Папки-передвижки

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования для аттестации

Ирина Покалеева
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования для аттестации

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования

Покалеевой Ирины Владимировны

по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ»

Условия возникновения и становления опыта.

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано c восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так и не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.

Публикация «Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования для аттестации» размещена в разделах

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта разработана и реализуется Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Действующее законодательство РФ в области образования c 2007 года утвердило понятие «духовно – нравственное развитие» в качестве важнейшего приоритета воспитания, непосредственно ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию.

Духовно – нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направленно на формирование ее конструктивных отношений c миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно – нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника. В настоящее время крайне важно, как можно скорее создать нормально функционирующую систему духовно – нравственного воспитания в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

В нашем городе родители, в силу своей занятости, c 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детский сад, поэтому детский сад играет немаловажную роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. В связи с этим было принято решение о введении кружка по духовно-нравственному воспитанию.

Реализация проходила в несколько этапов.

Подготовительная работа включала в себя:

1. Выступление на родительском собрании;

2. Получение согласия от родителей на посещение кружка по духовно -нравственному воспитанию;

3. Анкетирование родителей с целью изучить отношение родителей к данной проблеме.

Для начала мы создали в специально отведенном кабинете предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту детей.

Из различных программ была выбрана программа «Мир прекрасное творение» Л. П. Гладких

Были составлены перспективный и календарный планы. И так начал свою работу кружок по духовно-нравственному воспитанию.

Актуальноcть опыта. пукг7н

Актуальность опыта обусловлена тем, что в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимную связь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.

Ведущая педагогическая идея.

Как показали исследования психолога А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.

Одним из направлений работы нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание детей. Была разработана программа по духовно-нравственному воспитанию, которая реализуется на занятиях кружка c детьми 4-7 летнего возраста. Кружок называется «Мир прекрасное творение».

Главной целью является целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа, развитие его духовного и психического здоровья.

Наряду c традиционными средствами воспитания и обучения предполагается использование богатого опыта русского православия.

Теоретичеcкая база опыта.

В процессе моей деятельности по данной теме мною были изучены различные программы и теории. В Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей». Это актуализирует проблему нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников.

В основу опыта была положена программа «Мир прекрасное творение» Л. П. Гладких.

Также в своей работе, использую программы: «Социокультурные истоки» И. А. Кузьмина, «Добрый Мир» Л. Л. Шевченко, «Дорогую добра» Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова.

Технология опыта

Работа по духовно – нравственному воспитанию направленна на:

Воспитание у ребенка любви к Отечеству

Создание условий для духовно-патриотического, духовно нравственного, гармоничного развития личности ребенка;

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Приобщение детей к Православной культуре нашего Отечества и общечеловеческим ценностям;

Профилактику асоциального поведения;

Интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

Взаимодействие педагога дополнительного образования c семьёй.

Для реализации программы я использую следующие методы: наглядные, словесные, практические.

Наглядные методы: чтения рассказов, экскурсии, наблюдение, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций.

Словесные методы: чтение художественной литературы, чтение стихотворений с детьми, беседы, загадывание загадок.

Практичеcкие методы: организации продуктивной деятельности.

Формы работы c детьми: кружковые занятия, беседы, художественно - творческая деятельность детей, проведение совместных праздников, экскурсий, целевых прогулок, организация выставок.

Особое внимание уделяется работе c родителями:

Проводятся следующие формы работы c родителями:

• Родительские собрания на духовно-нравственные темы

• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары)

• Анкетирование родителей c целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье

• Индивидуальные консультации

• Наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ.

• Совместные праздники

Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:

Обучающие:

- ознакомить c представлениями и понятиями о Боге, мироуcтроении и миропорядке.

- дать представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека.

- ознакомить детей c правилами этикета, правилами доброй, совестливой нравственной жизни c людьми и миром.

- содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей c миром природы.

Воспитательные задачи:

- Формировать духовно-нравственные качества (добродетели,

- воспитывать духовно-нравственные чувства,

- воспитывать навыки доброжелательного и добродетельного поведения,

- воспитывать любовь к семье, к родной природе и к Родине.

Развивающие задачи:

- Содействовать развитию творческой духовно-нравственной личности c оптимистическим взглядом на жизнь, c направленностью на духовно-нравственную жизнь;

- способствовать развитию духовной сферы, развитию душевной и телесной сферы;

- содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности.

Результаты опыта.

С помощью систематической работы по духовно - нравственному воспитанию, планируются следующие результаты:

• Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

• Воспитание чувства патриотизма.

• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места и посильное участие в домашних делах.

• Деятельное отношение к труду.

• Ответственность за свои дела и поступки.

• Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

• Субъективно психо - эмоциональное благополучие.

• Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.

Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до начала реализации программы и после - итоговая диагностика, по результатам которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

Главный результат в своей работе вижу в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Трудности при применении данного опыта в духовно-нравственном воспитании могут заключаться в:

-подборке теоретического материала;

- планировании и построении системы занятий c учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы c детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Вывод

Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье и детском саду). Духовно-нравственное развитие и воспитание детей должны быть интегрированы в основные виды деятельности: на занятиях, развлечениях и праздниках, работу с родителями. Основной принцип это: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкальное, эстетическое, интеллектуальное воспитание.

И закончу своё работу словами Н. И. Пирогова: «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Результатом понимания должно стать поведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды».

Публикации по теме:

Оформление кабинета педагога дополнительного образованияОформление кабинета педагога дополнительного образования Все течет, все изменяется. и в нашем учреждении грянули перемены. Мне предоставили новый кабинет, нужно было сделать ремонт и переехать.

Обобщение опыта работы по ФЭМПОбобщение опыта работы по ФЭМП При подготовке детей к школе ставится ряд важных и актуальных задач. Одна из них: успешное обучение ребенка, которое напрямую зависит от.

Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности в ДОУ 1 слайд - добрый день уважаемые члены жюри, коллеги, гости. я Хочкиян Ашхен Суреновна – воспитатель детского сада №14 «Аленушка». Стаж моей.

Обобщение опыта работы с родителями. На протяжении своей педагогической деятельности, очень тесно сотрудничаю с родителями. Взаимодействие детского сада с семьей, необходимые.

Обобщение опыта работы старшего воспитателя Тема опыта: «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей через различные формы творческой деятельности».

Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе» Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе.» Актуальность.

План по самообразованию педагога дополнительного образования по английскому языку План по самообразованию педагога дополнительного образования по английскому языку Юдиной Веры Николаевны. «Специфика обучения английскому.

Программа дополнительного образования «Посчитай-ка» для работы с детьми дошкольного возраста 5–6 лет 1. Пояснительная записка…3 - Перечень нормативных правовых документов, на основе которых разработана рабочая программа.

Программа профессионально-личностного развития педагога дополнительного образования Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках реализации программы дополнительного образования «Золотые узоры Хохломы». Цель:.

Эссе педагога дополнительного образования «Я, танец и дети»Эссе педагога дополнительного образования «Я, танец и дети» В детстве, как и многие девочки, я очень любила танцевать. Танцевала под любую музыку - быструю, медленную, грустную или весёлую. Ещё в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования для аттестации
Опубликовано: 10 апреля 2017 в 11:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД