Приложение МААМ

Конспект занятия «О жизни и творчестве ямальских поэтов»

Инна Вэнго
Конспект занятия «О жизни и творчестве ямальских поэтов»
▼ Скачать + Заказать документы

Технология обучения: личностно-ориентированное, развивающее обучение, информационно-коммуникационное.

Формирование коммуникативной компетенции

Социализация воспитанников: удовлетворение внутренней потребности личности в непрерывном духовно - нравственном совершенствовании, формирование умения воспринимать окружающий мир через поэтическое слово, воспитание чувства уважения к коренному населению Ямала и малой родине.

Цели и задачи:

• познакомить с жизнью и творчеством северных писателей;

• формировать интерес к литературе Ямала;

Публикация «Конспект занятия „О жизни и творчестве ямальских поэтов“» размещена в разделах

• совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворного текста;

• развивать у воспитанников внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе хантыйского и ненецкого народа;

• воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, программа-презентация, созданная в Power Point; портреты Р. П. Ругина, Л. В. Лапцуя, И. Г. Истомина, А. П. Неркаги, П. А. Явтысыя; выставка книг писателей Севера.

Ход МЕРОПРИЯТИЯ

Мой ЯМАЛ

Ты не видел тундры? Приезжай!

Если встретит холодом она,

Если вьюга зарычит, страшна,

Словно моря Карского волна,

Не пугайся, словно горностай,

Не кидайся в снежные бугры

Неумелым лыжником с горы.

Ясным взором посмотри вокруг,

Полной грудью свежести вдохни,

Бодростью наполнится твой дух,

В тундре – двадцать первый, наши дни.

Сядешь в нарты, что летят стрелой,

Или в сизокрылый самолет,

В тундре, под Полярною звездой,

Где живет мой маленький народ.

Жар гостеприимства сохраняя,

Обогрет ты будешь без огня. (Л. Лапцуй)

Ведущий. Нельзя полюбить край, в котором ты живешь, не зная ничего об обычаях, жизни, нравах и творчестве коренных народов - ненцев, хантов, селькупов. (Слайд 1)

Ведущий. Литература - это тот магический кристалл, с помощью которого можно ярче осветить и лучше понять жизнь людей и их непростые взаимоотношения. (Слайд 2)

Ведущий. Поэтому мы хотели бы, чтобы вы прочитали и оценили литературные произведения ямальских писателей и поэтов. (Слайд 3)

Ведущий. В 60-90-е годы читающий мир узнал имена литераторов Ямала : Леонид Лапцуй, Анна Неркаги, Иван Истомин, Роман Ругин, Нина Ядне, Габдель Махмут, Елена Сусой. Мы расскажем о некоторых из них.

Чтец.

Ночью зимней, ночью злющей,

Когда волком воет вьюга,

Когда ветер в дом стучится.

Словно плачущий ребенок,

Днем веселым, днем весенним,

Когда солнце круг урочный

По своей тропе свершает

И зайчонком быстроногим

С тучки прыгает на тучку,

Догоняет лунный мячик,–

Я лежу в своей постели,

И лежат с постелью рядом

Костыли мои, ходули…

Ведущий. Строки из поэмы Лапцуя «Ири» посвящены «Первому певцу Ямальского Севера», «родоначальнику национальной интеллигенции Ямала» - ямальскому писателю, поэту, сказителю, переводчику Ивану Григорьевичу Истомину. (Слайд 4)

Ведущий. Иван Григорьевич Истомин - человек трудной и удивительной судьбы. В детстве его разбил паралич, и с тех пор он мог передвигаться только с помощью костылей, руки также плохо его слушались. Рассказывали, что, когда карандаш выпадал из пальцев, Иван Григорьевич брал его в зубы и продолжал рисовать. Однако благодаря силе своего духа Истомин сумел на отлично окончить школу, получить образование, стать учителем, журналистом, писателем и художником.

Ведущий. В его стихах и рассказах, наполненных яркими картинами жизни тундры и ее людей, вставал лирический герой, любящий и понимающий эту землю и ее обитателей.

Чтец.

Белые ночи! Летние ночи!

Солнышко спать за холмами не хочет,

Светит всю ночь, светит всю ночь.

Клюква, костянка, морошка, брусника,

Круглые сутки под небом расти вам –

Ночью и днём, ночью и днём.

Для человека белые ночи

Значит: работай, сколько захочешь,

Лишь не ленись, лишь не ленись!

Ну – ка, ребята, споёмте же громче

Песню о сказочной солнечной ночи,

Светлой, как день, светлой, как день! («Белые ночи»)

Слайд 3

Чтец.

Над земной хребтиною горбатой

Плачет небо ливнем полосатым.

Тучи то линяют, словно шкуры,

То горами-скалами торчат.

А когда, сменив свое обличье

Бровью изгибается девичьей,

Поздние растенья, отцветая,

Шлют им свой последний аромат.

Ведущий. Автор этих лирических строк Леонид Лапцуй. Судьба Леонида Васильевича Лапцуя необычна: в ней сплелось доброе и злое, радостное и грустное. (Слайд 6)

Ведущий. Уже с десяти лет Леонид стал опорой матери и трех младшим братьям – пасет оленьи стада, рыбачит, охотится, работает в экспедиции сейсмической станции. Мальчик смышлен, отличался умом, интересно, что при рождении он получил имя Вэсако – «мудрый». В школе Леонид хорошо пишет сочинения на родном языке, и учитель предрекает ему будущность писателя.

Ведущий. Он прожил недолгий век, всего пятьдесят лет, но оставил нам замечательные книги — все они о нашем крае, о тундре, о Ямале.

Чтец.

Расскажи нам, Ямал, о рожденье своём,

Как в дремучих веках ты явился на свет,

Как припал к ледяной материнской груди

И растил богатырскую силу свою,

Чтобы стать великаном с великой судьбой,

И чтоб алые звёзды взошли над тобой. («Рождение Ямала»)

Слайд 4.

Чтец.

В этот ясный день осенний

Мне тепло, как щедрый дар,

Шлёт мой друг, моё спасенье –

Речка тихая Питляр.

Вы б, наверно, поразились,

Как вода зеркальна тут:

Сосны в речке отразились –

Словно сверху вниз растут.

В глубине речной прибрежной

Отразился алый жар.

Друг мой дикий, друг мой нежный,

Речка тихая Питляр. («Речка Питляр»)

Ведущий. Роман Прокофьевич Ругин посвятил свое стихотворение речке Питляр, на берегу которой он родился. В Салехарде окончил национальное педучилище, а затем – Ленинградский пединститут им. А. И. Герцена. Работал завучем, директором школы. Долгое время являлся главным редактором журнала «Ямальский меридиан». Живет в Салехарде. (Слайд 8)

Ведущий. Роман Прокофьевич Ругин – автор поэтических сборников «Погоня», «Снежные мелодии», «Солнце над снегами». В своих стихах он признаётся в любви к своему народу и родной ямальской земле.

Чтец.

Маленький народ мой, вечное спасибо,

Что в тебе родиться было мне дано!

Ты - одна чешуйка великанши-рыбы,

Ты в тайге бескрайней деревце одно!

Что с того! На свете ты не мало значишь:

Добротой велик ты, щедростью высок,

Помыслы и чувства от людей не прячешь

В погребок под снегом, в тайный туесок («Доброта»)

Слайд 5.

Ведущий. Анна Павловна Неркаги (Неркаги – в переводе с ненецкого «Род негнущихся») родилась в горах Полярного Урала. Окончила среднюю школу – интернат в поселке Аксарка Приуральского района, затем училась в Тюменском индустриальном институте. (Слайд 10)

Ведущий. В 1977 году издается ее первая повесть – «Анико из рода Ного», затем повесть «Илир», позже опубликованы «Белый ягель» и роман «Молчащий».

Ведущий. Анна Павловна Неркаги – человек большого таланта и открытой души. Став профессиональным литератором, она вернулась в тундру к своему народу и посвятила себя детям своего народа – открыла школу для ненецких ребятишек прямо в тундре, где учит их не забывать родной язык и родную культуру.

Чтец. Нельзя греться каждому у своего огня, не разжигая общих, а ведь именно около этих огней и согревались для жизни люди. Из маленьких прокопчённых котелков и котелочков наполнялся большой котёл, не давший умереть от голода многим и многим семьям. Скаредничают люди около огней. Варят над ними сытые котлы, отгоняя прочь замерзающих, не сумевших сохранить в непогодину жизни своего стола. А старые ненцы ещё совсем недавно говорили: не можешь несчастного согреть огнём, куска мяса нет, табак кончился – не казни себя, у тебя есть слово доброе, по силе равное огню, по сытости куску мяса. Как ребёнок встал на ноги, начинал понимать, зачем на небе солнце, его учили признавать и понимать эти заповеди. («Белый ягель»)

Ведущий. «Я прописан в холодном краю навсегда, И нельзя разлучить меня с тундрою моею», – так писал ненецкий поэт Прокопий Андреевич Явтысый о малой родине.

Ведущий. Все свои знания и творческие силы посвятил он родной земле и своему народу. Его стихи воспевают родной край, тружеников тундры, романтические чувства – всё то, что всегда будет тревожить людские души.

Чтец.

Сквозь заснеженную тишь,

Где ветра шлифуют лёд,

Не спеша идёт вперёд

Караваном мой аргиш.

Всмотришься и разглядишь:

В каждой нарте – свой олень.

Утро, вечер, ночь и день

Тундрою идёт аргиш.

Даже если ты спешишь –

Не гони оленей зря.

И лучистая заря

Снова встретит твой аргиш («Аргиш»)

Ведущий. Творчество писателей и поэтов Ямала основано на любви к своему краю, к самобытной культуре коренных народов Севера, богатейшем фольклоре и, конечно же, любви к родному языку. Именно об этом стихотворение Леонида Лапцуя «Язык ненцев».

Чтец.

Язык наш веками отточен,

Язык без промаха точен!

Таков он и в сказках Ямала,

В которых сквозь посвит веков

Проходит удачливый малый–

Пастух, Рыбалов, зверолов.

Как будто по камешкам редким

Струится прозрачный родник,

И речь его - речь нашим предков,

И к ней я устами приник.

Публикации по теме:

«Наследие курских писателей, поэтов и художников» (Литературная гостиная) "От того, как пройдет детство, кто будет вести ребенка за руку в детские годы, что вложат в разум и сердце – от этого будет завесить, каким.

«Весёлый, добрый старичок». Рассказ о жизни и творчестве К. И. Чуковского Слайд 1 Он лепит с детьми из глины какие-то горшочки, смеется, вытирает руки о колени, а потом шагает домой вместе с чумазой ватагой в задубевших.

Конспект занятия «Вода — источник жизни» Цель: Развивать поисковую деятельность; интеллектуальную инициативу, способность к символическому моделированию. Показать значение воды.

Досуг «Вечер поэзии» в старшей и подготовительной группах, посвящённый стихотворениям русских поэтов об осени «Вечер поэзии» Цель: познакомить детей с произведениями русских поэтов об осени. Задачи: 1) Развивать умение выразительно читать стихи;.

План-конспект музыкального занятия «Весна в творчестве П. И. Чайковского» (подготовительная к школе группа) Место проведения: музыкальный зал Тема занятия: «Весна в творчестве П. И. Чайковского» Цель занятия: Познакомить детей с творчеством П. И.

Конспект занятия «Вода — источник жизни» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Образовательные задачи Показать детям значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит.

Конспект занятия «Вода в жизни людей» Цель: Расширение и уточнение представлений детей о природном явлении –вода. Задачи: 1. Формировать основную целостность мировидения у ребёнка.

Презентация «Подборка произведений крымских писателей и поэтов «Крымский хоровод» На маленьком клочке земли такое пышное сочетание всего, чем гордится природа: изменчивое многоцветное море – симфония красок и звуков, скалистые.

Сценарий «Творчество детских писателей и поэтов в воспитании детей дошкольного возраста» Литературная гостиная. «Творчество детских писателей и поэтов в воспитании детей дошкольного возраста» Выходит ведущий: Здравствуйте, уважаемые.

Конспект занятия «Вода в жизни человека» Вводная часть - Ребята, подойдите ко мне, я вам налью попить водички. Читает стихотворение Н. Рыжовой: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «О жизни и творчестве ямальских поэтов»
Опубликовано: 29 января 2018 в 08:03
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «О жизни и творчестве ямальских поэтов»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Вэнго (УИ 313106) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД