Шевчук Марина Владимировна
О воспитателях, родителях и вождях краснокожих
▼ Скачать + Заказать документы
В этой статье мы постараемся рассмотреть некоторые моменты дошкольного воспитания так, как они видятся изнутри педагогической практики, т. е. – с точки зрения работающего воспитателя. Такой подход оправдан уже потому, что воспитательская позиция (как и вообще позиция педагогов-практиков) представлена в методической литературе явно недостаточно. Публикации обычно, даже когда их авторы – воспитатели, ориентированы на определённые теоретико-методические концепции или (реже) на родительское восприятие работы детсада. Воспитательское же отношение к деятельности ДОУ (а это, прежде всего – как раз работа воспитателя) остаётся за кадром.
Публикация «О воспитателях, родителях и вождях краснокожих» размещена в разделах
Всеобщий интерес.
Наверное, отчасти это объясняется тем, что нормального человека не может не интересовать то, как общество обучает и воспитывает наше будущее. Чужих детей не бывает - истина, забвение которой грозит обществу деградацией. И потому вполне естественно то, что детсадовская и школьная тематика всегда вызывает у людей живой неподдельный интерес. И чаще всего – именно в контексте неких общесоциологических размышлений и забот: о судьбах страны, народа, человечества, на крайний случай – о потребностях рынка труда и общественной морали. Воспитатель же размышляет и переживает в первую очередь о живых, «вот этих», с которыми сейчас работает, детях.
А о работе воспитателей (и учителей) как таковой специально почти не говорят, чаще всего звучит проще: воспитатель (учитель) должен (должен быть таким-то и выполнять то-то и то-то). Остальное – вне фокуса. Любопытно, что вне поля зрения тогда неизбежно оказываются, чего не замечают, и дети. Ибо в фактической работе воспитатель и воспитуемые – это две стороны одного целого: реального учебно-воспитательного процесса. Упуская одно, мы обязательно упускаем и другое.
При этом всем (или почти всем) кажется, будто они в теме дошкольного и школьного образования разбираются достаточно, чтобы судить о работе педагогов-практиков (воспитателей и учителей). Но здесь есть «но», и не одно.
Семь раз отмерь…
Пока мы учимся в школе, мы над проблемами школьной педагогики не особо задумываемся. Дело школьника - учиться, участвовать в делах класса и школы, готовиться к дальнейшей учёбе или к работе по выбранной профессии. Задумываться над тем, чему и как следует его учить, как и в каком духе надо его воспитывать - это находится за гранью ученического разумения. Это - компетенция и забота ответственных взрослых, т. е. педагогов. Ну, а для детсадовца «от двух до шести» вся проблематика дошкольного образования сводится к его отношениям с воспитателем, к выполнению заданий на учебных занятиях, к общению с однокашниками. Словом, к тому, чтобы «хорошо себя вести».
Для родителей детсадовская или школьная тематика на деле сужается до вопроса о том, как там дела «у моего ребёнка». Всё остальное - это только фон, только сопутствующие условия. Над остальным мы не очень-то задумываемся: у всех - своя работа, «своих хлопот полон рот». Об остальном пусть думают те, кому положено – т. е., опять-таки, педагоги. Но почему нам, особо над этим «остальным» не раздумывающим, кажется, будто при необходимости мы можем во всём этом схода разобраться? Мы безоглядно смело берёмся составить суждение по любому вопросу педагогической практики, если вопрос сей коснулся нашего любимого чада. Неосмотрительно, почти безответственно.
«Всего лишь» присмотр?
При вынесении своих суждений мы опираемся на свои давнишние школьные воспоминания, на опыт воспитания ребёнка в семье, на какие-то схематичные идеализированные представления о том, как «должно быть» поставлено дело образования и воспитания. Но не на знание реальных проблем педагогической практики. Их для нас вроде и не существует, они для нас сводятся к вышеперечисленным моментам. А поскольку это далеко не так, то многие действительные проблемы детсада и школы по отношению к нам обитают где-то в ином измерении, как бы в некоем «зазеркалье»…
Да, именно так. Для людей, изнутри не изведавших, что есть труд педагога, - работа воспитателя или учителя, а значит, и вся внутренняя жизнь детсада или школы является неким загадочным, неведомым и невидимым, не поддающимся прямому восприятию зазеркальем. Недостаточное знакомство с предметом, незнание важных - так сказать, базисных - нюансов проблематики присутствует и в обыденных разговорах, и в новостном освещении детсадовской тематики и даже в специально посвящённых ей статьях, репортажах, расследованиях.
И всё же: зазеркалье не так уж непроницаемо - надо только чуть внимательнее, чуть шире задуматься над нелёгкой стезёй педагога-практика. Идут мимо детского сада люди. Бросают взгляды на гуляющих по ту сторону забора детей и на состоящих при тех воспитателей. Вот стоит себе воспитательница, ничего не делает, а детки себе вокруг неё играются: кто-то в песочнице с машинками, кто-то с мячиком или обручем, а то на столике с куклами в «дочки-матери»… И, может, посетит кого-то из прохожих мимолетная мысль: вот так работа! Ничего и делать не надо. Присматривай себе за детьми - и только-то. А я весь день покоя не знаю, аж «в мыле» весь…
Так-то оно так: «присмотр за детьми» - важнейшая, может даже - основная функция воспитателя. Но… Но вот придёт наш гипотетически-виртуальный прохожий домой, вознамерится после рабочего дня отдохнуть. Заслужил! А дома - сын или внук раскапризничался, как говорится - закатил истерику. Вечер у всего семейства испорчен, вместо отдыха - сплошная нервотрёпка… Вспомнится ли человеку то, как позавидовал он «ничегонеделанью» воспитателя, «всего лишь присматривающему» за детьми? А ведь воспитатель «присматривает» не за одним ребёнком, и не за двумя-тремя, а за двадцатью-тридцатью! Спросит ли себя человек: каким это чудом у воспитателя десятки «чужих» детей сами себя дисциплинированно занимали, не шаля и не бедокуря? В то время как они всей семьёй ценой больших нервных потерь еле-еле с одним родным дитятей сладили.
«Вожди краснокожих».
Исходя из статистической вероятности, наш виртуальный гражданин обо всём этом вряд ли задумается. Ибо в реальной жизни мало кто из людей подобные вопросы себе задаёт, мало кто размышляет о таком чуде, как воспитательская способность «без труда» присматривать сразу за десятками малышей. Это воспринимается просто как факт : воспитатели ничего особого не делают, а дети сами по себе в детсаду «хорошо себя ведут». Но возможно ли такое, чтобы «массово» собранные в одном месте дети «сами по себе вели себя хорошо»? Они же - дети, у каждого - свой характер, всякий по-своему своеволен и знает толк в деле достижения желаемого методом капризничанья… Про то, как ребёнок-неслух может верёвки вить из взрослых, даже фильмы есть. Самый знаменитый - «Вождь краснокожих». А в любом выпуске любого детского сада, да почти в каждой детсадовской группе - свой «вождь краснокожих». И хорошо, если один. А воспитатели - справляются, и нередко случается, что такие «краснокожие» (т. е. самые бойкие и своенравные) ходят у них в первых помощниках. Воспитатели – как бы «вожди вождей», иначе – нельзя, иначе малолетний вождь навяжет свою волю.
И никакого чуда здесь нет - кроме чуда практического педагогического искусства, начинающегося с усвоения истины: чужих детей не бывает. Для педагога эта простая, но так часто предаваемая забвению истина становится личным делом, его повседневным состоянием души.
Однако усвоения указанной истины, пусть она и главная – этого мало, это ещё не педагогическое искусство, а лишь его первое и необходимое условие. Само же искусство приходит отнюдь не сразу и стоит огромной нервной концентрации и огромных интеллектуально-волевых усилий. Прежде всего – усилий внутренних, со стороны невидимых. Со стороны дети - «сами по себе», а воспитатель просто «присутствует». Опытные педагоги, привыкшие к работе с детьми, сами перестают замечать то, какого нервного напряжения стоит им их рабочий день. Просто иногда чувствуют себя вконец измочаленными - но это дома, когда можно расслабиться. А на работе расслабиться нельзя, потому как воспитатель лично ответственен не только за ход учебно-воспитательного процесса, но и за здоровье и за саму жизнь доверенных ему детей.
Так вот: кто лично не испытал, что это такое - унять вдруг разбуянившуюся группу или утихомирить внезапно «заштормивший» класс, когда двадцать-тридцать, а то и сорок детей в мгновение ока превратились в бесенят, - кто лично этого не испробовал, тот пусть себе это хотя бы представит. И уж тогда делает вывод о кажущейся со стороны «лёгкой», на грани «ничегонеделания», работе воспитателя, который «всего лишь» присматривает за детками.
Воспитатели группы №9 «Весёлые медвежата» МБДОУ № 71 г. Белгорода Марина Шевчук и Елена Парсамян.