МААМ-картинки

НОД «Русские матрешки» для детей 5–6 лет

Нина Ивановна Костыркина
НОД «Русские матрешки» для детей 5–6 лет

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Марьино»

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования.

НОД «Русские матрешки»

(группа комбинированной направленности

для детей 5 – 6 лет)

Подготовила:

преподаватель ИЗО

Костыркина Н. И.

п. Марьино 2021 г.

Программные задачи

1. Закреплять знания детей о народных промыслах: Дымкове, Гжели, Хохломе; совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

Публикация «НОД „Русские матрешки“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

2. Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.

3. Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.

4. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике рисования.

5. Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.

6. Воспитывать любовь к народному искусству.

Материал для работы

1. Изделия Хохлома, Гжели, Дымково, матрешки, самовары.

2. Силуэты матрешек, вырезанные из плотного разноцветного картона, с нарисованными лицами.

3. Краски, колпачки от фломастеров, ватные палочки, палитры.

4. Салфетка.

5. Игрушка – матрешка.

Предварительная работа:

Знакомство с изделиями народных промыслов («Дымка», «Хохлома», «Гжель»). Рассматривание и рисование элементов росписей. Разучивание народных игр и стихотворений о народных промыслах. Беседы.

Методические приемы:

Рассмотреть изделия народных промыслов, организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ. Выделить разнообразные композиции по строению, колориту, составным элементам росписи.

Ход занятия

Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в группу. Их встречает хозяйка русской горницы.

Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Рада видеть всех вас у себя в русской горнице.

Хозяйка встречает гостей в горнице:

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказку, в которой нас ждет много интересного, встреча с народными умельцами, и их сказочно-красивыми изделиями.

Жила-была в одном селе девушка, и прозвали ее – Марья Искусница. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду разными узорами расписывать умела - залюбуешься. Прослышал о Марьи Искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес! А Марья Искусница превратилась в Жар-птицу и стала ронять свои разноцветные перышки, на память о себе. Куда попало красивое перышко, там и появились новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

И упало одно перышко (украшено узорами дымки) в село Дымково.

Вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (Выслушать ответы детей)

- Какую краску использовали дымковские мастера для создания узоров?

- Кто мне подскажет, какие элементы узора использовались при росписи игрушек? (Кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, мазки).

К нам сегодня приехали, гости из села Дымково. Давай те пригласим их и попросим рассказать нам о дымковской росписи. Ребенок читают стихотворения о дымковской росписи.

Ребенок:

Дымковские барыни

в нарядах удивительных;

В клеточку, кружок, полоску

тонко так расписанных.

Глины маленький комок

в чудо превратится,

Если только попадет

в руки мастерицы.

Ещё одно пёрышко (желтого цвета) упало в Нижегородскую область, в деревню с веселым название Хохлома.

-А что же это засело такое, и чем оно знаменито?

- А какие элементы хохломской росписи вы знаете? ( Разные ягоды: смородина, клубника, гроздья рябин. Травка, завитки, листья, цветы). - Что отличает эти изделия от других? (Хохлома, сделана из дерева).

- Скажите, на каком фоне расписаны и украшены узоры? (На черном и желтом фонах).

- Молодцы.

Ребенок:

Хохломская роспись

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи-перелески

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы…

Ой, ребята посмотрите третье перышко (сине – голубого цвета). И куда оно попало, вы узнаете, отгадав загадку:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми. (Гжель)

- Ребята, а кто из вас знает, почему мастера использовали для росписи именно синие цвета?

Да действительно, сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

- Что же мастера рисовали на посуде, что бы она получилась такой чудесной?

(Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек).

Вот и еще одно перышко упало в тульскую губернию.

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицин любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся большим успехом.

Ребенок:

Самовар – подарок главный

Он красивый, расписной

Ароматный чай отведать

Не откажется любой.

Вот и еще одно перышко и прилетело в наш детский сад, а на нем загадка.

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы. (Матрешки)

Внутри матрешки много кукол, давайте посчитаем. Ребята, здесь еще одна матрешка, а в ней записка, читаем: «Художник заболел, помогите, пожалуйста, расписать эту партию матрешек». Все понятно, это посылка с фабрики, где делают матрешки. Ну что, ребята, поможем расписать этих матрешек? ( Дети: «Да, поможем»). Тогда отправимся в нашу мастерскую. А чем мы будем рисовать?

Давайте посмотрим как мастерят матрешек в разных уголках нашей страны. (слайды)

1. Матрешка из города Семенов, отличается подбором цветов: здесь всегда присутствуют чистые теплые тона – желтый, красный.

2. Из города Сергеев Посад, ее можно распознать по нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами. Это самая простая матрешка.

3. Вятская матрешка изображает светловолосую девушку с голубыми глазами и мягкой застенчивой улыбкой.

4. Полхов-Майданская матрешка Заметно отличается формой. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов.

Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку.

- Посмотрите, наша матрешка пришла ни одна, а с подружками. Но почему они такие невеселые и грустные?

- У них не украшен сарафан и платочек.

- Да, дети, они грустят, им хочется быть нарядными, а давайте мы поможем и украсим наряд?

Дети с радостью соглашаются.

- А как мы будем украшать? Что мы сможем нарисовать?

- Цветочки, ягодки, листочки.

- Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях рисовали цветочек и листики? (ответы детей).

- Дети давайте разомнем наши пальчики. (пальчиковая гимнастика)

- Дети придумайте свой узор матрешкам и приступайте к работе.

В процессе работы даю советы, пояснения, частичный показ, слежу за осанкой детей. В завершение детских работ, оформляется выставка. Какие красочные и яркие получились у вас изделия. Молодцы, мастера-умельцы!

1. Что интересного вы сегодня узнали?

2. С какими народными промыслами мы сегодня познакомились?

3. Какие игрушки были популярны в народе?

4. Какие костюмы носили матрешки?

5. Чем понравилась вам эта игрушка?

Великая Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет –

Наша русская Матрешка

Не стареет сотню лет,

В красоте таланте русском

Весь находится секрет!

Прошло много лет, а Матрешка до сих пор любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба.

А за то, что вы помогли матрешкам стать красивыми, нарядными, яркими они приготовили вам подарки.

Ну, а сейчас пришло время расстаться. До свидания, до новых встреч!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Цветные матрешки» для детей второй младшей группыДидактическая игра «Цветные матрешки» для детей второй младшей группы Основным видом деятельности дошкольника, как мы знаем, является игра. И особое место отводится дидактическим играм. "Игра для детей - это.

Дидактическая игра «Матрешки» для детей раннего и младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Матрешки» для детей раннего и младшего дошкольного возраста Цель игры: Закрепление у детей знаний о четырех основных цветах и понятий один - много, большой - маленький. Задачи: 1) расширять у.

Фольклорный праздник для детей средней группы «Русские посиделки»Фольклорный праздник для детей средней группы «Русские посиделки» Цель: создание условий для расширения представления детей о народных культурах и традициях. Задачи: 1. Продолжить знакомить детей с обычаями.

Фотоотчет о конкурсе «Ах, эти крошки — русские матрешки!»Фотоотчет о конкурсе «Ах, эти крошки — русские матрешки!» Хотелось бы поделиться фотоотчетом нашего Дома Детства и юношества конкурса творческих работ "Ах, какие крошки - русские матрешки!" Матрешка.

Фотоотчет о выставке «Матрешки в национальных костюмах» ко Дню матрешки на МAAMФотоотчет о выставке «Матрешки в национальных костюмах» ко Дню матрешки на МAAM «У матрешки есть подружки, у матрешки есть друзья» Людмила Рыбакова Фотоотчет о выставке «У матрешки есть подружки, у матрешки есть друзья»,.

Конспект НОД по конструированию «Домик для матрешки» для детей младшей группыКонспект НОД по конструированию «Домик для матрешки» для детей младшей группы Тема «Домик для матрешки» Цели: учить делать постройки из кубиков, обучать умению строить по образцу; выполнять действия с предметами:.

Мастер-класс изготовления матрешки в технике оригами ко Дню русской матрешкиМастер-класс изготовления матрешки в технике оригами ко Дню русской матрешки Друг другу улыбаются, Одна в другую ставятся, Деревянные, как ложки! Знаешь, кто это? … Матрешки Матрешка – самый известный российский сувенир.

Русские народные игры для детей 4–7 летРусские народные игры для детей 4–7 лет РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет) Елена Анатольевна Анохина Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру.

Развлечение для детей младшей группы «В гостях у матрешки»Развлечение для детей младшей группы «В гостях у матрешки» Развлечение для детей мл. гр. «В гостях у матрешки» Цель: Приобщать детей к русскому народному творчеству через стихи, песни, игры. Развивать.

Русские народные игры с мячом для детей старшего возраста Игра с мячом - самая простая и популярная игра. В такие игры любят играть и дети, и взрослые. Предлагаю несколько народных игр с мячом на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Русские матрешки» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 10 сентября 2021 в 17:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД