Гульгина Хуснитдинова
Обобщение опыта работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Маленький ребёнок. Как он познаёт окружающий мир? Каждый из нас был маленьким и уже, наверное, забыл, как хотелось потрогать всё новое, прикоснуться, облизать, прикусить - то есть изучить предмет со всех сторон. Формирование восприятия мира и, как следствие, развитие речи идёт через ощущения руки.
Доказано, что одним из показателей нормального психологического и нервно-психологического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.
Публикация «Обобщение опыта работы на тему: „Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста“,» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
И тема моей углубленной работы называется «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Педагоги и психологи, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и для того, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Следовательно, нашу цепочку можно дополнить. Мелкая моторика-речь-восприятие -высшие психические функции (мышление, память, внимание).
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам.
Работу по развитию мелкой моторики в группе я строю по следующей схеме:
Ежедневно провожу с детьми самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев одной руки, затем другой. Затем растираем ладонь одной руки большим пальцем другой руки.
Для снижения тонуса и уменьшения напряжённости мышц периодически можно использовать криомассаж. Для его проведения готовятся две ёмкости. В одну наливают тёплую воду (ближе к горячей, в другую кладут ледяные кубики («конфетки»). Сначала малышу предлагают пошебуршать «конфетками» затем опустить ручки в воду. «Потрогаем «конфетки» - они холодные, потрогаем водичку-она горячая» и т. п. Затем руки хорошо встряхиваем и вытираем полотенцем. Вся процедура длится не более 7 минут, а ощупывание кубиков от 5 до 30 секунд.
Так же есть комплексы специальных упражнений как:
«Пила»-левая рука ладонью вверх лежит на столе, а ребром правой руки имитируем движение пилы по всей поверхности ладони в направлении вверх-вниз; то же левой рукой.
«Утюжок» - и. п. - то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки по левой ладони, разминая её. Затем то же самое делаем рукой.
«Соберём все бусинки»- бросаем камешки в песок. (Если играете дома, насыпьте песок на поднос. Сначала предложите ребёнку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка). Затем покажите, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой насыпать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камешки надо аккуратно пересыпать в ведёрко.
«Выловим из воды»- налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких плавающих предметов : кусочки пробки, веточек и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.
Использую различные упражнения на развитие тактильных ощущений : «Пальчиковый (сухой) бассейн», «Волшебный мешочек».
Играю с детьми в пальчиковые игры, в ходе которых так же активизируется мелкая моторика рук детей. Лепим из пластилина, из солёного теста. Изделия можно украшать различными мелкими предметами.
Сейчас в продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие навыки. Но можно и самим придумать массу интересных игр и занятий, которые способствуют развитию навыков мелкой моторики. Я же использую в работе подручные средства. Например, интересные игры можно придумать с обыкновенными скрепками и прищепками. Предлагаю детям упражнения «Солнышко улыбается» - на предварительно нарисованный и вырезанный круг в виде солнышка дети по окружности прикрепляют скрепки или прищепки - это лучики солнышка.
Интересные тренажё ры могут получиться из пластиковых бутылок: «Бусы», «Домик», «Бабочка», «Паровоз», «Божья коровка», «Цветы», «Пирамида», «Грибочки». Дети любят прикручивать и откручивать крышки.
Так же дети нашей группы любят играть в игры как, «Цветочная поляна», «Собери бусы», «Домик»,«Черепаха», «Паровозик», «Дорожки». Так же можно предложить детям игру под названием «Сюрприз».
В фольге завёрнуты игрушки - надо их развернуть, стараясь не порвать обёртку. Можно завернуть в фольгу грецкие орехи. Дети, разворачивая их, в одну тарелку кладут орешки, а в другую обёртки.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Во-первых, развивают мелкую моторику руки и уже подготавливают её к овладению письмом. Во-вторых. Формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте. В-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
При проведении игр и упражнений нужно соблюдать следующие принципы:
• Систематичность проведения;
• Последовательность - сначала на левой руке, потом на правой, при успешном проведении на обеих одновременно;
• Переход от простого к сложному;
• Движения должны быть различными - на растяжение, сжатие, расслабление;
Тренировка всех пальцев, включая безымянный и мизинец. В противном случае можно получить противоположный результат-увеличение тонуса мышц пальцев.
Очень важны желания ребёнка заниматься, эмоциональный настрой, интерес к происходящему.
В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, поэтому, чем больше мастерства в детской руке, тем выше развитие ребёнка.
Итак, задача взрослых - помочь ребёнку начать полноценно использовать возможность движения рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться познавательных способностей ребёнка. Не стоит забывать и о том, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук-один из показателей дальнейшей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Так же хочу сегодня познакомить Вас с методической литературой по данной теме. Первым помощником в моей работе стала книга «Занятия по сенсорному воспитанию» Э. Г. Пилюгиной. В этой книге даны подробные конспекты занятий с детьми 2-3 лет по развитию мелкой моторики. Также в этом пособии раскрывается методика проведения диагностики сенсорного развития детей раннего возраста и методика занятий по ознакомлению с цветом, величиной, формой предметов. Значительное место в книге уделяется планированию и учёту педагогической работы по данному разделу программы.
Занятия, способствующие развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность) описаны в книге «Играем пальчиками и развиваем речь», автор - В. Цвынтарный. В данном пособии так же есть занятия о том, как знакомить детей с геометрическими фигурами, со счётом.
Авторы Н. Б. Хамзова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина в книге «Лепка в детском саду»
предлагают приёмы сенсорного развития на занятиях лепки.
Авторы методического журнала «Для самых- самых маленьких» Л. Машин, Е. Мадышева предлагают упражнения - игры для детей раннего возраста. Эти упражнения окажут существенную помощь в развитии мелкой моторики и координации движений.
В методической пособии «Маленькими шагами в большой мир знаний» Афанасьевой представлены перспективный план, игры-занятия на весь учебный год: на цветной вкладке
представлены образцы раздаточного материала для занятий с детьми. Книга поможет в развитии и совершенствовании познавательных способностей, памяти, внимания, мелкой моторики, пополнения представлений об окружающем мире и формировании элементарных математических представлений ребёнка. Также могу предложить книги по развитию мелкой моторики Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Т. А. Ткаченка «Развиваем мелкую моторику», Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»,Е. В. Полозова «Развивающие тренажёры из бросового материала», Е. Н. Соляник «Развивающие игры для детей раннего возраста». Я надеюсь, уважаемые педагоги, представленный мною методический материал найдёт достойное применение в дальнейшей вашей работе. Спасибо за внимание.