Получи документы

Обобщение опыта «Музыкально–познавательное занятие–один из важнейших показателей всестороннего творческого развития детей»

Ольга Иконникова
Обобщение опыта «Музыкально–познавательное занятие–один из важнейших показателей всестороннего творческого развития детей»

Обобщение опыта музыкального руководителя Иконниковой О. Ю.

«Музыкально– познавательное занятие– один из важнейших показателей всестороннего творческого развития детей»

«Музыка должна идти навстречу естественным потребностям ребенка, содействовать его свободному гармоничному развитию и вести к наибольшему развитию его творческих сил

КН. Вентцель

Публикация «Обобщение опыта „Музыкально–познавательное занятие–один из важнейших показателей всестороннего творческого развития детей“» размещена в разделах

Музыка - «самое эмоциональное искусство» (Д. Б. Кабалевский, ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся.» Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка.

Современная жизнь вносит свои коррективы. Она коснулась не только взрослых, но и детей. Работая по программе «Из Детства в Отрочество» необходимо использовать абсолютно новые (современные) подходы в воспитании и обучении. Именно поэтому я решила более углубленно заняться изучением этой темы.

У музыки есть свои секреты, многие из которых дети постигают на музыкальных занятиях. Работая по программаме «Из Детства в Отрочество» я поняла, что, используя их можно с большим успехом решать задачи обучения пению, музыкально-ритмическим движениям, развивать эстетический вкус каждого ребенка, воображение, фантазию, познавательные потребности и интересы через возможности, которые открывает мир искусства.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Впечатления детства ребенок проносит через всю свою жизнь.

Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, оценке, творчестве ребенок видит собственную значимость.

В процессе занятий музыкой я стараюсь знакомить детей с лучшими образами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира. Музыкальная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно-эмоциональную сферу.

Основная цель моей работы по познавательному циклу — формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Отсюда можно выделить следующие задачи:

1. Расширять кругозор детей на основе знакомства с музыкальной культурой (накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений);

2. Развивать эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка, способность «переживать музыку как некоторое содержание»;

3. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве;

4. Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и т. д.);

5. Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности);

6. Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной, способствовать овладению детьми необходимым словарным запасом для характеристики музыкальных произведений. Формировать умение правильно излагать свои мысли, используя музыкальные термины.

7. Развивать слуховое внимание : устойчивость, объем, переключение, музыкальную память - узнавать музыкальные произведения в целостном звучании, а также по мелодии или отрывку.

Для реализации поставленных задач в системе музыкального воспитания выделяется блок занятий познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальные занятия познавательной направленности

• Опера

• Балет

• Знакомство с композиторами

• Путешествие в театр

• Знакомство с музыкальными инструментами

• Знакомство с нотной грамотой

Такие занятия я провожу один раз в месяц. Это своеобразный рассказ - беседа, помогающий расширить процесс изучения окружающего мира. Ведь познавать, ценить искусство - одна из величайших способностей человека.

Имеющийся у детей старшего дошкольного возраста уровень интеллектуального развития помогает им более осознанно и глубоко воспринимать и постигать предлагаемые сведения о музыкальных произведениях, инструментах, отдельных видах музыкального искусства.

Так, например, в старшей группе предлагаю детям окунуться в мир музыкальных инструментов («История появления первого музыкального инструмента», «История маленькой скрипки» или «Знакомый незнакомец» -фортепиано и другие). Знакомство с ними - очень важный этап на пути к музыке. Неслучайно музыкальный инструмент считается материальным представлением звукового мира. Его можно и увидеть и услышать.

Понимание того, как появляется звук, это своеобразная опора в процессе восприятия музыки, ориентир в огромном мире звуков. Знакомлю детей со звучанием инструментов и внешним видом - это первый шаг к звуковому образу. Я вижу, как дети на моих занятиях начинают вслушиваться в голоса инструментов, у них появляются любимые - те, которые вызывают наибольший эмоциональный отклик. В дальнейшей работе дети лучше начинают узнавать те или иные инструменты во время прослушивания различных произведений, сами радуются своими достижениями в области музыкального образования. Это положительно влияет на их психическое развитие. Последнее занятие этого цикла посвящено всем инструментам сразу это занятие - «Симфонический оркестр». Оно подытоживает всю работу за год. Дети с удовольствием слушают музыкальные произведения, где звучат уже знакомые им музыкальные инструменты.

Знакомлю детей с музыкальными инструментами не только на занятиях, но и на вечерах досуга. Традиционным у нас стало развлечение «Музыкальные инструменты», кукольная сценка «Петрушка и его друзья» а также «Встречи в музыкальной гостиной», тематические литературно-музыкальные вечера, на которых дети знакомятся с различными композиторами и их творчеством. Традиционными для детей стали концерты воспитанников Детской Музыкальной школы.

В подготовительной к школе группе познавательные занятия имеют более расширенную направленность. Я знакомлю детей с нотами, разными композиторами, театром, оперой и балетом.

В нашем городе у детей нет возможности увидеть балет или оперу, так как нет театра. Поэтому я использую средства ТСО, все увиденное и услышанное на занятиях увлекает и завораживает их: великолепие убранства театра, костюмы актеров, выразительная пластика, живые ритмы. На таких занятиях я как бы приоткрываю занавес, показывая картину мира красоты и поэзии движений, эмоций, звуков, красок. Это такие познавательные занятия : «Большой театр - жемчужина мирового искусства», «Сказочный мир превращений - искусство балета», «Знакомство с оперой», «Знакомство с нотной грамотой» и другие.

Многое на таких занятиях зависит от вступительного слова, завязки, которая подготавливает дошкольников к осмыслению музыкального произведения. Готовясь к занятиям, я стараюсь подобрать умное, увлекательное слово, музыку, которая звучит в начале занятия, все это настраивает детей на нужную эмоциональную волну, привлекает их внимание. Дети чутко реагируют на эмоциональность обращенных к ним слов, поэтому я стараюсь продумать построение всего занятия в целом либо в сказочной форме, либо с привлечением сказочного героя, который ведет их в новый мир, чтобы пробудить «чувственность к музыке». Обязательно на занятии использую портреты композиторов, красочные иллюстрации, записи музыкальных произведений на дисках и

видеозапись, а также исполняю музыкальные произведения сама. Все эти приемы помогают перенестись детям в концертный зал или театр.

Детям очень нравится «живое» исполнение. Не раз они мне задавали вопрос: «Ольга Юрьевна, а как вы научились так хорошо играть на пианино?» На что я отвечаю, что это очень долгий и трудный процесс обучения в течение многих лет, учеба в музыкальной школе, а затем в музыкальном училище». Многие дети очень хотят быть похожими на меня. Заходя в группу, я не раз наблюдала, как дети в самостоятельной деятельности с удовольствием в своих играх используют различные инструменты, в том числе и пианино.

Большую роль в работе с детьми по познавательному развитию играют произведения классической музыки. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки, или, как говорил Д. Б. Кабалевский, «Прекрасное пробуждает доброе».

Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать. И во многом этому помогает музыка. В своей работе я стремлюсь формировать музыкальный вкус детей, знакомя дошкольников с классической музыкой.

Чтобы привить детям интерес и любовь к музыке, важно использовать для слушания не только произведения рекомендованные программой.

Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него еще не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке разных времен и стилей.

В своей работе я использую различные детские альбомы фортепианных пьес для детей : П. Чайковского, Э. Грига, Р. Шумана, А. Гречанинова, С. Майкапара, С. Прокофьева, Г. Свиридова и др. уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Встреча с музыкой должна поразить воображение детей, запомниться им. Поэтому при подготовке музыкально-познавательных занятий или музыкальных бесед, которые мы проводим в вечернее время, подбираю музыкальный материал, чтобы он был доступен, интересен детям, выбираю самые яркие произведения. Например: знакомлю дошкольников с пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского. В нем много близких и понятных им картинок и образов. С увлечением дети слушают такие произведения как «Баба Яга», «Танец феи Драже» и «Танец маленьких лебедей» из балета П. И. Чайковского.

Кроме фортепианной музыки дети слушают фрагменты симфонических произведений, написанных композиторами для детей, симфонические сказки С. Прокофьева «Петя и волк», Мусоргский «Картинки с выставки» и др.

Помимо «детской» музыки, очень важно слушание с дошкольниками классических произведений разных времен - старинная музыка Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича и других зарубежных, русских и современных композиторов-классиков. Обычно использую небольшие произведения или фрагменты с ярко выраженной мелодичностью, характерностью ритма. Эти первичные произведения могут быть связаны с первичными музыкальными жанрами (песней, танцем, маршем).

На танцевальную музыку многие дети реагируют непроизвольными движениями. Эту особенность восприятия использую в методике работы, давая детям возможность передавать характер музыки в двигательных импровизациях.

Использую самую разнообразную танцевальную музыку : от старинных танцевальных пьес из сюит И. С. Баха до вальсов Ф. Шопена, Ф. Шуберта, балетной музыки П. И. Чайковского.

Дети легко воспринимают ритмичную маршевую музыку, например фрагменты маршевых финалов из концертов и симфоний Л. Бетховена. Небольшие произведения использую во время слушания целиком. Более объемные - во фрагментах. При этом выбираю яркий небольшой отрывок, чтобы дети увлеклись, сосредоточились во время слушания. Если произведение заинтересует дошкольников, они просят исполнить его еще раз.

При повторных прослушиваниях немного удлиняю фрагмент в зависимости от реакции детей, их заинтересованности (но чтобы он носил более или менее законченный характер). Самое важное - дать детям почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. Позже заострить внимание на наиболее ярких выразительных средствах, с помощью которых эти настроения переданы.

Музыкально - познавательное развитие детей не ограничивается только музыкальными занятиями, оно продолжается и в других видах музыкальной деятельности. В течение всего года я провожу праздники и развлечения различной тематики, работаю с группой детей в театрализованном кружке «Сказка». Свое продолжение эта работа находит и в совместной деятельности с детьми - это и слушание музыки, беседы о музыке, приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, посещение концертов учащихся музыкальной школы, выступление с мини-концертами перед младшими дошкольниками и многое другое.

Большую роль в эффективности работы по развитию музыкальности у детей играет непосредственная помощь воспитателей. Как на занятиях, так и в группе. Так, например, на музыкальных занятиях воспитатели наравне с музыкальным руководителем исполняют песни, помогают разучивать движения к танцам и играм-хороводам. Принимают активное участие в показе кукольных спектаклей на занятиях и развлечениях. При подготовке праздничных утренников в индивидуальной работе с воспитателями я разучиваю песни, инсценировки, сценки, сюрпризные моменты. Очень интересно и увлекательно

прошли такие развлечения как : «Масленица», «Великий день - ПАСХА», «Посиделки» (фольклорные праздники, музыкальная сказка «Где зимует лето?»

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя в группе направлена на закрепление у детей навыков и умений, полученных на музыкальных занятиях. При этом учитываются особенности каждого ребенка, его способности к музыке и движению, степень усвоения материала. В группе для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей создаются определенные условия: создание музыкальной зоны для музицирования (детские музыкальные инструменты, шумовые инструменты, песенки-картинки, музыкально-дидактические игры, записи народной, классической и современной музыки). Эти пособия постоянно обновляются по мере прохождения музыкального материала на занятиях.

Важным моментом в своей работе я считаю тесный контакт с родителями, так как они являются участниками педагогического процесса в совместной деятельности с воспитателем и мной - педагогом-музыкантом.

Активное участие родители принимают на праздниках и развлечениях. Хочется отметить некоторые из них: «КВН» ко дню Защитника Отечества, «Папа, мама, я - спортивная семья», «Новогодние праздники». Стало хорошей традицией приглашать пап на роль Деда Мороза, причем за некоторыми эта «нагрузка» закрепляется со 2 младшей до подготовительной группы.

Проведя анкетирование родителей, я выяснила, что 86 % родителей информированы о музыкальном развитии своих детей в детском саду и их удовлетворяет моя работа. Они с желанием знакомятся с предлагаемыми им консультациями, папками передвижками, в индивидуальных беседах расспрашивают о достижениях своих детей на музыкальных занятиях.

Почти у всех дома созданы условия для самостоятельной деятельности детей (записи музыки на кассетах, пластинки, музыкальные инструменты встречаются крайне редко. На вопрос о посещении концертов и театра многие

(50%) ответили положительно. Таким образом, проанализировав результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы:

• родителям не безразлично музыкальное воспитание своих детей в детском саду;

• стараются заниматься дома со своими детьми по развитию у них познавательных интересов в области музыки и культуры.

Исходя из вышесказанного считаю, что нужно и дальше продолжать начатую работу по информированию родителей о музыкальном развитии их детей. А также планирую вывешивать в родительском уголке более подробную информацию о целях и задачах музыкального развития детей на месяц, о планах проведения занятий, их программном содержании.

На начало года я провожу диагностику по выявлению музыкальных способностей детей, объем знаний и определенных навыков, умение их реализовывать. Вижу, что в начале года дети неуверенны в своих действиях: неактивны в ответах на вопросы по слушанию музыки, в пении у многих из детей неустойчивая интонация, музыкальные движения не выразительны и не всегда отражают язык музыки. В творческой деятельности дети проявляют себя не всегда охотно, многие робеют и стесняются. Так в подготовительной группе всего 26% детей имеют высокий, 46% средний и 28% низкий уровень познавательного развития. В старшей группе 19% имеют высокий, 58% средний, 23% низкий уровень познавательного развития. Благодаря планомерной работе показатели диагностики в конце года улучшаются: подготовительная группа - 75% высокий, 25% средний уровень познавательного развития, старшая группа 64% высокий, 35% средний и 1% низкий уровень познавательного развития.

Такие результаты говорят о том, что работа, проведенная мною в течение года, была на хорошем, профессиональном уровне.

Хочу отметить еще один вид работы - это связь со школой. Ученики средней школы помогают нам в работе. Выступают с кукольным театром, участвуют в праздниках и развлечениях. Ребята нашего детского сада посещают школу в целях познавательного развития. Иногда принимают участие в школьных мероприятиях. Так, например «День знаний», спортивные соревнования «Веселые старты», сопровождаемые музыкой.

В своей работе я постоянно использую большое количество новой методической литературы: популярные пособия для родителей и педагогов, журналы «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель», «Музыкальные энциклопедии», «Праздники и развлечения в детском саду», «Развлечения в детском саду» и др. Кроме того, обмениваюсь опытом и творческим материалом с музыкальными руководителями нашего города. Участвую в работе методического объединения музыкальных руководителей г. Бологое.

Считаю, что, приобщая детей к музыке через познавательное развитие необходимо в первую очередь иметь в виду, что мы затрагиваем эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка, формируем нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве. Моя главная задача научить детей не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения. Буду и в дальнейшем совершенствовать работу по познавательному развитию детей дошкольного возраста.

Что мы уносим из детства? Порой самые неожиданные вещи: стихи, которые разучил с нами отец, мамину колыбельную, радость новогодней елки. От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством, музыкой.

«Ребенок - это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых».

А. С. Макаренко

Список литературы:

1. Абрамян Г. «Солнечный круг» музыкальная азбука, изд. «Малыш» Москва 1985г. ;

2. Абызова Е. Н. «Картинки с выставки» Мусоргского изд. «Музыка» Москва 1987г. ;

3. Артоболевский И. И., Банников А. Б. «Что такое, кто такой?» изд. «Просвещение» Москва 1984г.

4. «Дошкольное воспитание» № 12 1997г. ;

5. Детская энциклопедия «Я познаю мир» (Музыка, Москва 1997г. ;

6. Кленов А. «Там, где музыка живет» изд. «Педагогика» Москва 1986г. ;

7. Корчаловская Н. В., Посевина Г. Д. «Праздник в детском саду» Ростов на Дону 2001 г. ;

8. Метлов Н. А. «Музыка - детям» изд. Просвещение Москва 1985г. ;

9. «Музыкальный руководитель» Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва №1 2004г. ;

10. «Музыкальный руководитель» Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва №1 2005г. ;

11. «Музыкальный руководитель» Издательский дом «Воспитание дошкольника» Москва №4 2005г. ;

Публикации по теме:

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детейХорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного.

Музыкально-познавательное занятие «Четыре времени года» Цель: продолжать знакомить детей с классической музыкой, композиторами, стихами русских поэтов. Побуждать детей высказываться о характере.

Обобщение опыта через открытый просмотр «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры» Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры». Сегодня я поделюсь своим.

Обобщение опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников» Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку.

Обобщение опыта: Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей. Сказка – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб,.

Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста» Содержание 1. Литературный обзор состояния вопроса. 1.1История темы педагогического опыта в педагогике. 1.2. Основные понятия, термины в описании.

Обобщение педагогического опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников». Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича . Из опыта работы. Работая по ФГОС ДО, возникает необходимость использования современных педагогических технологий образования, в свете нового восприятия реалий.

Взаимодействие семьи и ДОУ в реализации задач всестороннего развития детей -Понятие "Семья" и факторы ее образования. -Основная цель всех форм и видов взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Музыкально–познавательное занятие–один из важнейших показателей всестороннего творческого развития детей»
Опубликовано: 14 сентября 2016 в 17:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД