Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Любовь Рыбакова
Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре родного края, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Публикация «Консультация для педагогов „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Помочь дошкольникам шире познакомится с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы по патриотическому воспитанию.

Основные задачи по воспитанию патриотизма у детей, через ознакомление с родным краем:

1. Знакомить детей с историей развития родного края.

2. Прививать любовь к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.

3. Способствовать формированию патриотических чувств, чувства гордости, поддерживать преемственность поколений.

4. Учить отображать в творческих работах красоту родного края.

5. Воспитывать бережное отношение к поселку, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.

6. Создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины.

Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, включить в работу с детьми упражнения, игры, проекты, в структуру, которых вписывается региональный компонент. Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно – прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому приобщить детей любить родной край помогают художественные средства: стихи, загадки, народные песни и сказки, пословицы о Родине.

Все задачи нравственно – патриотического воспитания решаются во всех видах детскойдеятельности: на занятиях, в играх, в труде, быту, так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь, в детском саду и дома, его взаимоотношение со сверстниками и взрослыми.

Так, при ознакомлении с природой родного края акцент следует делать на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях. Дети при этом получают представления о том, какие животные обитают в наших лесах, какие деревья растут, по какому дереву можно сразу определить Алтайский край, какие цветы характерны для алтайских лугов. Закрепляются эти представления в рисовании, аппликации, особенно если они выполняются совместно. Темы могут быть примерно такие: "Поля нашего края", "Березовая роща".

Взрослые должны рассказать о родном крае, показать его. Нужно показать ребёнку, что Алтайский край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Воспитатель может провести беседы о памятниках, музеях и т. д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Средствами патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются само окружение (природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране, крае, родном городе и детском саду.

Первой ступенькой в формировании нравственно-патриотического воспитания дошкольника является приобщение к истории и культуре родного края. Ведь еще академик Д. И. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Любой край, город, поселок, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, быт. Подборка соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что его родной город, поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Работу можно начинать с младшей группы, где дети знакомятся с названием нашего города, рассматривают фотографии, знакомятся с улицей, на которой находится детский сад.

Детей постарше познакомить с тем, что находится на близлежащих улицах: школа, почта, магазины, рассказываем об их назначении, подчеркивая, что все создано для удобства людей.

Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят уже старших детей расширяется - это наш город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, объясняя в честь кого они воздвигнуты. Старшие дошкольники знают название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а так же в честь кого они названы. Детям объясняют, что у каждого человека есть родной дом (город, страна, где он родился, вырос и живет.

Для этого мы знакомимся с природой родного края. Дети учатся любоваться природой родного края любить и беречь ее.

В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек, дедушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов, прививаем детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и. т. д. Дети подводятся к пониманию, что мы победили, потому, что любим, бережем и защищаем свою Родину и Родина чтит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Большое значение в данной работе имеет взаимодействие с родителями, которое способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей и ценностей. И надо отдать им должное они всегда готовы помочь нам в этой работе: оказывают помощь в оформлении выставок на «День Матери», «День защитника Отечества», «8Марта», оформлении альбомов: «Наша семья», поделок, стенгазет.

Ведь как сказал А. С. Макаренко «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Эту заповедь великого педагога, мы стараемся использовать при работе с детьми и их родителями.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами нашей большой страны России, со столицей нашей Родины - Москвой, символикой и президентом России.

В нравственно-патриотическом воспитании важную роль играет и музыка. Через совместную музыкальную деятельность воспитывается любовь к своей стране,родному городу,дому,детскому саду,любовь и уважение к армии. Проводятся фольклорные праздники:масленица-проводы зимы,колядки,играют в игры. Дети знакомятся с защитниками Отечества слушая песни о защитниках,поют эти песни. Главным праздником в патриотическом воспитании является праздник День Победы. Здесь они маршируют,поют военные песни. Дети с родителями участвуют в акции Бессмертный полк.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны.

Интонационные достоинства песен позволяют детям исполнять их как в младшем возрасте, так и в старшем. Разнообразие народных мелодий обогащает музыкально – ритмические движения детей и прида?т им определ?нную окраску. Все мелодии и песни, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.

Дети начинают понимать разный характер используемого материала: мелодичные,

спокойные песни о природе; задушевные о маме; глубокие, трагичные о войне;

гордые, торжественные о победе, армии; вес?лые, задорные – о детстве…Нравственное воспитание ребенка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери, ведь для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. С большой любовью ребята делают для мам подарки,рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Нет ни одной песни про маму, где бы не звучала ласковая, нежная, добрая мелодия, передающая нежность и любовь к единственной на свете мамочке… Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму, и чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ, и чувство нежной радости, ласкового

спокойствия. Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я, совместно с

воспитателями и специалистами, использую их в разных ситуациях: во время

утренних бесед о маме, после чтения стихотворений о маме, при рассматривании

репродукций с изображением матери с ребенком, а также в праздничном концерте,

посвященном Женскому дню 8 Марта, Дню матери.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики

легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять

без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие

подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, деятельности по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления от экскурсий к памятнику погибших воинов.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, то же касается игры на детских музыкальных инструментах. Народную музыку необходимо включать для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Из года в год со своими ребятами мы проводим русские календарные праздники — уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Осенние праздники — праздник урожая. Зимние праздники – Рождественские посиделки, Святки, Колядки, Масленица. Кричат заклички солнышку и птичкам, а зиму прогоняют. Обрядовая еда — блины, включение в общее действо, оно особенно важно для маленьких детей.

В сценарии наших праздников включаю русские народные сказки («Колобок», «Репка», хороводы («Дедушка Мороз» с участием сказочных животных, «Огородная – хороводная», «Весенняя огородная», хоровод «Солнышко», хоровод «По грибы», осенние, зимние, весенние обрядовые игры. Всё это способствует формированию внутренней готовности к восприятию наших истоков — русской народной культуры, вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.

В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы»Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы» Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи.

Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Видеоконсультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Видеоконсультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»Цель: Формирование патриотических чувств, через воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 21 июня 2021 в 18:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД