Виктория Баклыкова
Развитие самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды
Самостоятельность – это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.
Публикация «Развитие самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки. Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно.
Цель – организовать предметное окружение детей для обеспечения, возникновения и развертывания полноценной самостоятельной деятельности детей в группе с учетом их индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.
Развитие самостоятельности – одна из важнейших задач воспитания детей старшего дошкольного возраста. При создании развивающей среды надо решить следующие задачи:
• Способствовать проявлению инициативы и творчества в разных видах деятельности.
• Совершенствовать умение организовывать и завершать собственную деятельность.
• Воспитывать желание вступать в контакт со сверстниками для достижения общей цели.
• Формировать познавательную активность для создания мотивации, привитие навыков познавательной деятельности.
.
Актуальность. Создание развивающего пространства для свободной самостоятельной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. Если в группе создать предметно-развивающую среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать развитию самостоятельности
Предметно-развивающую среду в группе нужно организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Предоставление ребенку свободы, большого «поля» для самостоятельных действий в реализации своих интересов, общение на равных в процессе сотрудничества посредством предметно-развивающей среды, помогает в полной мере реализовать задачи личностно- ориентированного взаимодействия.
Оборудование и материалы в группе нужно постараться разместить в соответствии с линиями развития. Для организации коллективной и индивидуальной деятельности желательно приобрести ширмы, открытые легкие стеллажи, модули. Это оборудование используется по разному функциональному назначению, как разделители пространств, а так же как емкости для хранения атрибутов и т. д.
Ширмы, контейнеры, шнуры, модули помогают и дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.
Развивающую предметно-пространственную среду в группе необходимо организовать так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, находились в поле зрения ребенка, были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.
Дети приучаются все материалы складывать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для игры другим детям и этому же ребенку.
Для удовлетворения потребностей ребенка объекты деятельности необходимо размешать так, чтобы для него в них была какая-то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка.
Информация, заложенная в предметно-развивающей среде побуждает ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность и самостоятельность.
Новая форма работы организация непосредственно-образовательной деятельности «задел на будущее» позволяет детям на основе полученных знаний, и заранее спланированной педагогом развивающей среды самостоятельно прийти к цели, используя метод проб и ошибок.
Так после ознакомления с солнечной системой в образовательной области «познание» дети смогут самостоятельно выложить макет планет из предметов заменителей например, мячей.
Получив знания о ПДД и дорожных знаках, дети могут самостоятельно закрепить ПДД, используя макет улицы, играя в домино «Дорожные знаки».
Отличительной особенностью самостоятельности детей старшего дошкольного возраста является ее организованность, умение организовать сверстников в совместную деятельность, например в игру. Самостоятельность проявляется в приглашении товарища, в сообщении ему замысла, во внесении предложений, советов. В процессе игры инициатива детей направляется на то, чтобы действовать по-своему, т. е. вопреки требованиям взрослых. В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуждаются воображение, инициатива.
Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активизирует действия, учит общению, яркому выражению своих чувств.
В группе нужно подобрать атрибуты для развития сюжетов игр, разнообразные предметы-заместители, они обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры.
В старшем возрасте возрастает роль книги, как источника новых знаний. Поэтому необходимо приучить детей самостоятельно выбирать книгу, правильно пользоваться ею.
В группе можно разместить разнообразные схемы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Например, для самостоятельных дидактических игр и игр с правилами для детей можно создать модель «Как играть?» Подойти – подумать – пригласить пару – поиграть вместе – собрать – положить на полочку.
В художественно-эстетическом направлении самостоятельность выражается в продуктивных видах деятельности, где формируются независимость ребенка от взрослого, стремление реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели. Для этого в центре можно разместить различные технологические карты «Как лепить? и «Как рисовать?». Используя, такие «шпаргалочки-выручалочки» ребенок сможет самостоятельно нарисовать или слепить задуманное.
Таким образом, развивающая среда, обеспечивающая личностно-ориентированное взаимодействие детей способствует развитию самостоятельности. Когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, она эмоционально насыщена и психологически комфортна.
Развивающая среда имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости, креативности, где в конечном итоге формируется полноценная личность с высокой самооценкой и самоуважением. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого.
Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.
Воспитатель должен учить детей с предельным комфортом жить в организованной для них предметно-пространственной развивающей, игровой среде.