Папки-передвижки

НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Насекомые»

ИРИНА ГУРЖОВА
НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по теме: «Насекомые»

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩИЕ:

*учить детей работать с перфокартами и картами-схемами.

*знакомить детей с новыми фактами о жизни насекомых, с их многообразием, расширить у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, среде обитания, на примере бабочки, божьей коровки и пчелы;

Публикация «НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Насекомые“» размещена в разделах

*упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (своеобразию отдельных частей тела, среде обитания, способов питания).

*вызвать интерес к окружающему миру, сформировать реалистические представления о природе.

*вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые», слов: энтомолог, съезд.

*продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

*воспитать доброе отношение к маленьким соседям по планете, желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, поле, у открытых водоемов и рек, не разрушать условия жизни насекомых.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

* развить зрительную и слуховую память, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме.

*Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

*Развить связную речь.

*Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

*Активизировать внимание детей, развить логическое мышление

* Развивать общую моторику, координацию.

Дети входят в группу и здороваются.

В-ль: Друзья мои, сегодня я хотела с вами поговорить о ….

Звонок по скайпу. Дети рассаживаются.

Звонит тетушка Сова. .(Включить запись из мультфильма)

. Запись прервалась…

В-ль: что- то со связью!

В-ль: дети, какое непонятное, трудное, новое слово – энтомологи…

В-ль: дети энтомологи – это ученые, которые изучают насекомых. Давайте повторим это слово хором.

Дети:….

В-ль: и куда собралась т. Сова?

Дети: на слет энтомологов…

В-ль: слет – это собрание, где обсуждают важные вопросы, выступают с сообщениями.

В-ль: что же хотела сказать нам тетушка Сова? Сейчас я ей перезвоню. Воспитатель звонит и т. Сова ей по телефону сообщает какую-то информацию.

В-ль: и так друзья, т. Сова сказала, что интернет,к сожалению, работает плохо, поэтому всю информацию она будет сообщать по СМС. А сейчас она рассказала, что ей предложили сделать доклад на слете энтомологов о насекомых, но она не успевает в срок ей не хватает нескольких страниц…Она просит о помощи нас. Готовы помочь?

Звук телефона.

В-ль: т. Сова подает нам первый сигнал. Она пишет:

Прошу узнать следующую информацию:

1. Кто такие насекомые, почему они так называются?

2. Утоните их строение- из каких частей состоят или отличительные черты этих животных?

3. Где они обитают?

4. Как передвигаются?

5. Чем питаются?

Чтобы нам было проще собирать материал и чтобы мы ничего не забыли, давайте будем использовать карточки – схемы. Они лежат перед вами на столе.

1.?

2. части тела.

3. характер движений (прыгают, ползают, летают)

4. питание (вилка и ложка)

5. обитают (на земле, на воде, под землей….)

6. питание (цветок, тля, лист)

В-ль: внимание на экран.

1 слайд - майский жук.

В-ль: м. б. кто – то знает ответ - почему насекомые так называются?

(ставится карточка вопрос)

Дети …

В-ль: Насекомые древнейшие и самые многочисленные жители планеты Земля. Название «Насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки. Они словно делят тело насекомого на части. Вот от этих слов «насечки»,

«насекать» и произошло название «Насекомые»

2слайд – насекомые.

В-ль: а теперь давайте рассмотрим их.

В-ль:. Сколько частей тела?

Дети: три - голова, грудь, брюшко. (дети выставляют схемы по очереди).

В-ль: что у насекомого на голове?

Дети: На голове располагаются : глаза, рот, хоботок, усики. (после каждого названия схема)

В-ль : глаза пчелы необычные, состоящие из отдельных частей, поэтому они не видят так, как видим мы, а изображение складывается как в калейдоскопе из отдельных частей.

В-ль: От груди отходят - …

Дети: лапки

В-ль: Сколько лапок?

Дети: три пары ног или шесть ног. (схема)

В-ль: на туловище имеются три пары конечностей, то есть всего 6 лапок. Запомните : это одно из характерных отличий всех насекомых от других животных. Их еще называют шестиногими.

В-ль: что еще есть у насекомых на груди?

Дети : еще есть крылья:

В-ль: сколько?

Дети: либо два либо четыре. (схема)

В-ль: можете привести пример? Что – то я забыла?

Дети: 4 -у бабочки, 2- у мухи, комара.

В-ль: а еще есть какие-то части?

Дети: брюшко. У некоторых на брюшке есть жало. (схема)

Дети: пчела, шмель …

В-ль: насекомые – самый многочисленный и многообразный класс животного мира. На суше они живут на всех материках, за исключением Арктики и Антарктики.

Воспитатель: Где мы можем в природе встретить насекомых?

Дети: луг, поле, лес; водоемы, под землей, в воздухе

В-ль: давайте уточним- на земле, в земле, у воды. (схема)

В-ль: Как передвигаются?

Дети: летают, прыгают, ползают (схемы)

В-ль : Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые?

Дети: Выдвигают свои предположения.

Воспитатель: Пища насекомых разнообразна.

Дети: одни – питаются нектаром,

В-ль: Кто например?

Дети: шмели, бабочки.

В-ль: Другие?

Дети: поедают листья и стебли растений, семена, корни растений

В-ль: кто?

Дети: например, жуки-листоеды, жук майский

В-ль: не забудьте про схему.

В-ль: Есть которые …

Дети: насекомые, которые поедают других насекомых - это стрекозы, кузнечики, муравьи. (схема)

В-ль: Давайте встанем и подойдем к столу. У меня здесь карточки. Игра называется «4 лишний». Нужно внимательно рассмотреть картинки и назвать лишнюю и объяснить, с помощью предложения с союзом «потому что», почему вы так думаете. Например: лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

В-ль: Итак, друзья, подведем итог: (по карточкам-схемам карточки)

У насекомых есть свои особенности строения какие?.

Дети: это наличие 6 лапок. И далее по схемам.

В-ль: Ну вот мы и ответили на все вопросы т. Совы. Первые страницы доклада готовы. (в-ль показывает и складывает в папку, где написано «Насекомые»(1 лист презентации и второй и схемы)

Воспитатель: ребята, вы с заданием справились.

Звук СМС.

В-ль: т. Сова напоминает о себе.

«В моем докладе не хватает информации о некоторых насекомых. Выручайте. О ком пойдет речь – отгадайте загадки. И докажите, что эти животные - насекомые».

1.

Надевает эта крошка

Платье красное в горошках,

А сама летает ловко

Это …

3 слайд - Божья коровка

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку божья коровка – это очень известный и узнаваемый жук. За что мы её любим?

Дети: за такую яркую необычную окраску. За эти яркие черные точки.

В-ль: Божья коровка не боится, что её съедят, почему?.

4 слайд - б. к. с желтой жидкостью.

Дети: Потому что она выделяет едкую жидкость с неприятным запахом. Поэтому её никто не ест.

В-ль: Выпускает она эту едкую желто-оранжевую жидкость из лапок.

5слайд – тля.

Сама Божья коровка насекомое, которое питается тлей. Тля – это насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели. За это её называют помощником человека.

6 слайд – разные б. к.

В-ль: б. к. может быть не только красная, но и др. цветов. Существует 5 тысяч видов божьих коровок. Они разного цвета и размера. С помощью цвета б. к. отпугивают недоброжелателей, как бы говорят – осторожно опасность, мы – не вкусные.

7 слайд. - много б. к.

Б. к. - очень любят тепло, благодаря тому что их много в гнезде – им тепло. Б. к. может как и перелетные птицы, собираться большими группами и передвигается в более теплые места.

8 слайд.

Особенность б. к. в том, что отправляются они всегда в одно и то же место зимовать. А др. остаются и прячутся под листьями, под корнями, под корой деревьев Чем старше божья коровка, тем цвет её бледнее.

В-ль: теперь обратимся к схемам и заполним их. Мы можем сказать, что б. к. насекомое?

Дети: да – неё 6 лапок….

А сейчас мы превратимся в б. к. Стали в круг на ковре.

Физкультминутка «Божьи коровки»

Мы божьи коровки - (прыжки)

Быстрые и ловкие. (бег на месте)

По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками)

А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем…

Устали ноги от ходьбы, (наклоны)

И кушать мы давно хотим (гладят животик)

Домой скорее полетим (летят на свои места)

Вставим листы с информацией в нашу папку.

Звук СМС.

В-ль: следующая загадка:

2. Бабочка

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,-

Он вспорхнул и улетел!

Что это за насекомое?

Дети….

9 слайд - бабочка.

В-ль: Бабочки очень красивые, но очень хрупкие создания. Им не нравится, когда их трогают, т. к. после этого они сильно болеют и даже погибают. Давайте же бережнее к ним относиться.

А теперь внимание на экран. Мы с вами узнаем, как же появляется на свет это чудо?

(- Самые красивые насекомые – бабочки. Они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают большие, даже гигантские, размером с птицу, и маленькие с ноготок. и т. д.)

Итог: бабочка – насекомое (заполнить перфокарту).

В-ль: давайте подойдем к столу и украсим луг красивыми бабочками.

Разнообразие бабочек на картинке. (приклеить)

Теперь и второй лист готов.

Звук СМС.

В-ль: и последняя загадка:

1. Пчела.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой

Похлопочет над цветком

Он поделится медком.

Дети: Пчела.

10 слайд - пчела

В-ль: что вы знаете о пчеле.

Воспитатель: Правильно! Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд.

В-ль: какие 2 группы пчел существует?

11 слайд – дикие пчелы.

Дети :Бывают дикие,

В-ль:где они живут?

Дети: крепят свое гнездо на ветках, в дуплах.

В-ль: а др. ?

Дети: которые живут в домиках, построенных человеком,

В-ль:как они называются?

Дети: в улье.

11 слайд – пчелы в улье.

А место, где стоят ульи – называется?

Дети: пасека.

12 слайд:-много пчел.

- Пчелы – живут большими семьями. Пчелиная семья состоит из одной королевы, которая откладывает яйца, и несколько тысяч рабочих пчел. Каждый член семьи выполняет свои обязанности: одни пчелы чистят улей, строят соты, другие - заботятся о личинках, третьи – вылетают из улья в поисках пыльцы и нектара.

Ребята, а как общаются пчелы? Как они сообщают друг другу, что нашли цветы с нектаром?

Дети:…

13 слайд – пчелы на улье.

В-ль: Когда рабочая пчела находит цветы с нектаром, она возвращается домой и начинает танцевать, кружиться на входе в улей. Если пчела оживленно танцует, то это означает, что обнаружено большое количество еды и много пчёл улетают на поиски. Пчёлы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар в ячейки сот, где он и превращается в мёд. А куда пчёлы девают свой нектар. Как его переносят?

13 слайд – пчела с пыльцой.

У них на лапках есть специальные корзиночки для сбора пыльцы.

А что происходит с пчёлами зимой? Чем они питаются зимой?

Правильно, этим мёдом они и питаются. Рабочие пчелы поддерживают в улье t 34С и не позволяют опускаться ниже 7С. Принесенный мёд используется пчёлами как горючее, съев его они выделяют тепло. Вот какие удивительные это создания.

14 слайд – мед в сотах и банке.

В-ль:Все знают, что мёд который, дают пчёлы. не только вкусен, но и полезен.

(встали и пошли к столам) там в чашечках мед и ложечки)

В-ль: Как вы считаете, что это?

Дети: Мед.

В-ль: попробуйте его, какой он на вкус, какого цвета, чем пахнет?

- У каждого вида меда есть свое название, в зависимости от того, какого растения пчелы собирают нектар.

Воспитатель:

- Ребята, если например, пчелы собирают мед с цветков дерева липы, как будет называться мед

Дети: липовый

В-ль:- А если с цветов?

Дети: Цветочный

В-ль: А если с растения гречихи?

Дети: Гречишный

Итог:

Воспитатель:

- Ребята, у пчел есть еще одна особенность: они всегда помнят свой дом и как бы далеко они не залетели, они всегда возвращаются только в свой дом и никогда его не путают. Давайте представим себя пчелами, весенним днем на цветочном лугу, и попытаемся передать движениями настроение музыки. По сигналу каждая пчела возвращается в свой домик. У вас в руках цифра, вы должны, полетав, найти домик с тем же количеством цветков. (на спинке стула)

Динамическая пауза

Звучит фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Полет шмеля».

Дети сели.

Воспитатель: как много нового мы узнали.

Звук скайпа.

Т. Сова отрывок из мультфильма.

В-ль: Уважаемая т. Сова. мы выполнили все ваши поручения. Когда вернемся в д / с, отправим все материалы по электронной почте. Рады были Вам помочь.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали. Что вы расскажите дома, когда придете? (Дети отвечают на вопросы воспитателя) Какой основной признак насекомых, почему они так называются?

Воспитатель: Ребята! Всё в природе взаимосвязано и все живые существа нужны для равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на земле может произойти катастрофа. Давай те же бережно относиться к этому хрупкому и удивительному миру – миру насекомых.

Публикации по теме:

Фотоотчет о творческой деятельности воспитанниц семейной группы старшего дошкольного возраста в рамках темы «Насекомые»Фотоотчет о творческой деятельности воспитанниц семейной группы старшего дошкольного возраста в рамках темы «Насекомые» В нашем городе - весенние деньки. Тепло. Появились насекомые. Самое время познакомить дошкольников с этими загадочными существами. Девочки.

Конспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возраста Цель:Закреплять знания детей о насекомых Задачи:Называть отличительные признаки насекомых (шесть лапок,крылья,усики). Развивать словесно-логическое.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья»Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья» Цель. Расширение представлений детей об истории. Задачи. Формировать представления о родственных отношениях и взаимосвязях, знать понятия.

Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возрастаНаблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения.

ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста (часть1)ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста (часть1) ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СЕНТЯБРЬ. 1. Беседа «Что такое опасность?» Цель. Уточнить и расширить знания детей об опасных ситуациях дома.

ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование часть 3ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование часть 3 ЯНВАРЬ. 1. Решение проблемных ситуаций «Очень подозрительный тип» Цель. Сформировать представления детей о том, что опасно открывать дверь.

ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование часть 4ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование часть 4 МАРТ. 1. Логоритмическая игра «Травма» Цель. Закрепить знания детей о причинах травм и способах оказания первой помощи при травме. 2. Тренинг.

Информация для родителей во время самоизоляции по теме «Насекомые» для старшего дошкольного возрастаИнформация для родителей во время самоизоляции по теме «Насекомые» для старшего дошкольного возраста Уважаемые родители! Находясь дома на самоизоляции рекомендуем Вам вместе с ребёнком побеседовать о насекомых и рассказать ему интересные.

Сценарий летнего развлечения на улице «Насекомые. Кто полезней и важней?» для среднего и старшего дошкольного возраста СЦЕНАРИЙ ЛЕТНЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА УЛИЦЕ «Насекомые. Кто полезней и важней?» для среднего и старшего дошкольного возраста Действующие лица:.

Экологический проект для старшего дошкольного возраста «Насекомые»Экологический проект для старшего дошкольного возраста «Насекомые» Проект экологической направленности,информационный. Через проект планируется приобщить детей к природному окружению и формированию у них.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Насекомые»
Опубликовано: 6 ноября 2021 в 18:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Насекомые»» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА ГУРЖОВА (УИ 256260) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД