Папки-передвижки

Конспект НОД учителя-логопеда в старшей группе ОНР «Путешествие на птичий двор»

Светлана Тимофеева
Конспект НОД учителя-логопеда в старшей группе ОНР «Путешествие на птичий двор»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: актуализировать и активизировать лексику по теме, совершенствовать грамматический строй речи.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

– закреплять знания о домашних птицах и их птенцах;

- упражнять в употреблении существительных единственного и множественного числа в косвенных падежах;

- развивать умение выделять и определять визуальные признаки и свойства предметов (домашних птиц);

коррекционно-развивающие:

Публикация «Конспект НОД учителя-логопеда в старшей группе ОНР „Путешествие на птичий двор“» размещена в разделах

– развивать зрительное восприятие, абстрактное и пространственное мышление, пространственно-моторный праксис, мелкую моторику, координацию речи с движениями;

коррекционно-воспитательные:

– формировать интерес к окружающему миру;

– воспитывать положительное отношение к деятельности, самостоятельность, активность, инициативность, умение внимательно слушать собеседника.

Оборудование: карточки с теневыми силуэтами птиц (петуха, курицы, гуся, индюка, индюшки, утки); танграм «Петух»; конверт с письмом Незнайки; картинки-нелепицы (петух и курица с утятами, индюк и индюшка с цыплятами, гусь и гусыня с индюшатами, селезень и утка с гусятами, петух и курица с индюшатами, селезень и утка с цыплятами); аудиозапись со звуками птичьего двора, с мелодией песен «Петухи запели» и «Цыплята»; макет птичьего двора на магнитной доске; магнитные фигурки взрослых птиц и птенцов; массажные коврики по количеству детей; маски с изображением птиц каждому ребенку; вознаграждение – раскраска каждому ребенку.

Предварительная работа: рассматривание предметных и сюжетных картинок о домашних птицах, разучивание подвижной игры «Курочка-хохлатка», пальчиковой игры «Курочка», чтение рассказов К. Ушинского «Петушок с семьёй», Е. Чарушина «Утки», упражнение в составлении загадок-описаний о домашних птицах с опорой на наглядную схему.

Ход занятия

I. Организационный момент. (Создание эмоционально-положительного фона)

Дети заходят в группу под мелодию песни «Петухи запели».

Логопед приветствует детей и предлагает им угадать, о ком пойдет речь на занятии. Для этого каждый ребенок получает индивидуальную карточку с теневым силуэтом домашней птицы, встает на свое место за стул рассматривает изображение.

II. Основная часть.

1. Упражнение «Кого ты узнал?». (Объявление темы занятия. Развитие зрительного восприятия. Совершенствование грамматического строя: употребление существительных единственного числа в винительном падеже).

Логопед просит детей ответить на вопрос «Кого ты узнал?»

Дети: Я узнал петуха (индюка, индюшку, утку, гуся, курицу).

Логопед: Вы всех узнали. А как можно назвать их вместе?

Дети: Домашние птицы.

Логопед: Правильно. Домашние птицы узнали, что вы ими интересуетесь, и захотели пригласить вас к себе в гости на птичий двор. Но прежде хотят, чтобы вы выполнили несколько их заданий.

Дети садятся за столы.

2. Работа с танграмом. (Развитие абстрактного и пространственного мышления, пространственно-моторного праксиса, мелкой моторики).

Логопед: Если вы так быстро узнали домашних птиц по их тени, значит хорошо запомнили, чем отличаются птицы друг от друга. У какой птицы есть такие части тела: гребешок, бородка, шпоры, большой яркий хвост?

Дети: У петуха.

Логопед: Правильно. Задание - выложить фигурку петуха из геометрических фигур.

Дети работают с танграмом.

3. Упражнение «Исправь ошибки Незнайки». (Совершенствование грамматического строя речи. Уточнение словаря по теме).

У логопеда в руках красочный конверт.

Логопед: Ребята, кто позавчера был у нас в гостях, когда мы говорили о домашних птицах?

Дети: Позавчера в гостях у нас был Незнайка.

Логопед: Да. Сегодня он прислал нам свои рисунки, на которых изобразил семьи домашних птиц. Он просит вас проверить, правильно ли он все запомнил.

Логопед раздает каждому ребенку картинку-нелепицу.

Логопед: Как думает Незнайка?

1 ребенок: Он думает, что у курицы и петуха утята.

Логопед: Это правильно?

1 ребенок: Нет. У курицы и петуха цыплята.

2 реб. : Незнайка думает, что у индюка и индюшки цыплята. У индюка и индюшки индюшата.

3 реб. : Незнайка думает, что у гуся и гусыни индюшата. У гуся и гусыни гусята.

Аналогично отвечают остальные дети.

Логопед: Молодцы! Вы исправили ошибки Незнайки. Я напишу ему об этом. Пусть хорошо запомнит.

Динамическая пауза «Курочка-хохлатка»

проходит с музыкальным сопровождением (звучит мелодия песни «Цыплята»).

Вышла курочка-хохлатка

Дети идут по кругу за логопедом,

руки сложены в «хвостик» за спиной

С нею – желтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-Ко!

Не ходите далеко!

На скамейке у дорожки

Дети садятся на корточки,

руки прикладывают к щеке

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Затем глаза открывают,

И цыпляток догоняет»

бегут по кругу

Физминутка проводится дважды.

4. Упражнение «Собери семью» (Совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных единственного и множественного числа в косвенных падежах).

Логопед: Как хорошо вы выполняете задания! Теперь самое время отправиться на птичий двор, птицы вас ждут. Закройте глаза и послушайте.

Дети стоят на ковре. Звучит аудиозапись со звуками птичьего двора.

Логопед приглашает детей к магнитной доске с макетом птичьего двора.

На птичьем дворе переполох. Взрослые птицы зовут вас на помощь. Непоседливые птенцы разбежались по всему двору и не могут отыскать своих родителей. Помогите им.

1 реб. : Я помогу цыплятам вернуться к курице и петуху.

Передвигает соответствующие магнитные фигурки.

2 реб. : Я помогу индюшатам вернуться к индюку и индюшке.

Аналогично строят фразы все дети.

Логопед: Вы помогли собрать птичьи семьи и они вам благодарны. А эти маски птицы вам дают для одного из следующих заданий.

Маски на голову с изображением птиц.

5. Пальчиковая гимнастика «Курочка». (Развитие тонкой моторики, координации речи с движениями).

Л: Летом птицы любят гулять по травке и щипать ее. Давайте на минутку превратимся в домашних птиц и «погуляем по травке».

Дети садятся за столы, перед каждым ребенком массажный коврик.

Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки)

Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки)

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук)

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, (хлопают в ладоши)

Не ходите далеко! (погрозить пальчиком)

Лапками гребите, (гребущие движения каждой рукой поочередно)

Зернышки ищите» (собрать зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно:большой–указательный, большой — средний и т. д.)

6. Игра «Кто я?» (Активизация лексики по теме. Развитие умения выделять и определять визуальные признаки и свойства предметов (домашних птиц).

Логопед: И последнее задание. Поиграем в игру «Кто я?». Вот и пригодились нам маски птиц. Я надену кому-то маску птицы. Ребенок не будет ее видеть. Чтобы догадаться, кто он, нужно задавать наводящие вопросы. Дети на его вопросы отвечают только «да», «нет». Вопросы можно задавать про внешность птицы. Задать необходимо не меньше трех вопросов.

1 реб. : У меня длинная шея? На лапках есть перепонки? Я большой?. Я гусь?

Аналогично угадывают свою маску остальные дети.

III. Итог занятия. Логопед предлагает детям перечислить, чем они занимались, кому помогали, какие задания было интереснее выполнять.

Логопед: В награду за активность, самостоятельность и хорошие ответы птицы дарят вам раскраски.

Каждый ребенок получает картинку-раскраску.

Публикации по теме:

Подгрупповая логопедическая НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цель: Развитие образной речи и формирование понятия: «фразеологический оборот», «крылатые слова и выражения», согласно лексической теме.

Спортивно-речевой праздник для детей старшей группы «Звездная универсиада» Видео Цель: Содействовать стремлению детей к преодолению нарушений в речи и двигательной сфере, субъективно – ценностному отношению к своему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД учителя-логопеда в старшей группе ОНР «Путешествие на птичий двор»
Опубликовано: 7 февраля 2015 в 16:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД учителя-логопеда в старшей группе ОНР «Путешествие на птичий двор»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Тимофеева (УИ 304006) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД