Лучший педагог года

Конспект занятия «Вода в жизни людей»

Ирина Абаева
Конспект занятия «Вода в жизни людей»

Цель: Расширение и уточнение представлений детей о природном явлении –вода.

Задачи:

1. Формировать основную целостность мировидения у ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента; уточнить нахождение воды в окружающем мире, ее значение для всего живого.

2. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно – следственную зависимость, умение делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Публикация «Конспект занятия „Вода в жизни людей“» размещена в разделах

Планируемые результаты: Навык в экспериментально – опытной деятельности (установление причинно – следственной связи.

Оборудование: Картинка с изображением Водяного, картинки к игре «Кому нужна вода?», картинка дождя, кувшин с водой, прозрачные стаканчики для воды, комнатные растения, игрушки, картинки к сказкам, аудиозапись музыки дождя.

Предварительная работа: Наблюдение за облаками, снегом, льдом. Чтение художественных произведений о воде. Игры с водой.

Ход организованной образовательной деятельности:

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды — жить нельзя нам без…

Дети: Воды.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как зовут хозяина воды в России?

Дети: Водяной (Показать картинку Водяного).

Воспитатель: Правильно. Водяной приглашает нас в гости в своё царство. Путь наш будет интересным и трудным. Вы идёте со мной?

Дети: Да.

(Проходим мимо комнатных растений).

Воспитатель: Без чего не могут жить растения?

Дети: Без воды.

Воспитатель: Как вы думаете, почему они не могут жить без воды?

Дети: Потому, что они засохнут, завянут и погибнут.

Воспитатель: Как нужно ухаживать за растениями?

Дети: Их нужно удобрять, рыхлить, поливать, опрыскивать.

Воспитатель: Растения просят воды, давайте им поможем, а то у них земелька совсем сухая.

(Дети поливают цветы).

Воспитатель: Цветочки вас поблагодарили, а мы с вами отправляемся дальше.

(Подходят к столу, где стоят игрушки).

Воспитатель: А здесь нужна вода? Зачем?

Дети: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду.

Воспитатель: Правильно. Ребята, а как мы ещё используем воду?

Дети: Воду пьют все на свете. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает ток. И моет всех тоже вода.

Воспитатель: А еще вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров. Раньше люди видели в ней первооснову всего существующего на Земле, ей поклонялись, как божеству, дарующему жизнь, ее боялись, как неведомую и опасную силу, ей приписывали магические свойства. С давних времен вода служила для защиты от врагов. Люди не редко селились не на суше, а на воде, в постройках, возведенных на сваях, вбитых в дно реки или озера. Такой дом был надежно защищен от зверей и врагов. Казалось бы, на Земле много воды, проблем не будет. Но большая часть воды сосредоточена в морях и океанах и содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению. На долю пресных вод приходиться малая часть. Потому воду нужно беречь. Без воды не замесить теста для хлеба, не сделать бумаги для книг, ни ткани для одежды, ни конфет – ничего не сделать без воды! Вот она какая, вода!

Воспитатель: Дети, подумайте, откуда берется вода в кране?

Дети: В кране вода из реки.

Воспитатель: Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. Та вода, которой мы моем руки, проделала большой путь. Сначала она была в реке, потом человек направил её в трубы. К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру.

Игра «Кому нужна вода?»

Воспитатель: Давайте подберем картинки «Кому нужна вода?». Почему вы так думаете?

(Дети по очереди выбирают картинки - птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т. д., прикрепляют к ручейкам и объясняют).

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним - прочь бегут!

Дети: Дождь.

(Показывает картинку дождя).

Воспитатель: Ребята, когда идет дождь, мы с вами не гуляем на улице. Как вы думаете, нужен ли дождь на земле и почему?

Дети: Дождь нужен всему живому. Если не будет дождя, то высохнут реки и озера, погибнут растения и животные.

Воспитатель: Раньше люди собирали дождевую воду и использовали её для питья, хозяйственных нужд. Сейчас дождевую воду используют мало, а под дождь стараются не попасть. Потому что некоторые фабрики и заводы выбрасывают вредные, ядовитые вещества в воздух и в реки, загрязняя все вокруг.

Воспитатель: Вы знаете, а водичка еще может быть волшебной. Может быть живой, а может быть и мертвой. Как вы думаете, почему?

Дети: Мертвая вода – это грязная вода, не пригодная к употреблению. От этой воды погибает все живое. А живая вода – это чистая, прозрачная, без всяких ядовитых и вредных веществ вода.

Воспитатель: Да, без воды все живое на земле погибнет. Ребята, я приглашаю вас поиграть в игру «Мама тучка».

Игра «Мама тучка».

Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?

Дети: Проводят опыты.

Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это?

Дети: Вода.

Воспитатель: Что можно сказать о воде, за которой мы будем наблюдать?

Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Воспитатель: Значит она какая?

Дети: Жидкая.

Воспитатель: А в каком ещё состоянии может быть вода?

Дети: В твёрдом - лёд.

Опыт1. «Вода не имеет формы»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, имеет ли вода форму?

Дети: Разные ответы детей.

Воспитатель: А теперь проверим наши предположения. Давайте возьмем лед. Какой формы кусочек льда? (Напоминает по форме кубик, кубической формы).

(Воспитатель изменяет расположение кусочка льда - на тарелке, в банке, в стакане).

Воспитатель: Где находится лед? Изменилась ли форма кусочка льда?

(Форма не изменилась)

Воспитатель: А теперь проверим, имеет ли форму вода. (Наливаем воду в ёмкость) Посмотрите на этот сосуд, какую форму приняла вода в этом сосуде? (Шарообразную форму). Теперь перельем воду в другую емкость. Изменилась ли форма воды?

Дети: Да

Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором, находится.

Опыт2. «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: Что у меня в стакане? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем её. Она пахнет?

Дети: Нет, не пахнет.

Воспитатель: Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой?

Дети: Вода пахнет чесноком.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт3. «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель: Давайте попробуем воду на вкус.

Дети: Безвкусная.

Воспитатель: А теперь положите в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая).

Дети: Вкус воды изменился.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт4. «Вода не имеет цвета»

Воспитатель: Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Растворилась ли краска? Что изменилось?

Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды.

Воспитатель: Давайте сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы?

Дети: В стакане с водой мы видим пуговицу.

Вывод: Воспитатель У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

Белый камень в воде тает. (Сахар).

(Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку).

Воспитатель: Теперь вторая загадка:

В воде родится, воды боится. (Соль).

(Убираем салфетку со второго блюдца).

Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка:

Желтое, а не солнце,

Льется, а не вода,

На сковороде пенится,

Брызгается и шипит. (Масло).

Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

Дети: Потому, что они в ней исчезают.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмем два стакана с водой. В один положим ложечку сахарного песка и размешаем. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? В другой стакан положим соль. Размешаем её. Соль исчезла. Почему?

Дети: Соль и сахарный песок растворились в воде.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, она также исчезнет как сахар и соль? Давайте добавим в стакан с водой несколько капель масла. Что произошло с маслом в воде?

Дети: Масло не растворилось в воде, оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель: Молодцы ребята. С каким же новым свойством воды вы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Опыт 5.«Очистка воды».

Воспитатель: Посмотрите еще раз на стакан, где смешана вода и масло. Можно ли пить такую воду? Что нужно сделать, чтобы вода была пригодна для питья?

Дети: Очистить.

Воспитатель: С помощью чего можно очистить воду? Посмотрите, как можно сделать самый простой фильтр для воды - это салфетка или ватный диск кладётся в воронку в чистый стакан. Теперь необходимо воду пропустить через фильтр. Что получилось? Очистилась ли вода от масла? Куда делось масло?

(Вода стала чистой, масло осталось на салфетке).

Вывод: воду можно очистить при помощи фильтра.

Воспитатель: Молодцы, быстро справились. Мы идем дальше (подходим к картинкам сказок). В сказках вода играет важную роль – она убивает и оживляет, предсказывает будущее и укрывает, превращает человека в животное. Назовите эти сказки?

Дети: «Конек - горбунок», «Гуси - лебеди», «Иван - царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью». «Федорино горе» и «Мойдодыр» К. И. Чуковского.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот такое славное путешествие в царство Водяного у нас получилось. Так много интересного о воде мы с вами узнали. Вода - это одно из самых удивительных веществ на Земле. А надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Молодцы.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Вода — источник жизни» Цель: Развивать поисковую деятельность; интеллектуальную инициативу, способность к символическому моделированию. Показать значение воды.

Конспект итогового открытого занятия по экологическому воспитанию «Вода — источник жизни!»Конспект итогового открытого занятия по экологическому воспитанию «Вода — источник жизни!» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с. Березовка» структурное подразделение Детский сад Саратовская область Энгельсский.

Конспект НОД по познавательному развитию «Вода-источник жизни» в подготовительной группе Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Вода – источник жизни» в подготовительной группе. Цель: формирование у старших дошкольников.

Конспект НОД «Вода — источник жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 117 «Белоснежка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему «Вода — источник жизни» Цель: Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни. Задачи: 1 расширить знания о свойствах.

Конспект занятия «Вода в жизни растений, животных и людей» Цель: Обобщить знания детей о воде в жизни растений, животных и человека. Задачи: Образовательные: Уточнить представления о том, что вода.

Конспект занятия в старшей группе «Вода в жизни человека» Открытое занятие в старшей группе на тему: «Вода в жизни человека» Цель: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека Задачи:.

Конспект занятия «Вода — источник жизни» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Образовательные задачи Показать детям значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит.

Конспект занятия «Вода-источник жизни» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие Цель: обобщить и расширить знания детей о воде. Задачи: 1. Познакомить с круговоротом.

Конспект занятия «Волшебница вода». Чтение книги М. Д. Перина «Живая вода», загадывание загадок о воде ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Вода в жизни людей»
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 15:24
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД