наталья белякова
Использование средств физической культуры в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей является сегодня очень актуальной и является одной из основных задач в ДОУ.
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Цель Федеральной программы достигается через решение следующих задач:
обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
Публикация «Использование средств физической культуры в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольников» размещена в разделах
построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Реализация образовательных целей и задач Федеральной программы направлена на достижение целевых ориентиров ДО, которые описаны как основные характеристики развития ребенка.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания, являются занятия физической культурой и спортом, так как формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно-волевых черт личности.
Особую актуальность занятия физической культурой и спортом приобрели в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию, где говорится о необходимости воспитания патриотов России, обладающих высокой нравственностью. И начинать это воспитание нужно с дошкольного детства.
Патриотизм – это воспитание в ребёнке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм, ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
- когнитивно - смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
-эмоционально - ценностный, характеризующийся любовью к Родине - России, уважением к своему народу, народу России в целом;
- регуляторно - волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Так как патриотическое воспитание является частью нравственного воспитания, то для него хороши такие формы и методы как :
-индивидуальная работа;
-тематические занятия: («Пожарные», «Военные профессии» ит. д.);
- игры (народные подвижные игры «Жмурки», «Горелки», «Заря – заряница» и др. ; театрализованные игры, постановки, сюжетные, дидактические («Узнай по описанию», «Продолжи фразу» «Ассоциации» и др.);
- слушание и заучивание стихотворений, загадок, потешек;
- просмотры мультфильмов, видеороликов, презентации;
-КВН, викторина, организация посильного труда детей;
- организация выставок совместного творчества, экскурсии;
-развлечения, досуги, праздники, соревнования («Аты – баты», мы готовимся в солдаты», «Будем в армии служить», «Богатыри земли Русской», а также проведение спортивно-познавательного фестиваля ГТО (1 ступень) «Отцовский патруль. Мы ГОТОВЫ». Организация музыкально - спортивных народных праздников: «Масленица», «Осенняя ярмарка»; «Встречаем Рождество» и др.
Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают к празднованию государственных праздников таких как: «День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День защиты детей», «День народного единства», «День семьи» и т. д.
Но эффективный результат они дают лишь при определённых условиях. Важным условием является тесная взаимосвязь с родителями. Проведение совместных массовых мероприятий - наиболее эффективная форма общения детей с родителями. Где игровая деятельность является одной из интересных форм детской деятельности так как служит естественной формой передачи детям необходимого объёма знаний и умений. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют своё умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, создаёт определённый эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до8 лет) по патриотическому направлению
Планируемые результаты реализации ФОП:
- ребёнок проявляет патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к культуре и обычаям; государственным праздникам, событиям, происходящим в стране, испытывает чувство гордости за достижения в области искусства, науки и спорта; стремится принимать участие при поддержке взрослых в социальных акциях, волонтерских мероприятиях, в праздновании событий, связанных с жизнью родного города (поселка);
-ребёнок проявляет познавательный интерес к социальным явлениям, к жизни людей в России и разных странах и многообразию народов мира; знает названия своего города, столицы и страны, их главные достопримечательности; государственные символы, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества.
Хочется подчеркнуть, что воспитание любви к своей Родине, своему городу – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства.