Ольга Николаевна Михалкина
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Публикация «Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей» размещена в разделах
- Магазин. Профессия продавец
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитие своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.
Эстетика быта, как ее понимают специалисты, - это вся окружающая нас обстановка, организованная по законам красоты и пользы, это наши манеры поведения, внешний вид, одежда, т. е. все то, что создает нам и окружающим нас людям хорошее настроение, что обеспечивает полноценную работоспособность и отдых. Эстетично – значит разумно, удобно и, конечно, красиво.
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия.
На современном этапе семейное воспитание признано ведущим.
Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума, воли родителей.
Наш девиз общения педагогов с родителями : «Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей, и то, что мы предлагаем родителям, должно быть интересно и полезно».
Актуальность
Педагогический «ликбез» был необходим в первые годы советской власти, когда родители были недостаточно образованны. Сегодня можно самостоятельно найти нужную информацию в различных источниках, но именно о своем ребенке родители ее не найдут. В течение ряда лет практика сотрудничества общественного и семейного воспитания преследовала цель – сообщить знания, сформировать представления, убеждения, проконтролировать, исправить, и даже перевоспитать родителей. Педагогам было проще строить работу с родителями с целью сообщения знаний, используя разнообразные формы просвещения, без учета обратной связи. Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, мы уточняем и расширяем понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии.
Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами.
Главное в работе с родителями - переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей
• Переход к сотрудничеству на основе диалога
• Общение по принципу позитивного принятия другого человека
• Безоценочный стиль отношений
• Дифференцированное взаимодействие по ряду социальных факторов
• Конфиденциальность в общении
• Учёт личного опыта родителей
• Ориентация в содержании общения на актуальные проблемы
• Доверительность отношений между педагогами и родителями
• Реализация принципа открытости детского сада для родителей
• Вовлечение родителей в педагогический процесс (реализация принципа «семья – детскому саду»)
• Вариативность содержания форм и методов образования родителей
• Индивидуальный подход к детям и родителям, раскрытие особенностей каждого конкретного ребёнка
• Формирование у родителей педагогической рефлексии
• Формирование родительской компетенции
Формы работы в нашем дошкольных учреждений с родителями разнообразны : живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации
Использование педагогами наглядно- информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствуя возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном учреждении.
Издание газеты «Дитя» способствует привлечению родителей к воспитанию и образованию детей, через создание единой среды. Каждый родитель имеет возможность узнать о проходящих мероприятиях в ДОУ, поделиться своим опытом воспитания ребёнка.
Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей.
Организуются различные выставки.
Проводятся акции.
Наши педагоги активно внедряют в практику работы с детьми музейную педагогику. Этому предшествовала большая совместная работа с родителями педагогами. В учреждении оборудованы мини-музеи - «Русская горница», «Музей развития человечества», «Матрешка», «Космос»,«Транспорт нашего города». Все экспонаты собраны руками детей, родителей, педагогов которые периодически обновляются и используются с различными целями. Создание мини – музеев – это практический выход проектов. Результаты работы с проектами показали, что дошкольники приобретают отчётливые позитивные изменения в познавательном развитии, наблюдается личностный рост, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Приятно говорить и об изменениях в отношении между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.
При этом существует опасность подменить наглядностью живое непосредственное общение педагога с родителями воспитанников, уйти от диалога к монологу. Ведь именно общение способно помочь педагогам и родителям лучше понять друг друга, обьединить усилия, прийти к общей взаимодополняющей позиции в воспитание ребенка.
Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.
Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей. Одна из годовых задач ДОУ «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.