Елена Романова
Обучение детей связному рассказыванию по серии сюжетных картинок (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование связной устной речи у детей с ОНР вызывает трудности у логопедов. Именно поэтому развитие связной речи – одна из основных задач в системе логопедических занятий. В связных высказываниях этих детей отражаются все недостатки комплексного речевого нарушения:
• бедный, в основном общеупотребительный словарь;
• плохое понимание оттенков значений слов;
• аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложении, при словообразовании, словоизменении и употреблении предлогов;
Публикация «Обучение детей связному рассказыванию по серии сюжетных картинок (часть 1)» размещена в разделах
• предложения простые, чаще нераспространённые, состоящие из существительных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки;
• сложности с подбором и использованием в речи синонимов и антонимов.
В связи с этими недостатками связная речь детей с ОНР развита крайне слабо. Пересказы бедны, схематичны, примитивны. Рассказы по сюжетным картинкам представляют собой перечисление предметов. Дети не устанавливают причинно – следственные связи в сюжете и взаимоотношения между действующими лицами, а ограничиваются поверхностными впечатлениями. Очень трудно даются таким детям рассказывание по памяти и описательные рассказы : в них нет чёткости, последовательности; предложения грамматически не оформлены; не передают основного смысла.
Помимо этого у детей с ОНР имеет место вязкость психических процессов, мышления; отсутствие интереса к занятиям; недостаточно устойчивое внимание, плохая память и очень слабое воображение. Всё это также тормозит развитие связной речи и требует поиска новых решений и методов обучения. К тому же, детям с ОНР требуется гораздо больше времени на усвоение речевого материала. Поэтому количество занятий по обучению рассказыванию и пересказу может увеличиваться в зависимости от уровня подготовки детей в группе.
Одним из видов работы по развитию связной речи является обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок. Занятие по составлению рассказа по серии картинок я провожу в три этапа (делю на три занятия). Первое занятие подгрупповое. На этом занятии необходимо активизировать психические процессы: интерес, внимание, память, воображение, логическое мышление. Необходимо нацелить ребёнка на анализ сюжета. Научить выделять главные действующие лица и второстепенные предметы, а также отношения между ними (субъект – объектные отношения). Также на этом занятии необходимо подготовить лексическую базу для составления полных развёрнутых предложений. Уточнить значения известных ребёнку слов и усвоить новые. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе активного использования. Продолжать учить детей выделять основные признаки и действия главных действующих лиц и исходя из этого строить свои предложения. Поэтому это занятие проводится, в основном, в игровой форме.
Основная цель первого занятия: формирование лексико – семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картинок.
Второе занятие проводится с целой группой. Целью второго занятия является обучение детей составлению предложений по картинкам с помощью вопросов логопеда. Дети учатся отвечать развёрнутой, полной фразой. Вопрос логопеда даёт детям необходимые речевые средства и является как-бы планом высказывания. Дети учатся устанавливать причинно – следственные связи и строить основную линию сюжета (на субъект – объектных отношениях). Задания на преобразование деформированных фраз и придумывание названия к рассказу способствуют развитию словесно – логического мышления, смысловых ассоциаций; включению операций отбора, анализа и синтеза языка. Способствуют развитию чувства языка.
Третье занятие проводится со всей группой. Основной целью этого занятия является обучение детей связному, последовательному изложению событий. Дети учатся строить план рассказа, определять начало, середину и конец рассказа, опираясь на картинки и подсказки логопеда. Предварительно проводится работа: упражнения в договаривании предложений с опорой на картинки. Дети придумывают подходящий конец к каждому предложению и определяют, к какой из трёх картинок оно относится. Тем самым достигается задача подготовки повествовательного плана рассказа, который позволяет объединить отработанные предложения в связные фрагменты рассказа. А рассказывание детьми по цепочке даёт возможность всем детям включиться в работу и следить за сюжетом, способствует улучшению слухового внимания и памяти.
Чтобы поддержать интерес детей к данному виду работы, логопед должен проводить занятия очень эмоционально. Также нужно добиваться интонационной выразительности и от детей. Учить детей при помощи голоса передавать внутреннее состояние героев и своё отношение к событиям на картинках.
При проведении занятий логопед может использовать различные средства обучения : фланелеграф, магнитофон, магнитно – маркерную доску, которая позволяет быстро перемещать в пространстве картинки и графически изображать маркерами разных цветов пункты плана рассказа.
В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развёрнутых рассказов. У детей формируется представление об основных принципах построения связного рассказа : выделение главных действующих лиц и их взаимоотношения; установление причинно – следственных связей; последовательное изложение событий; определение основной мысли рассказа.
Всё это подготовит ребёнка с ОНР к связному изложению любых событий и творческому рассказыванию.