Лучший педагог года

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы. Консультация для педагогов

Елена Горобец
Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы. Консультация для педагогов

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

Публикация «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы, Консультация для педагогов» размещена в разделах

Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Многочисленные исследования Н. С. Карпинской. Л. Н. Стрелковой, А. Н. Виноградовой, Р. С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому.

Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений. Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведений, поэтому после чтения обязательно провести беседу о прочитанном, обсуждение описываемых ситуаций, заключающих в себе моральный смысл, с целью формирования у них умения оценивать поступок литературного героя и те переживания, которые он испытывает при совершении поступка. Например, при беседе с детьми по рассказу Н. Носова «Карасик» рассматривается ситуация: Виталик обменял карасика на свисток, а когда мама обнаружила пропажу рыбки, он свалил всю вину на котенка. Автор обсуждает с детьми о двух возможных выходах из ситуации: либо сознаться маме во лжи (но тогда последствием будет наказание, либо продолжать утверждать, что карасика съел Мурзик (избежав тем самым наказания). Можно расширить содержание беседы, так как на самом деле в рассказе описаны две ситуации: первая – когда ребенок лжет, опасаясь гнева мамы, т. е. вырабатывает неправильный выход (противоречащий моральной норме, и вторая – когда он видит последствия своего поступка: мама выгоняет котенка. Жалость к несправедливо наказанному Мурзику из-за его лжи побуждает Виталика сознаться в своем поступке, несмотря на возможное наказание.

В ходе беседы с детьми, оцениваем поступок героя. Даже если герой поступил, например, плохо, нужно постараться вызвать у детей сочувствие к нему, побуждаю детей переживать вместе, для чего предложить поставить себя на место героя, разыграть этюд.

В. Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело : им решается участь человека».

Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель выступает проводником детей в миры, создаваемые книгой, а как партнер вместе с детьми удивляется восхищается, огорчается, сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях.

Разумеется, чтобы подбирать художественные произведения для чтения и использовать их как смысловой фон для других видов деятельности, воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в текстах, по крайней мере, прочитывать их заранее и определять, какие из них придутся по душе детям его группы.

Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: Книга должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять удовольствие.

В связи с этим представляется целесообразным определить некоторые общие методические требования:

1. Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы;

2. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня;

3. Чтение должно проходить в непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого как им удобно); каждый ребенок добровольно присоединяется к читающему, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать чтение обязательно соблюдают правило: заниматься своими делами тихо, не мешая остальным;

4. Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания (проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и т. п., монотонное, механическое (отчужденное) чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу;

5. Воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного (продолжающегося) чтения – малые литературные формы для непродолжительного; целесообразно также чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам;

6. При подборе и планировании последовательности чтения художественных текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (праздники, памятные даты, тематическими циклами, намеченными для познавательно-исследовательской деятельности, и направленностью актуальных интересов детей группы. Список подобранных текстов постоянно корректируется педагогом, с учетом появляющихся у детей вопросов, возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой;

7. В каждой группе всегда должно быть несколько сборников художественных текстов из рекомендательного списка (стихи, фольклорные и авторские сказки, рассказы детских писателей, из которых воспитатель, реагируя на актуальную ситуацию, может в любой момент выбрать подходящее произведение. Хрестоматия не должна быть единственным или основным источником художественных текстов.

Таким образом, использование художественной литературы в разных видах детской деятельности, позволит не только сформировать практические навыки нравственных норм поведения в обществе, но и раскрыть их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

Надеюсь, что в будущей взрослой жизни у воспитанников не потеряется детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, чтобы детство осталось ярким началом жизненного пути.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Творческая игра в социализации дошкольников Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы. Консультация для педагогов
Опубликовано: 8 января 2014 в 21:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД