Получи документы

Обобщение опыта работы потеме «Использование активных форм в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников»

Светлана Ляпугина
Обобщение опыта работы потеме «Использование активных форм в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение опыта работы потеме

Как научить ребёнка милосердию, доброте, скромности, справедливости, мужеству, готовности помочь попавшему в беду. Этот вопрос волнует не только меня, но и многих воспитателей. Существуют различные пути формирования нравственных ценностей в учебно- воспитательном процессе: через занятия, экскурсии, опыты, игры, через характер общения воспитателя и детей, через общение детей между собой. Нравственные ценности усваиваются добровольно, когда ребёнок осознанно принимает решения и несёт за них ответственность. В начале сентября я задаю своим детям вопросы, с целью выявить целостные ориентации детей. На вопрос : «Что ты любишь больше всего?», дети отвечают, что они любят компьютер, Барби, любят ездить на машине, ходить в гости, рисовать, лепить, кататься на велосипеде. Но есть и такие дети, которые затрудняются ответить на вопрос. Моя задача состоит в том, чтобы помочь детям наиболее полно развивать речь, ум, чувства. Само содержание таких занятий как развитие речи, экология помогает осознать, что окружающий мир существует по своим объективным законам. Произведения «Косточка», «Орёл», «Филлипок», «Как волки учат своих детей», «Пожар», «Булька» - Л. Н. Толстого; «Спор деревьев», «Лес и ручей», «Лиса Патрикеевна», «Пчелки на разведках» - К. Д. Ушинского; «Кот – ворюга» - К. Паустовского – глубоки по мысли, воспитательную роль выполняют косвенными путями. Особенно любят мои дети произведения о животных; «На охоте» И. Тургенева, «Заботливая мамаша» Г. Скребицкого, «С Севера» В. Бланки. Полюбился детям медведь. Они отметили, что раньше и не думали, что медведи такие умные и добрые, поступают как люди. «Давайте попросим, чтобы медведей занесли в Красную книгу, ведь медведица любит своих медвежат, как настоящая мама» -предложили дети. Большую воспитательную ценность имеют произведения Л. Н. Толстого. У детей вызывает восхищение поступок Вани, который спас малышей и старую бабушку – в произведении «Пожар» «Мальчику всего 6 лет, он ещё маленький, а уже герой» - говорят дети. «Филиппок» -настойчивый, упрямый, добился своего. И мы вместе делаем вывод, что характер человека проявляется уже в детстве. После чтения «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина – ребята отметили, что «если человек жадный, то его никто не любит, на него все злятся, доброго же все любят, говорят ему хорошие слова». Сказки «Кот, петух и лиса», «Три дочери» - о дружбе, о семье, о взаимопонимании. Многие сказки мы разыгрываем. И здесь не нужны никакие беседы, так как сама игра воспитывает. Большое воспитательное значение имеет работа с серией картинок по развитию речи и использование схем в составлении описательных рассказов. Большие возможности для нравственного воспитания содержат произведения В. Осеевой. Например, после чтения «Печенье», ребята поняли, то что мы не всегда бываем внимательны к тем, кто с нами рядом. Я предложила детям ответить на вопрос - «Добрый ли я человек, и почему я так думаю?». Вспоминали множество примеров, когда они совершали добрые дела. А потом детям была предложена проблемная ситуация: «Представьте, что всю семью пригласили в гости, но заболела бабушка и кто-то должен остаться с ней дома, кто останется?» такие ситуации помогают выбрать правильное решение. На занятиях экологии проводим игру – «Самая сильная команда». Дети делятся на две команды и отвечают на вопросы о животных, птицах, рыбах, растениях, насекомых. Та команда, которая наберёт больше фишек -«Самая сильная команда». В итоге приходим к выводу, что всё в природе взаимосвязано, уничтожение одного звена в цепочке – приведёт к гибели всей жизни. Игра «Шкатулочка желаний» развивает у детей воображение, фантазию. Говорю детям, что у меня в руках волшебная шкатулочка. Дети должны по очереди дополнять следующие желания (на занятии только одно желание).

Публикация «Обобщение опыта работы потеме „Использование активных форм в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников“» размещена в разделах

- Если бы я была птицей, я бы …. потому что … …. животным… ….насекомым… ….цветком…. ….деревом… и др.

Ответы многих детей показывают, что у них есть большое желание приносить людям радость, делать добрые дела. «Если бы я был цветком, я был бы розой, потому что она красивая» «Если бы я была цветком, я была бы ромашкой, я бы разрешила всем пчёлкам собирать нектар, и может тогда бы они наелись и не кусались» «Если бы я был цветком, я был бы кактусом, потому что он колючий и его никто не может обидеть» «Если бы я был цветком, я был бы крапивой, потому что она всех лечит.» «Если бы я был животным, я был бы зайцем, потому что он быстро убегает от врагов» «Если бы я был животным, я был бы собакой, потому что она охраняет своего хозяина» «Если бы я был животным, я был бы львом, потому что он царь зверей» «Если бы я был животным, я был бы динозавром, потому что его все боятся». «Если бы я был животным, я был бы лисой, она хитрая и всех может обмануть» «Если бы я был животным, я был бы тигром, он со всеми дерётся и всех побеждает»

Такие игры показывают, кто из детей в детском саду чувствует себя комфортно, нашёл себе друзей, стремится помочь другим. Есть и такие, которые стараются самоутверждаться, стать лидерами, первыми. Есть дети, которые чувствуют себя неуверенно. Таким детям необходима помощь и со стороны воспитателя и родителей.

Каждое занятие стараюсь строить в виде проблемных ситуаций, развивающих игр. Через игры мы работаем с речью, развиваем фантазию, воображение, память.

На занятиях мы играем, любим с детьми разучивать стихи, пословицы. На занятии я как бы между прочим говорю своим детям - Я всё время слежу за ребятами, сидящими за одним столом (или сидящих рядом, как они мне нравятся: и сидят правильно, и слушают внимательно. А так как фамилии я не называю, то все думают, что речь идёт именно о них. И все стараются изо всех сил.

Я ставлю своей целью рассказать о некоторых путях ориентации старших дошкольников на нравственные ценности, считая это одной из важнейших проблем в нашем современном обществе.

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение нравственного развития детей в дошкольном образовательном учреждении Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание ответственного, инициативного, компетентного.

Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа Современная жизнь, современные требования к образованию, требуют новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы потеме «Использование активных форм в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников»
Опубликовано: 16 февраля 2015 в 16:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы потеме «Использование активных форм в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ляпугина (УИ 78251) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД