Ольга Пигарева
О моем участии во Всероссийском конкурсе стипендий и грантов имени Льва Семеновича Выготского (февраль-апрель 2017 года) Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Я- победитель Всероссийского конкурса степендий и грантов имени Льва Семенович Выготского.
Всего на конкурс поступило 2199 заявок со всей России. От Калининграда до Владивостока. Из них экспертная комиссия определила 100 победителей, которые примут участие в Летней школе в Москве. Хочу поделиться, уважаемые мои коллеги, своим опытом участия. Каждому участнику нужно было предоставить: во-первых, эссе по одной из предложенных тем. Я выбрала тему "Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека".Вот текст моего эссе.
Публикация «О моем участии во Всероссийском конкурсе стипендий и грантов имени Льва Семеновича Выготского (февраль-апрель 2017 года) Видео» размещена в разделах
"Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. (Николай Васильевич Шелгунов)
Мы живем в XXI веке. Мир вокруг нас постоянно меняется. Вместе с современным миром меняется и наша система образования. Это требование времени. Одним из основных принципов новых образовательных стандартов заявлен принцип сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем уровне развития человека. Что же такое «детство»? В чем же заключается его уникальность и самоценность? Почему так важен этот этап для каждого человека? Почему его так внимательно изучали и изучают лучшие представители науки и культуры? О нем пишут и рассуждают. О нем слагают песни и стихи. По нему тоскуют и им восхищаются. У кого – то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития.
Чтобы разобраться в этих вопросах, для начала нужно определиться с понятием «детство». В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дается определение : «Детство - ранний, до отрочества, возраст, период жизни в таком возрасте» Итак, детство - это начало, первый этап жизненного пути человека. Замечательный польский врач и педагог Януш Корчак считал детство фундаментом жизни: «без полноценного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной». Именно про это время писал выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложиться в этот характер в первые годы, ложится прочно, становится второй натурой человека… Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы» Доктор психологических наук В. И. Слободченко пишет, что «детство - период сотворение ребенком своего «я», свой образ «я» в этом мире делает допуск ко всему, что его окружает». Я полностью согласна с данными высказываниями. Их подтверждение я вижу в своем детстве, которое было наполнено совместными чтениями книг, народными песнями, изготовлением поделок, домашними концертами, походами на каток и на рыбалку, в лес за грибами и ягодами. Мне повезло - мой отец был педагогом, как говорят, от бога. Он работал в ПТУ воспитателем. Был очень добрым и любящим. Подростки его обожали. И очень много времени уделял нам, своим детям. Это был мой первый идеальный образец педагога. Да, основа личности формируется в детстве, до школы. Ведь именно в это время ребенок как губка, впитывает все, что видит и слышит вокруг себя. Учится общаться и играть со сверстниками. Его воображение работает в полную силу. Он легко внушаем и поэтому очень доверчив. Малыш еще только всему учится, копируя тех взрослых, которые рядом. Но у каждого дошколенка глубоко внутри спрятан маленький огонек его уникальности, его таланта. И задача взрослых помочь этой искорке разгореться ярким пламенем, стать ярким факелом, освещающим затем всю его жизнь. Не обучать, а помогать «разуму ребенка в его работе над своим развитием». Ребенок при этом должен получать удовольствие от своей деятельности, само выражаться, самосовершенствоваться и при этом чувствовать себя уверенно. Руководствуясь девизом «Все дети талантливы, нужно только помочь им раскрыться», я использую в работе с детьми различные виды детской деятельности. Именно в процессе игры, общения, исследования окружающего мира и себя, знакомства с миром музыка и изобразительного искусства, литературы у моих ребят пробуждаются не только внутренние резервы, но и формируются и развиваются ведущие психические процессы (восприятие, память, мышление). Подтверждение этому я нахожу в работе известного советского педагога В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». И мне очень близки эти слова. Весь день моих малышей наполнен музыкой, сказками, играми, творчеством. Они удовольствием бегут в детский сад. Я вижу их ждущие, любопытные глаза, искрящиеся смехом лица и понимаю, что участвую в очень важном процессе. В процессе создания всесторонне и гармонично развитой личности.
Известный психолог в области детства П. П. Блонский писал: «Единственно правильное воспитание – естественный рост душевных сил ребенка, которые сообразуются с природными задатками ребенка». Он считал, что ребенок должен быть воспитываем как ребенок, считал необходимым дать возможность его детству проявиться во всем объеме. Его слова о том, что в каждом возрастном периоде нужно «обращать преимущественно внимание на то, что соответствует специфической восприимчивости данного периода, чтобы не упустить благоприятный момент». Януш Корчак считал ребенка «самостоятельной «отдельностью», независимой от другой воли личностью», говорил о полноценности его как человека и о самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни. «Дети – такие же, как и взрослые люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта». Именно в этот период ребенок усваивает нравственные и общечеловеческие ценности, у него формируется свое отношение к миру. В его наборе личности появляются такие качества, как доброжелательность, уважение, чувство собственного достоинства и др. идет становление личности.
Я считаю, что всем, кто работает с детьми, нужно помнить: дошкольное детство – это особый мир. У него свои культура, ценности, язык, чувства, действия, образ мышления. Каждый ребенок – исследователь, открывающий для себя окружающий мир, познающий себя и свои уникальные возможности. Давайте будем рядом с ним, чтобы подсказать, помочь, раскрыть, поддержать. И просто чтобы его любить!"
Во-вторых, были предложены номинации, по которым нужно было представить проект или описание своей деятельности. Я выбрала номинацию "Мастер" и представила групповой, познавательно-исследовательский проект работы с детьми младшего дошкольного возраста "Здравствуй, зимушка-зима!", который я провела этой зимой со своими малышами. Данный проект был направлен на практическое решение задач развития дошкольников и учитывал самоценность дошкольного периода детства. В конце проекта нужно было указать сильные и слабые стороны проекта.
И в третьих, нужно было предоставить видео- интервью "Разговор с родителями".Это интервью было выстроено в виде само презентации, где я, отвечая на вопросы родителей, обрисовала свои подходы к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Самое трудное в этом задании было уложиться в 2 минуты эфира.
Видео: https://www.youtube.com/embed/fyEGY1_CeDE