Получи документы

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей

Ольга Николаевна Михалкина
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Публикация «Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей» размещена в разделах

Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитие своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.

Эстетика быта, как ее понимают специалисты, - это вся окружающая нас обстановка, организованная по законам красоты и пользы, это наши манеры поведения, внешний вид, одежда, т. е. все то, что создает нам и окружающим нас людям хорошее настроение, что обеспечивает полноценную работоспособность и отдых. Эстетично – значит разумно, удобно и, конечно, красиво.

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума, воли родителей.

Наш девиз общения педагогов с родителями : «Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей, и то, что мы предлагаем родителям, должно быть интересно и полезно».

Актуальность

Педагогический «ликбез» был необходим в первые годы советской власти, когда родители были недостаточно образованны. Сегодня можно самостоятельно найти нужную информацию в различных источниках, но именно о своем ребенке родители ее не найдут. В течение ряда лет практика сотрудничества общественного и семейного воспитания преследовала цель – сообщить знания, сформировать представления, убеждения, проконтролировать, исправить, и даже перевоспитать родителей. Педагогам было проще строить работу с родителями с целью сообщения знаний, используя разнообразные формы просвещения, без учета обратной связи. Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, мы уточняем и расширяем понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии.

Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами.

Главное в работе с родителями - переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей

• Переход к сотрудничеству на основе диалога

• Общение по принципу позитивного принятия другого человека

• Безоценочный стиль отношений

• Дифференцированное взаимодействие по ряду социальных факторов

• Конфиденциальность в общении

• Учёт личного опыта родителей

• Ориентация в содержании общения на актуальные проблемы

• Доверительность отношений между педагогами и родителями

• Реализация принципа открытости детского сада для родителей

• Вовлечение родителей в педагогический процесс (реализация принципа «семья – детскому саду»)

• Вариативность содержания форм и методов образования родителей

• Индивидуальный подход к детям и родителям, раскрытие особенностей каждого конкретного ребёнка

• Формирование у родителей педагогической рефлексии

• Формирование родительской компетенции

Формы работы в нашем дошкольных учреждений с родителями разнообразны : живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации

Использование педагогами наглядно- информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствуя возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном учреждении.

Издание газеты «Дитя» способствует привлечению родителей к воспитанию и образованию детей, через создание единой среды. Каждый родитель имеет возможность узнать о проходящих мероприятиях в ДОУ, поделиться своим опытом воспитания ребёнка.

Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей.

Организуются различные выставки.

Проводятся акции.

Наши педагоги активно внедряют в практику работы с детьми музейную педагогику. Этому предшествовала большая совместная работа с родителями педагогами. В учреждении оборудованы мини-музеи - «Русская горница», «Музей развития человечества», «Матрешка», «Космос»,«Транспорт нашего города». Все экспонаты собраны руками детей, родителей, педагогов которые периодически обновляются и используются с различными целями. Создание мини – музеев – это практический выход проектов. Результаты работы с проектами показали, что дошкольники приобретают отчётливые позитивные изменения в познавательном развитии, наблюдается личностный рост, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Приятно говорить и об изменениях в отношении между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

При этом существует опасность подменить наглядностью живое непосредственное общение педагога с родителями воспитанников, уйти от диалога к монологу. Ведь именно общение способно помочь педагогам и родителям лучше понять друг друга, обьединить усилия, прийти к общей взаимодополняющей позиции в воспитание ребенка.

Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.

Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей. Одна из годовых задач ДОУ «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Публикации по теме:

Мой любимый город!Мой любимый город! В сентябре наш любимый город отметил свой 419-й год рождения. Вот и стал наш город на год старше! Улицы города были украшены разноцветными.

Мои размышления о роли детства в формировании личности Вопросы воспитания никогда не были для меня пустым звуком. Я родилась и выросла в семье учителей. И частыми гостями у нас были учителя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей
Опубликовано: 21 декабря 2013 в 21:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаевна Михалкина (УИ 7624) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД