Светлана Гонтовая
Обобщение опыта работы «Театральное творчество в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Посещение театра – всегда праздник. С ним связаны радость, новые чувства, яркие эмоции и впечатления. Театр – один из самых близких и понятных, ярких и доступных восприятию дошкольника видов искусства, так как ребенок лучше всего воспринимает окружающий мир, «проживая» ситуацию, идентифицируя себя с героем. Театр развивает воображение и фантазию ребенка, способствует творческому развитию, повышению общей культуры ребенка и формированию правильной модели его поведения в современном мире.
Трудно решить, что интереснее – быть зрителем или участником спектакля.
Публикация «Обобщение опыта работы „Театральное творчество в жизни дошкольника“» размещена в разделах
Специальные исследования ученых-психологов, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что обе роли – зрителя и актера – являются для развития ребенка значимыми. Л. С. Выготский, проявивший глубокий интерес к театру, психологии искусства, не без основания утверждал, что наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества, очень близкий ребенку. Это объясняется, по его мнению, двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. Другой причиной является связь всякой драматизации с игрой – корнем всякого детского творчества. В детском саду игра и театр существуют не рядом, а одно в другом: театр организуется как игра, а в игре всегда есть театральное начало, то есть искусство перевоплощения. Перевоплощаясь, малыши получают возможность моделировать собственный мир, отрабатывать определенные модели поведения, развивать способность эмоционально выражать все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики, работать в команде.
Создание театра в детском саду все чаще становится делом привычным. Однако педагогам важно понимать, с какой целью они создают театр, какие задачи они должны решать в воспитании дошкольников, и как правильно выстроить работу с детьми.
Одной из форм организации театрализованной деятельности детей в ДОУ является проведение театрального сезона. В нашем детском саду уже много лет в марте проводится театральный сезон. Все дети, начиная с младшей разновозрастной группы, становятся активными участниками театральных постановок. Деятельность в рамках театрального сезона не ограничивается сценарной, режиссерской и постановочной работой с детьми. Театральное творчество проходит через все виды детской деятельности, на время, превращая жизнь детского сада в «игру в театр». Работа над постановкой, чтобы не надоесть детям, должна быть интересной, нескучной, естественной. Следует внимательно продумывать деятельность детей: специальные занятия, свободную деятельность.
Начинается все с выбора произведения, разбора его содержания. Детям предлагается прослушивание произведения. Дома родителям рекомендуется просмотр одноименного фильма или мультфильма. Следующий этап работы над спектаклем – распределение ролей. В младших группах распределение ролей, в большой степени – задача воспитателя. Он, как никто другой, знает, кто из ребят справится с творческой задачей, эмоциональной нагрузкой. Но желание ребенка, все же, остается значимым. В группах старшего возраста распределение ролей происходит совместно с детьми.
В процессе работы над спектаклем дети слушают музыку к спектаклю, отмечая ее разнохарактерное содержание; рассматривают репродукции картин и иллюстрации, по содержанию близкие сюжету постановки. Творческая подготовка включает в себя работу над артикуляцией с помощью скороговорок, потешек, чистоговорок; игровые упражнения и этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету. Целесообразно использовать такой прием, как разыгрывание одного сюжета, отдельной сцены с помощью различных театрализованных игр (настольных, пальчиковых, кукол бибабо).
Постановочная работа над целостным спектаклем проводится на 2-3 специальных занятиях.
Изготовление декораций, афиш, пригласительных билетов становится неотъемлемой частью подготовки спектакля. Все ребята ответственно и творчески подходят к этому виду деятельности.
Подготовка спектакля – процесс творческий и длительный. Участие в нем родителей важно и обязательно. Родители могут выступать в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декорации и костюмов и т. д. В любом случае такое взаимодействие вызывает у детей богатые эмоции, обостряет у них чувство гордости за родителей.
Театральная постановка – продукт совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого участника. Каждый вносит свой вклад, понимая, что от этого зависит общий успех.
«Необыкновенная любовь детей к театру и их страсть к самостоятельному разыгрыванию всевозможных ролей, - писал известный американский ученый Стенли Холл, - является для нас педагогов прямо открытием новой силы в человеческой природе; та польза, которую можно ожидать от этой силы в педагогическом деле, если мы научимся пользоваться ею, как следует, может быть сравнима разве только с теми благами, какими сопровождается в жизни людей вновь открытая сила природы».