Галина Кальченко
НОД «Этот волшебный лед»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для реализации детского исследования, развивать познавательно-исследовательский интерес, выполняя занимательные опыты; развивать свободное общение детей со взрослым, научиться находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. воспитывать любознательность и интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи: Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формировать действия «превращение»
развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
Публикация «НОД „Этот волшебный лед“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Оборудование: ноутбук, проектор, сюжет из фильма «Лед в природе» мешочки со льдом, стаканы с водой, соль, ложки, тарелки, картинки, карточки –схемы поведение в лаборатории, детский микрофон.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулках и в группе за состоянием воды, замораживание кусочков льда, чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», чтение русской народной сказки «Лиса и Волк».
Организационный момент.
В. Ребята, сегодня утром я обнаружила в группе ведерко.
Как вы думаете, что в нем находится?
(Дети предполагают)
В. А помочь нам в этом сможет загадка:
«Заморозил чародей и озера и ручей,
Холодом дышал и вот, не вода в ручье, а…
(лед).
В. Давайте проверим.
(Дети открывают крышку ведерка, там лежат кусочки льда)
В. Дети, на что похож лед?
Ответы детей (на камни, на алмазы и т. д.)
Ребята, а что вы знаете про лед?
Высказывание детей
Я хочу вам открыть один секрет. Лед умеет превращаться и имеет удивительные свойства. Хотите в этом убедиться?
Тогда я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию.
А кто знает, что такое лаборатория?
Ответы детей (место, где проводят опыты)
В. Правильно, в лаборатории проводят исследования, чтобы узнать что-то новое о веществах, а проводят опыты исследователи-лаборанты
(Закрепляем слово – исследователи)
И я предлагаю вам ими стать.
Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
1. на столах ничего не трогать без разрешения
2. Пробовать на вкус, брать в рот в лаборатории запрещено.
3. Бережно обращаться с оборудованием.
4. Соблюдать тишину, не мешать работать товарищам.
(Рассматриваем карточки-схемы)
В. Ребята, лед какой?
Ответы детей (холодный….)
В. Я предлагаю вам согреть лед в своих ладошках и посмотреть, что получится.
Дети греют лед в ладонях, появляется вода.
В. Что вы заметили?
Ответы детей
В. А лед остался таким же?
Дети высказываются (кусочки льда уменьшились)
В. Почему?
Ответы детей (ладошки теплые, а в тепле лед тает)
В. Ребята, ваши ладошки замерзли? Давайте их согреем.
Пальчиковая гимнастика
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок
И сжали в кулачок.
Погреем мы свои ладошки,
Согреем пальчики немножко.
В. Продолжим нашу работу.
В. Чтобы не забыть, что мы делали, я предлагаю вести дневник. Давайте нарисуем превращения льда в воду
Ребенок рисует кусочек льда, а потом лужу
А чтобы было понятно, что лед превратился в воду, я нарисую стрелку.
Значит, к какому выводу мы пришли?
Делаем совместный вывод (лед-это замерзшая вода)
В. А сейчас я предлагаю устроить соревнование между льдинками, завернуть их в разный материал и проверить – в каком материале лед тает быстрее, а в каком медленнее.
Первый стол заворачивает кусочек льда в фольгу, второй - в бумагу, третий в пушистый материал (мех, а один кусочек льда оставим на тарелке на открытом воздухе.
Работа детей.
В. По окончании нашей работы мы проверим состояние льдинок
В. А сейчас я предлагаю устроить ледяную рыбалку. Возьмите в руки нитку, она будет для вас удочкой, смочите ее водой и прикоснитесь к льдинкам,
(Обращаю внимание на то, что лед сухой, не подтаявший и делать все это надо быстро, иначе рыбалка не состоится, сосчитайте до пяти и можно вытаскивать льдинки, как рыбку из воды.
(льдинки прилипли к нитке)
В. Ребята, как вы думаете, почему это произошло?
Предположения детей
Делаем вывод
В. Происходит это потому, что лед очень холодный, и вода на мокрой нитке от соприкосновения со льдом замерзает.
В. Ребята, послушайте загадку:
То морозы, то тепло,
Вся дорога как стекло.
Не полита, а блестит,
Кто по ней идет-скользит
Ответы детей (гололедица)
В. В гололедицу дворники и специальные машины посыпают солью обледенелые дорожки.
Как вы думаете, для чего они это делают.
Дети высказывают предположения
В. Я предлагаю провести опыт. Положите два кусочка льда на тарелку и один из них посыпьте солью, что вы видите?
Работа детей, дети наблюдают
В. Какой вывод можно сделать? (кусочек льда, посыпанный солью,тает быстрее, потому что соль замерзает при более низкой температуре, чем вода)
Ребята, как вы думаете, где в природе можно увидеть лед?
Ответы детей
А сейчас давайте превратимся в пингвинов и немножко отдохнем.
Физминутка
Неуклюжий шел пингвин
Посреди холодных льдин
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой - ножке,
А теперь подскок на левой -
И присел, согнув колени,
Встал, присел и пять прыжков
Очень климат уж суров.
В. Ребята, а где можно информацию об Арктике и Антарктике?
Высказывание детей (найти в интернете, в книгах)
Я предлагаю вам подойти к экрану и посмотреть небольшой сюжет
Просмотр сюжета
В. А теперь пришла пора посмотреть на льдинки, которые мы, которые мы завернули в разный материал
(Дети обследуют, видят, что льдинка, завернутая в мех, почти не растаяла,а в фольге подтаяла больше всего).
Делаем вывод: (мех) не греет сама по себе. Он сохраняет ту температуру, которая внутри нее. Если теплый человек наденет шубу, то она сохранит его тепло, и он не замерзнет даже на морозе. А если холодный снеговик наденет шубу, то она сохранит его холод и он не растает даже в теплом помещении. А фольга обладает большой теплопроводностью, поэтому льдинка быстро таяла.
Вот и подходит к концу наш исследовательский час. Я предлагаю поделиться полученными знаниями. Давайте сделаем «круг открытий» и с помощью микрофона расскажем о своих открытиях.
Дети берут микрофон и рассказывают о том, что они узнали о свойствах льда.
Итог:В. Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что понравилось больше всего?