МААМ-картинки

О проектной деятельности

Елена Шутова
О проектной деятельности

О проектной деятельности

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. В процессе экспериментирования ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Публикация «О проектной деятельности» размещена в разделах

Одним из перспективных методов является метод проектирования. Он помогает связать обучение с жизнью. Работая над проектом, ребёнок учиться действовать самостоятельно, планировать работу, доводить её до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детсада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.

Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Тематика проектов, которые я создавала, разнообразна, но самые интересные проекты были представлены на открытые мероприятия муниципального уровня. Так выявив проблему, становилась актуальной тематика проекта. Чаще всего, то что нас окружает, обыденно, само собой разумеющееся.

Вот, например, что мы знаем о хлебе? Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Проблема

Дети старшей группы часто ломали ветки деревьев. Беседы и объяснения воспитателя, почему этого делать нельзя, положительного результата не принесли. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы детского сада, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Актуальность

Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Дети не воспринимают деревья, как живые объекты, так как у последних нет способов передвижения, аналогичных тем, которые есть у животных. Может быть, поэтому дети, не задумываясь, ломают ветки, обрывают кору. А став взрослыми, они способны беспощадно уничтожить целые парки и рощи в угоду каменных «джунглей» города и личной наживы.

Выявив проблему и ее актуальность. Я стараюсь заинтересовать детей через экспериментальную деятельность.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдения, которые проводятся в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к объекту исследования, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, песка, воды, растений и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Опыт всегда строю на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны задачи и цель. При обсуждении результатов опыта подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, но воспитатель должен помнить, что не должен наносить ущерб и вред, ни растениям, ни животным. Опыты с предметами неживой природы целесообразнее проводить в лабораториях.

Лаборатория – новый элемент развивающей среды. Она создаётся для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. В тоже время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в “учёных”, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

Чаще, в качестве оборудования для проведения опытов, используются бросовые упаковочные материалы разного размера и разной формы. К подбору оборудования хорошо привлечь детей и родителей, в этом случае сам процесс оформления лаборатории будет иметь воспитательное значение. Для проведения различных исследований в лаборатории и на прогулках у нас есть несколько луп. В лаборатории есть природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений

Стараюсь так организовать занятие, чтобы каждый ребёнок имел возможность провести тот или иной опыт самостоятельно. Коллективные исследования или демонстрации опытов педагогом также возможны, однако также должна быть индивидуальная работа. Для ребёнка очень важно, чтобы у него был свой набор материалов для опыта или эксперимента, чтобы сам мог выполнить задание и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.

Педагог не передает готовые образцы поведения, культуры, а вырабатывает их вместе с воспитанниками. Соответственно, незаменимым методом взаимодействия взрослых и детей становится проектный метод.

. Спецификой использования метода проектов является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. К организации поисковой и творческой деятельности детей подключать родителей и родственников необходимо, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. Прежде чем дать задание, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием, а в случае необходимости воспитатель мог предложить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Огород на подоконнике»Фотоотчет «Огород на подоконнике» "Расскажи и я забуду,покажи - и запомню, дай попробовать -и я пойму" китайская пословица. Участие детей в эксперементальной деятельности.

Выращивание кристаллаВыращивание кристалла Дети по своей природе – исследователи. Важной чертой детского поведения является любознательность, жажда новых открытий, и стремление к.

Автор публикации:
О проектной деятельности
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 19:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД