МААМ-картинки

Нравственное воспитание ребенка сказкой

Валентина Серенко
Нравственное воспитание ребенка сказкой

Сказка издавна считается средством народной педагогики. Сказка зародилась еще тогда, когда люди имели весьма смутные представления о том, что такое педагогика как мы ее теперь представляем. И при помощи сказок происходило обучение, в том числе, и нравственным нормам. Да и современная педагогика указывает нам на громадное количество достоинств сказки. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что дошкольники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых,

Публикация «Нравственное воспитание ребенка сказкой» размещена в разделах

обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что

побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые

погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в

жизни всегда было так.

Сказка развивает оценочные суждения; в процессе анализа сказки они

неоднократно сталкиваются с вопросами: «Что (какие качества) больше всего

ценится в людях? За что наказывают, а за что поощряют? Почему некоторым

героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они,

наоборот, отворачиваются?»

Большой потенциал положительных нравственных поучений

педагогическом смысле этого слова) несут в себе сказки.

Сильной стороной сказок является их активная, действенная

направленность на победу, на торжество правды.

Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен:

«Сказка — ложь, а в ней намек! Добрым молодцам урок».

Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки. В народной сказке о

своей жизни повествует сам ее создатель — народ. Однако главная ценность

заключается не столько в показе отдельных моментов жизни народа, сколько в

самом подходе к изображению народа. Народ талантлив.

Велико значение сказок как средства развития речи.

Сострадание, совесть, соучастие, сочувствие, содействие — это основы

человеческого достоинства, чести — по строгой оценке народа. Именно в этом и

состоит воспитательная ценность сказки. Силой объединения выступают

неизменно в народных сказках, правда, искренность, доверчивость, щедрость,

отзывчивость, душевная мягкость, уступчивость, безунывность, оптимизм.

Любит народ честных, смышленых, ловких, смелых. Ведет их через

испытания, потери, ошибки к нелегкой победе. Гуманность вообще присуща

детям, большинству детей, конечно, если их правильно воспитывают, — «добром

и на добре». Героические сказки учат мужеству, героизму, смекалке — драться и

побеждать не числом, а уменьем. Гибок и тонок ум народа. Разгадан и механизм

влияния сказок на внутренний мир ребенка. Сопереживание обеспечивает

перенос качеств, чувств, ситуации на себя. Слушая, ребенок активно трудится —

выбирает, оценивает, радуется, плачет. Значителен сам по себе уже и выбор

сказки. У каждого ребенка есть любимая.

Педагог в своей работе использует разнообразные приемы и методы

работы над воспитанием детей. И одним из этих приемов и методов является

приобщение детей к волшебному миру сказок, который, например, позволяет

сформировать у ребенка представление о том, что добро побеждает зло, но не

само по себе, а путем преодоления трудностей. Обучение и воспитание младшего

школьника ведем через волшебный мир сказок. В ней достаточно ярко

выражаются нравственные формы и принципы, эстетические идеалы. Победа

добра над злом обязательна.

Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость,

взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье,

желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие

человеческие недостатки.

Сказка развивается и в настоящее время. В ней используется новейшие

достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на

исторически, сложившихся сказочных принципах : победе добра над злом,

патриотизме, взаимной поддержке и др.

Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование

которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи

обучения, особенно в работе с дошкольниками.

Педагог всегда акцентирует внимание детей на том, что учиться лучше не

на своих ошибках, а на опыте других. В этом плане надо особо отметить роль

героев сказок, которые учат тому, что каждый поступок приводит к тем или иным

последствиям, далеко не всегда положительным как для себя, так и для других.

Одним из основных требований в работе со сказкой является ее

выразительное чтение. Но в работе с дошкольниками, на мой взгляд, сказку

лучше рассказывать наизусть. Это вызывает у детей особый интерес.

Воспитатель, рассказывая сказку, видит лица детей, оценивает их реакцию, а,

используя мимику и жесты для восприятия происходящей ситуации, повышает

ее значимость.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и

волшебством, всегда привлекает детей, дает возможность оценивать его,

выступать на стороне того или иного персонажа, т. е. активно действовать в

воображаемом мире, творчески преобразуя его. Перевоплощаясь в сказочных

героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях

людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в

трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость,

верить в силу любви и добра. Сказка несет в себе положительный эмоциональный

заряд, который при грамотной работе педагога может быть привнесен в обучени

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание ребенка сказкой
Опубликовано: 18 марта 2024 в 20:40
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД