Папки-передвижки

Обобщение опыта «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством игровой деятельности»

Надежда Руденская
Обобщение опыта «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством игровой деятельности»

Обобщение опыта

учителя – логопеда

Руденской Надежды Сергеевны

Тема: «Развитие лексико-грамматического строя

речи у детей с ОНР

посредством игровой деятельности».

Актуальность.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими людьми.

Публикация «Обобщение опыта „Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством игровой деятельности“» размещена в разделах

Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием, речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения грамматического строя речи - аграмматизмы нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка мало понятной. Для детей с ОНР нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение, как для последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.

Широкая распространённость лексико - грамматичесих нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять этой проблеме должное внимание. Исходя из выше изложенного, я считаю эту тему интересной и актуальной на сегодняшний день.

Цель: повысить свой профессиональный уровень, в процессе изучения материала по данной теме совершенствовать свои умения и навыки в развитии лексико-грамматического строя детей с ОНР посредством игровой деятельности и систематизировать работу по реализации изучаемых методов и приемов работы.

Задачи:

1. Теоретическое рассмотрение проблемы освоения детьми падежного управления;

2. Подготовка и целенаправленное использование дидактического материала по теме (дидактические игрушки, настольно-печатные игры, словесные игры и упражнения) на индивидуально-подгрупповых логопедических занятиях;

3. Обобщение собственного опыта коррекционной деятельности.

Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

1. Задачи по развитию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

3 - 4 года:

• Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

• Использовать в речи простые предлоги (в, на, под, за, около).

• Упражнять в употреблении в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок - утята).

• Упражнять в употреблении форму множественного числа существительных в Р. п. (Нет чего? ленточек, матрешек, книг, яблок и т. д.).

• Получать из нераспространенных простых предложений – распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств.

4 – 5 лет:

• Упражнения на словоизменения и словообразование

• Употребление местоимений мой, моя;

• Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными

суффиксами;

• Употребление существительных в ед. и мн. числе;

• Употребление существительных с глаголами ед. и мн. числа

настоящего времени;

• Употребление в речи простых предлогов на, в, под, за, у, к, с, по, над;

• Употребление наиболее доступных антонимов (большой – маленький, высокий – низкий, короткий – длинный и т. д.)

• Составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.

5 – 6 лет:

• Отработка падежных окончаний существительных ед. ч. ;

• Преобразование существительных в И. п. ед. ч. во мн. ч. ;

• Согласование глаголов с существительными ед. ч и мн. ч. (яблоко – растет, яблоки - растут) ;

• Согласование числительных два и пять с существительными;

• Образование глаголов движения с приставками;

• Употребление сложных предлогов из-за, из-под, около, возле;

• Образование сравнительной степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный).

• Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

6 – 7 лет:

• Закрепление употребления падежных окончаний существительных в ед. ч. и мн. ч. ;

• Согласование существительных с числительными;

• Образование названия детенышей;

• Образование притяжательных, относительных прилагательных;

• Закрепляются способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов путем сложения (пароход, самолет и т. д.).

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в работе с дошкольниками через игру очевидно. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.

Дидактические игры по грамматике одновременно являются упражнениями по закреплению лексико-грамматического материала, уже освоенного детьми.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида:

1) игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.,

2) настольные печатные игры

3) словесные игры.

Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В работе с дошкольниками младшего и среднего возраста многие игры проводятся с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.

Разработаны специальные игры и упражнения, которые предназначены для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения. Это хорошо известные игры: «Чего не стало?», Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др.

Следует подчеркнуть, что в игре ребёнок не подозревает об истинном её назначении. Он видит и осознаёт игровую задачу : быть внимательным, запомнить, как стояли предметы, узнать игрушку по описанию и т. д. Ребёнок в играх и упражнениях приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания. В младшем возрасте, кроме дидактических игр по формированию грамматического строя речи, следует использовать игры-драматизации, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий общеразвивающий эффект.

С детьми старшего дошкольного возраста используются настольно – печатные игры, в которых дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки.

Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят словесным дидактическим играм (без наглядного материала). Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки, учат опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.

Можно использовать следующие игры и упражнения с грамматическим содержанием: «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, «Какой, какая, какое?», «Исправь ошибку», «Размытое письмо» (согласование слов в словосочетании и предложении, «Хорошо-лучше» (образование степени сравнения прилагательных и наречий, «Скажи наоборот» (образование антонимов, «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных) и др.

Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.

Литература и методические рекомендации:

1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логопедические игры и задания»

2. Васильева С. А., Соколова Н. В. «Логопедические игры для дошкольников».

3. В. В. Гербова “Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе” под редакцией Т. В. Волосовец “Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников”.

4. Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова “Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников”.

5. Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми».

6. “Программа воспитания в детском саду” под ред. Васильева.

7. “Программа воспитания” под ред. Парамонова.

8. Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова “Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи”.

9. Лозбякова М. И. «Учимся правильно и четко говорить».

10. Тимонин Е. И., Туюлайнен Е. А. «Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи.

11. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина “Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста”.

Публикации по теме:

Использование игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста Выступление на педсовете. Речь — одна из линий развития ребенка. Правильная и богатая речь позволяет ребенку легко высказывать свои мысли.

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детейДидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так.

Конспект коррекционно-логопедической деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи «Перелетные птицы» Коррекционно – образовательные цели: 1) обобщение и систематизация представлений об окружающем мире, о перелетных птицах, их жизни; 2) расширение,.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР «Зима» «Зима» Задачи: систематизировать представления детей о зиме как о времени года, о жизни и приспособлении животных, птиц к зимним условиям.

Консультация для родителей «Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей» Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Подгрупповое занятие «Развитие лексико-грамматического строя речи»Подгрупповое занятие «Развитие лексико-грамматического строя речи» Подгрупповое занятие Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи» по мотивам русской народной сказке «Заюшкина избушка» Старшая.

Конспект занятия «Развитие лексико-грамматического строя и связной речи «День Победы» ЦЕЛЬ: Развитие словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности.

Рекомендации родителям по активизации лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ по теме «Насекомые»Рекомендации родителям по активизации лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ по теме «Насекомые» Рекомендации родителям. Активизация словаря детей по теме «Насекомые». 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Пальчиковая разминка. «НАСЕКОМЫЕ».

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Советы логопеда родителям по развитию у их детей лексико-грамматического строя речи .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР посредством игровой деятельности»
Опубликовано: 4 июня 2019 в 10:11
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД