь-(морковочка)-морковища; картошка (картошечка)-картошища.
Давайте мы с вами приготовим язычок и вспомним чистоговорку об огурцах.
Цы-цы-цы-поспели огурцы
Ец-ец-ец-очень вкусный огурец
(хором, индивидуально)
Осень не только вам прислала овощи, но и что? (фрукты).
Д/ игра: «Звук потерялся»
Воспитатель: Ребята в слове помидор, где стоит звук [р](в начале, в середине, в конце слова).
Воспитатель: Замечательно, умницы.
Воспитатель: ребята какая осень? (плодородная)
Воспитатель: Ну что ж подкрепились, пора в путь дорогу! Встали друг за другом и поехали (звучит веселая музыка).
Вот мы и приехали в лес.
Ребята, посмотрите как здесь красиво. Осень –это прекрасная пора.
- Ребята, назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какой звук повторяется в месяцах? (рь)
- Какой он мягкий или твердый? (мягкий)
Какие признаки осени вы знаете?
(Дети перечисляют признаки : идут дожди, солнце не греет, птицы улетают)
Воспитатель: давайте сравним лето с осенью и поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать предложение.
-Летом бывает жарко, а осенью …
1-й ребенок. … холодно.
- Летом бывает солнечно, а осенью …
2-й ребенок. … пасмурно.
- Летом чаще бывает сухо, а осенью.
3-й ребенок. … дождливо.
- Летом чаще бывает ясно, а осенью….
4-й ребенок …. ненастно.
- Значит, ребята осень какая? (грустная)
Воспитатель: Ребята, а что это за звуки? (звучит музыка леса Чайковский).
Вы знаете, что осень издает звуки. Какой звук листья издают под ногами? («Ш-ш-шшш»)
Как мы произносим этот звук? Уточнение артикуляции «Ш».
Игра «Запомни и повтори цепочки слогов» (Цепочки произносятся с ударением на разный слог) Запомните и произнесите песенку листьев:
ша-шо-шу; ши-шу-ша; ши-ша-шу.
Я вам прочитаю стихотворение, вы запомните и назовите слова со звуком «Ш».
В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит.
Шепот к шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит. (А. Суслов)
Воспитатель: значит какая осень? (музыкальная)
Воспитатель: А теперь, я предлагаю отдохнуть на осенней поляне и поиграть. Давайте мы представим,что мы осенние листочки. Физминутка «Осенние листочки» (Развитие общей моторики, координации речи и движения. Расширение глагольного словаря)
Мы, листики осенние,
На ветках мы сидели.
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.
Воспитатель: Значит осень, у нас игривая.
Развитие мимических мышц (с элементом психогимнастики)
Листья опали. Мы огорчились,
Удивились,
Рассердились
И улыбнулись.
Воспитатель: Вы знаете, что в лесу растут разные деревья. А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях? Например, (бросает мяч детям, они отвечают и бросаю обратно)
На березе – березовые, на клене – кленовые
На рябине –рябиновые, на дубе –дубовые,
На осине – осиновые, на тополе –тополиные,
На липе – липовые, на каштане – каштановые
1. Игра в кругу “Назови ударный звук” :
Осень, сентябрь, туча, грибы, ягоды, шиповник, дождик, птицы, сыро, солнце, листопад, стая, корзина, урожай, фрукты, овощи.
Воспитатель: ребята пока мы гуляли по лесу, я собрала листочки.
Что можно из них сделать? (поделку, коллаж)
А на следующем занятии мы узнаем, что осень бывает какой? (творческой).
А теперь нам пора возвращятся в д/сад. (дети под музыку идут по кругу)
V. Подведение итогов.
Вы отлично поработали. И вы теперь знаете какая осень.