Нина Ивановна Костыркина
НОД «Русские матрешки» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Марьино»
Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования.
НОД «Русские матрешки»
(группа комбинированной направленности
для детей 5 – 6 лет)
Подготовила:
преподаватель ИЗО
Костыркина Н. И.
п. Марьино 2021 г.
Программные задачи
1. Закреплять знания детей о народных промыслах: Дымкове, Гжели, Хохломе; совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
Публикация «НОД „Русские матрешки“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.
3. Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.
4. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике рисования.
5. Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.
6. Воспитывать любовь к народному искусству.
Материал для работы
1. Изделия Хохлома, Гжели, Дымково, матрешки, самовары.
2. Силуэты матрешек, вырезанные из плотного разноцветного картона, с нарисованными лицами.
3. Краски, колпачки от фломастеров, ватные палочки, палитры.
4. Салфетка.
5. Игрушка – матрешка.
Предварительная работа:
Знакомство с изделиями народных промыслов («Дымка», «Хохлома», «Гжель»). Рассматривание и рисование элементов росписей. Разучивание народных игр и стихотворений о народных промыслах. Беседы.
Методические приемы:
Рассмотреть изделия народных промыслов, организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ. Выделить разнообразные композиции по строению, колориту, составным элементам росписи.
Ход занятия
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в группу. Их встречает хозяйка русской горницы.
Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Рада видеть всех вас у себя в русской горнице.
Хозяйка встречает гостей в горнице:
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказку, в которой нас ждет много интересного, встреча с народными умельцами, и их сказочно-красивыми изделиями.
Жила-была в одном селе девушка, и прозвали ее – Марья Искусница. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду разными узорами расписывать умела - залюбуешься. Прослышал о Марьи Искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес! А Марья Искусница превратилась в Жар-птицу и стала ронять свои разноцветные перышки, на память о себе. Куда попало красивое перышко, там и появились новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
И упало одно перышко (украшено узорами дымки) в село Дымково.
Вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (Выслушать ответы детей)
- Какую краску использовали дымковские мастера для создания узоров?
- Кто мне подскажет, какие элементы узора использовались при росписи игрушек? (Кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, мазки).
К нам сегодня приехали, гости из села Дымково. Давай те пригласим их и попросим рассказать нам о дымковской росписи. Ребенок читают стихотворения о дымковской росписи.
Ребенок:
Дымковские барыни
в нарядах удивительных;
В клеточку, кружок, полоску
тонко так расписанных.
Глины маленький комок
в чудо превратится,
Если только попадет
в руки мастерицы.
Ещё одно пёрышко (желтого цвета) упало в Нижегородскую область, в деревню с веселым название Хохлома.
-А что же это засело такое, и чем оно знаменито?
- А какие элементы хохломской росписи вы знаете? ( Разные ягоды: смородина, клубника, гроздья рябин. Травка, завитки, листья, цветы). - Что отличает эти изделия от других? (Хохлома, сделана из дерева).
- Скажите, на каком фоне расписаны и украшены узоры? (На черном и желтом фонах).
- Молодцы.
Ребенок:
Хохломская роспись
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи-перелески
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы…
Ой, ребята посмотрите третье перышко (сине – голубого цвета). И куда оно попало, вы узнаете, отгадав загадку:
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми. (Гжель)
- Ребята, а кто из вас знает, почему мастера использовали для росписи именно синие цвета?
Да действительно, сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
- Что же мастера рисовали на посуде, что бы она получилась такой чудесной?
(Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек).
Вот и еще одно перышко упало в тульскую губернию.
В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицин любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся большим успехом.
Ребенок:
Самовар – подарок главный
Он красивый, расписной
Ароматный чай отведать
Не откажется любой.
Вот и еще одно перышко и прилетело в наш детский сад, а на нем загадка.
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы. (Матрешки)
Внутри матрешки много кукол, давайте посчитаем. Ребята, здесь еще одна матрешка, а в ней записка, читаем: «Художник заболел, помогите, пожалуйста, расписать эту партию матрешек». Все понятно, это посылка с фабрики, где делают матрешки. Ну что, ребята, поможем расписать этих матрешек? ( Дети: «Да, поможем»). Тогда отправимся в нашу мастерскую. А чем мы будем рисовать?
Давайте посмотрим как мастерят матрешек в разных уголках нашей страны. (слайды)
1. Матрешка из города Семенов, отличается подбором цветов: здесь всегда присутствуют чистые теплые тона – желтый, красный.
2. Из города Сергеев Посад, ее можно распознать по нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами. Это самая простая матрешка.
3. Вятская матрешка изображает светловолосую девушку с голубыми глазами и мягкой застенчивой улыбкой.
4. Полхов-Майданская матрешка Заметно отличается формой. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов.
Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку.
- Посмотрите, наша матрешка пришла ни одна, а с подружками. Но почему они такие невеселые и грустные?
- У них не украшен сарафан и платочек.
- Да, дети, они грустят, им хочется быть нарядными, а давайте мы поможем и украсим наряд?
Дети с радостью соглашаются.
- А как мы будем украшать? Что мы сможем нарисовать?
- Цветочки, ягодки, листочки.
- Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях рисовали цветочек и листики? (ответы детей).
- Дети давайте разомнем наши пальчики. (пальчиковая гимнастика)
- Дети придумайте свой узор матрешкам и приступайте к работе.
В процессе работы даю советы, пояснения, частичный показ, слежу за осанкой детей. В завершение детских работ, оформляется выставка. Какие красочные и яркие получились у вас изделия. Молодцы, мастера-умельцы!
1. Что интересного вы сегодня узнали?
2. С какими народными промыслами мы сегодня познакомились?
3. Какие игрушки были популярны в народе?
4. Какие костюмы носили матрешки?
5. Чем понравилась вам эта игрушка?
Великая Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет –
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте таланте русском
Весь находится секрет!
Прошло много лет, а Матрешка до сих пор любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба.
А за то, что вы помогли матрешкам стать красивыми, нарядными, яркими они приготовили вам подарки.
Ну, а сейчас пришло время расстаться. До свидания, до новых встреч!