Папки-передвижки

Обобщение опыта «Формирование лексики и грамматического строя речи у старших дошкольников»

Наталья Дриллер
Обобщение опыта «Формирование лексики и грамматического строя речи у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование лексики и грамматического строя речи у старших дошкольников

Родной язык – ключ к познанию окружающей действительности,важнейшее средство воспитания всесторонне развитой личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Публикация «Обобщение опыта „Формирование лексики и грамматического строя речи у старших дошкольников“» размещена в разделах

Поэтому так важно в дошкольный период показать детям богатство и разнообразие родного языка, почувствовать его красоту, научить рассуждать, обобщать, анализировать.

В последние годы количество детей с речевыми отклонениями неуклонно растет. Исследования особенностей речевого развития детей с общим недоразвитием речи свидетельствуют об их существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников в качественно - количественной характеристике словарного запаса (Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

Особенности лексики у старших дошкольников с основными нарушениями речи проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Проблему обогащения лексики рассматривали О. С. Павлова, Л. Г. Соловьева, Е. Г. Федосеева, Е. А. Харитонова и др.

Проанализировав мониторинг речевого развития детей по данной теме, были поставлены цель и задачи.

Цель: практическое усвоение дошкольниками лексикограмматических средств языка.

Для решения поставленной в работе цели были определены следующие задачи:

-Активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;

-Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения;

- Формировать умения грамматически правильно оформлять речевое высказывание.

Работа по обогащению и активизации словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Обращается внимание на количественное накопление словаря, правильное понимание детьми слов на основе их точного соотнесения с объектами окружающей действительности и постепенного повышения их содержания как понятия; активизацию словаря. Усвоение новых слов происходит на основе ознакомления с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них.

Важным направлением работы по обогащению лексического запаса является ознакомление с различными способами словообразования. Этому придается большое значение, так как в процессе такой работы развивается способность восприятия и различения значимых частей слова, формируются наблюдательность, способность сопоставлять слова по их морфологическому составу, выделять и сравнивать различные элементы в словах.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей.

Для обогащения, закрепления и активизации словаря проводятся беседы с детьми на различные темы. Слова, которые получают дошкольники на занятиях, закрепляются, активизируются в процессе игр, бытовой деятельности, общения со взрослыми. Слова, осваиваемые в быту, уточняются, закрепляются на занятиях.

В работе применяется тематический принцип подбора материала, что обеспечивает тесную взаимосвязь в учебном процессе педагогического коллектива группы. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная «лексическая замкнутость» позволяет формировать у детей обобщенные понятия, детально проработать каждую тему, пополнить словарь, развивать лексикограмматические навыки.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, используется опора на наглядность: показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций.

Для закрепления и уточнения словаря, изменения и образования слов, используются игры, которые упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры являются эффективным средством закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения для чтения ребенку выбираются с учетом интереса и развития. Знакомство с художественной литературой приучает ребенка анализировать суть прочитанного, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Детям поручается пересказать друг другу и родителям сообщения, которые они получали в беседах и других видах деятельности. Это способствует развитию памяти, восприятия, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормальные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащиеся в произведениях для пересказа.

При обучении пересказу используются подготовительные упражнения. Они помогают организовать внимание детей, подготовить их к восприятию текста. Например, отгадывание загадок о персонажах будущего рассказа, активизация лексического материала по теме произведения: уточнение значений отдельных слов и словосочетаний, встречающихся в тексте, с демонстрацией соответствующих предмету картинок. Обучение детей рассказыванию проводится в разной форме: игровые упражнения, например, «Что было бы, если…», «Закончи предложение», «Закончи сказку по-своему», составление рассказов по картине, по серии картинок и т. д. Используются мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация.

Совместная работа с родителями является необходимым условием полноценного речевого развития дошкольников. Для повышения компетенции проводятся беседы «Расширяем словарный запас», «Спрашивали – отвечаем», индивидуальные консультации по вопросам родителей, родительские собрания. Родители привлекаются к экскурсиям, проведению праздников, досугов, пополнению дидактического материала. Для родителей на стенде вывешиваются рекомендации по вопросам коррекции, образования и воспитания детей, методические материалы и разработки. По принципу доступности и понятности помещаются небольшие тексты, загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители должны использовать, занимаясь с детьми. Такая модель взаимодействия повышает уровень психического и речевого развития детей, активность, компетентность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Таким образом, систематическая и планомерная работа по формированию речи детей, способствует совершенствованию связной речи и обогащению словаря. К моменту поступления в школу у дошкольников речь грамматически правильная, дети умеют связно и последовательно излагать свои мысли, используя те лексические средства, которые адекватно отражают замысел говорящего.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Методическая разработка. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Введение Уровень сформированности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Формирование лексики и грамматического строя речи у старших дошкольников»
Опубликовано: 18 августа 2013 в 10:45
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта «Формирование лексики и грамматического строя речи у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Дриллер (УИ 78340) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД