Ольга Субботкина
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности».
2. Актуальность, научность и проблема массовой практики.
В 2019 году я начала работу в инновационном направлении над темой: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности» в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Художественно-эстетическое развитие детей всегда интересовало меня, как педагога. Именно оно способствует обогащению внутреннего опыта, эмоционального состояния ребёнка, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную мотивацию.
Интеграция – это соединение знаний из разных образовательных областей на основе одной темы, сюжета, образа.
Цель интеграции - соединение различных видов деятельности детей в содержательный педагогический процесс комплектования представлений об окружающем мире.
В процессе интеграции заложена мощная динамика творческого развития личности. Все виды деятельности консолидируются художественным образом. Именно в дошкольном возрасте интеграция разных видов деятельности носит натуральный, заложенный природой характер. Дошкольники с лёгкостью переключаются с одного вида деятельности на другой, активно взаимодействуют и быстро втягиваются в игру, заинтересовываясь выдуманным образом или действием. Поэтому любой вид творческой работы детей необходимо подкреплять другими видами художественной деятельности, а именно: словом, жестом, музыкой, игровой ситуацией, игрой-драматизацией.
Для интегрированных занятий характерен выход на творчески практическую деятельность: рисование, ручной труд, экспериментирование. На таких занятиях без произвольного заучивания воспитатель уточняет имеющиеся знания детей, пополняет их новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в литературе, музыке, живописи, тем самым побуждая к самостоятельности и инициативности, ведёт их к творчеству в практической деятельности.
Таким образом, комплексные занятия поддерживают развитие творческого мышления, пополняют знания детей об окружающем мире, формируют яркие положительные эмоции.
В образовательном процессе интеграция предполагает соединение знаний из различных областей на основе одной основной темы, образа или сюжета. Тема интегрированных занятий может иметь большой перечень: мой дом, моя семья, мир животных, растения, экология.
Создавая методику их проведения, необходимо принимать во внимание то, что творческий образ должен рассматриваться во взаимосвязи. Детям открывается перспектива познать, как одно и то же явление проявляется в различных видах искусства, какие средства использовали поэт, композитор, художник.
Происходящие в России изменения выдвигают новые требования к системе дошкольного образования. С раннего возраста дети ярко принимают всё, что вокруг, прекрасное в любом образе: музыке, природе, игрушке, птице и т. д. К тому же, маленькие дети стараются «творить». Художественно-эстетическое развитие – важнейшая составляющая гармоничного воспитания. Любой воспитатель должен обладать полными знаниями в этой области, чтобы суметь видеть в детях, развивать чувство прекрасного и творческие способности. По стандартам ФОП ДО, художественно – эстетическое развитие занимает одно из главных мест в дошкольном образовании. Так как, значимой задачей для эффективной педагогической деятельности является развитие эмоционального мира ребёнка. Исходя из выше сказанного, данный вопрос можно считать актуальным и востребованным, ведь воспитатели, обладающие знаниями в обучении дошкольников художественно – эстетическому развитию очень ценны и востребованы в дошкольных учреждениях.
3. Основная идея опыта.
В сфере нашего профессионального интереса лежит проблема интеграции содержания изобразительной деятельности и других образовательных областей в рамках художественно-эстетического развития дошкольников. Интегрированный подход в организации образовательного процесса детей дошкольного возраста - это процесс, охватывающий широкий спектр разных видов деятельности и линий развития детей.
Коллектив нашего МДОУ пятый год работает в инновационном режиме по теме: «Художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности». Целью нашей работы является создание системы работы по художественно-эстетическому развитию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Как активный участник общего процесса, я уделяю огромное внимание развитию художественно-эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности у детей. Внедряю в практику следующие инновационные проекты: «Мини-музей «От пера до ручки»», «Вместе с ребёнком. Кармашек идей». Наблюдения показывают, что дети с огромным удовольствием принимают участие в процессе такой деятельности. Повысился интерес к педагогическому процессу и у родителей воспитанников.
Проектная работа – глубокое, усиленное исследование всеми участниками деятельности какой-нибудь задачи или вопроса. Проект подсобляет в реализации детьми своих возможностей и потенциала личности. Работа над темой проекта: создаёт в команде атмосферу стимулирующую, социальную, игровую, творческую, экспериментально-познавательную, атмосферу раскованности, в которой ребёнок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где он не боится совершить ошибки, ощущает содействие взрослого и всего окружения, учится общаться, помогать. Обогащает предметно - развивающую среду, обеспечивает гибкое индивидуализированное направление деятельности детей их педагогическую поддержку.
4. Теоретическая база, опора на современные педагогические теории; заимствование новаторских систем или их элементов.
В последние годы интерес к проблемам художественно-эстетического развития возрос в связи с тем, что современное общество нуждается во всесторонне образованных, творчески развитых личностях, с развитым эстетическим чувством. Художественно-эстетическое развитие является важной составляющей частью образовательного процесса. Он реализуется через различные виды детской деятельности. Изобразительное искусство способствует развитию у детей способности видеть и понимать красоту окружающего мира, творчески выражать свои мысли и чувства в художественных образах.
Комплексное применение видов деятельности помогает выявить тематическое и стилистическое единство, найти общие изобразительно-выразительные средства, объединяющие различные художественные направления, установить соответствия между средствами выразительности в разных видах искусств. Такой подход позволяет детям глубже понять и оценить произведения искусства, а также развить собственные творческие способности. Включение различных видов искусства в образовательную программу детского сада способствует развитию эстетического восприятия, воображения, мышления и речи детей. Рисование, лепка, аппликация, музыка, литература и театр предоставляют детям возможность выразить свои мысли и чувства, развить творческое мышление и сформировать эстетический вкус. Художественное воспитание и образование детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач, стоящих перед современным образованием.
Художественно-эстетический аспект развития детей дошкольного возраста рассматривался еще выдающимися мыслителями Платоном, Аристотелем, Ж. Ж. Руссо и другими, как особый способ взаимодействия человека с миром.
Вопрос художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства получил отражение и в современных трудах. В работах Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Р. М. Чумичевой и других предложены показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, которые позволяют детально изучать эстетический опыт дошкольников разных возрастов. В корне концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной Т. С. Комаровой, положен принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
5. Новизна, творческие находки автора.
На мой взгляд, художественная деятельность представляется едва ли не самым увлекательным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку воплотить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Увлекая ребенка волшебным миром искусства, постепенно развивая фантазию и талант ребенка. Учитывая возрастные способности дошкольников, все занятия проводятся в комплексе с мелодическим сопровождением, развитием речи, ознакомлением с окружающим.
Изобразительная деятельность представляется одним из самых занимательных и интересных занятий для детей дошкольного возраста. В ходе создания улучшается наблюдательность, художественное восприятие, эстетический вкус, творческие способности. Несформированность графических навыков и умений часто мешает ребенку показать в работе задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.
Методика изображения предметов сложна для детей дошкольного возраста. Это и влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всей деятельности и ведёт к детской неуверенности.
Степень новизны в освоении нетрадиционных для детей дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение совокупности задач.
Новизна заключается в разработке и апробировании на практике совместных творческих проектов для удовлетворения информационных потребностей участников всего образовательного пространства.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что занятия направлены на развитие творческих задатков детей с помощью интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» с другими образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Целью моей работы является создание условий и содействие художественно-эстетическому развитию посредством интеграции различных видов детской деятельности.
Для достижения цели решаю следующие задачи:
- проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей дошкольного возраста;
- разработка путей развития творческих способностей дошкольников в области художественно-эстетического развития посредством интеграции различной деятельности;
- апробирование различных видов игровых приемов в процессе художественно-эстетического развития.
В своей работе я руководствуюсь принципами, которые нацелены на целостное и гармоничное развитие личности ребенка.
Индивидуальный подход.
Единство воспитательного и образовательного процесса.
Интеграция различных видов искусства.
Принцип народности и культуросообразности.
Преемственность в художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольников и младших школьников.
Помимо перечисленных принципов, я также использую в своей работе следующие подходы: деятельностный подход; личностно-ориентированный подход; системно-деятельностный подход. Эти подходы позволяют мне создавать условия для активного участия детей в образовательном процессе, развивать их самостоятельность, инициативу и творчество.
В работе по эстетическому развитию дошкольников используются различные методы и приемы. Наиболее распространенными являются:
- информационно-рецептивный метод;
- репродуктивный метод;
- эвристический метод;
- исследовательский метод;
- метод проблемного изложения материала;
- игровые методы и приемы.
Выбор методов и приемов зависит от возраста детей, уровня их эстетического развития, содержания образовательной программы и конкретных задач занятия.
Эстетическое развитие дошкольников является важным процессом, который способствует формированию у детей творческих способностей, художественного восприятия и образного мышления. Разнообразные формы организации эстетического развития дошкольников, а также использование различных методов и приемов позволяют добиться высоких результатов в этой работе.
Этапы реализации: 2019-2024
1. Подготовительный этап
Анализ программно - методического обеспечения, выбор методик и технологий.
Одним из важных условий реализации задач художественно-эстетического развития является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Поэтому следующим шагом было пополнение предметно - пространственной среды группы:
- созданы картотеки дидактических игр и нетрадиционных способов рисования;
- подобраны репродукции картин, открытки, фотоальбомы, эскизы и образцы работ; различные виды красок (акварельные, гуашевые, пальчиковые, витражные, акриловые); кисти и другие изобразительные инструменты (карандаши, печати и штампы, трафареты, мелки, парафин, поролон, палочки, ватные палочки, трубочки для коктейля, мех, цветная бумага и картон, бумажные салфетки, фольга, клей, природный материал (веточки, листья, цветы, мох, семена, песок, шерстяные нитки; карандашная стружка, кусочки ткани, пенопласта, открытки, бусины, ленты, тесьма, пластилин и др);
2. Основной этап (деятельностный)
Основной формой организации интеграционного процесса в детском саду является не интегрированное занятие, а процесс, интегрированный в повседневную деятельность детей. В процессе комплексного обучения ребенок учится: рассматривать явления с разных точек зрения, применять знания из различных областей для решения конкретной творческой задачи, проявлять себя в том или ином творчестве.
Интегративные компоненты способны погрузить ребенка в тему учебной деятельности. Литература будоражит воображение; поэзия, проза и сказки полны ярких образов, побуждающих к творчеству.
Традиционные подходы зачастую недостаточны для развития современных детей. В последнее время появились новые программы и технологии, которые делают процесс визуального творчества более интересным и продуктивным. Один из приемов – организация работы с детьми с использованием нетрадиционных методов рисования.
Для нашей группы я использую в работе следующие виды нетрадиционных техник: точечный рисунок, пальчиковая роспись, импринтинг, печать, объемная аппликация, рисунок по мокрой бумаге.
Свою работу я начала с хорошо известных детям техник: рисования пальчиками и ладошками.
Затем постепенно внедряла новые техники: рисование ватными палочками, трафаретами, штампами и т. д.
Работа первого этапа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Дети с удовольствием оставляли отпечатки своих рук, с удовольствием рассматривали их и показывали друзьям. С помощью нетрадиционных техник рисования можно развивать интеллект детей, научить их нестандартно мыслить и активизировать творческую деятельность.
Задача педагога – научить детей манипулировать материалами различного качества и свойств, использовать нетрадиционные способы изображения.
Форма интегрированных курсов нетипична и интересна. Использование на уроке различных видов работы поддерживает внимание детей на высоком уровне, что говорит о том, что занятие достаточно эффективно. Комплексные занятия снимают усталость и переутомление ребенка за счет переключения на разнообразную деятельность, значительно повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память и творческую активность. Для использования комплексного подхода в дошкольном образовательном учреждении необходимо найти оптимально подходящие методы, условия и содержание, способствующие эстетическому воспитанию дошкольников посредством комплексной деятельности, цель которой - уметь развивать ребенка целостно, во взаимосвязь интеллектуальной и чувственной сфер.
Этапы моей деятельности по получению положительного результата были следующими:
- мотивация и стимулирование путем ознакомления детей с новыми изобразительными материалами, производственным оборудованием, интересом к играм в различных видах детской деятельности;
- продуктивно-познавательная путем организации учебной деятельности с детьми в группе (прикладная, лепка, рисование, конструирование, ручная работа, элементарное конструирование, робототехника и др.);
- эффективная диагностика благодаря обобщению результатов детской деятельности (выставки, подарки родителям, сюрпризы друзьям и т. п.).
В образовательном процессе художественно-эстетического развития активно использую :
1. Технологию музейной педагогики. Произведения искусства, народные традиции, обычаи способствуют формированию нравственно-эстетического опыта, опыта чувств и отношений. Коллекционирование развивает умение систематизировать, обобщать, углублять познания. Воспитывая чуткость к красоте, добру, мы тем самым формируем у ребенка оценочные отношения к миру, деятельности. Для расширения кругозора детей и приобщения к миру прекрасного был организован мини-музей «От пера до ручки». Результатом проведенной работы у детей произошли следующие качественные изменения: был сформирован устойчивый интерес к истории письменности, появился интерес к самостоятельному творческому поиску новых занятий с использованием различных предметов для письма в творческой деятельности, сформированы навыки творческого рассказывания об истории письменности, элементарные представления о музее и его функциях, дети узнали историю возникновения письменности на Руси.
Пополнилась коллекция перьев и ручек. Создана презентация проекта мини-музей «От пера до ручки».
2. Технологию проектирования – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребёнка в решении проблемы, лично значимой для ребёнка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания. Дети свободны в своём творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты. Важным достижением считаю организацию работы Изо-студии «Мы творим, а значит развиваемся!». Результатом, которой стало методическое пособие, рецензированное кандидатом филологических наук, доцентом кафедры методики дошкольного и начального образования Е. Н. Киркиной ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева». Опубликовано на сайте https://ds20sar.schoolrm.ru/
В работе над проектами участвовали не только дети, но и их родители. Проект «Вместе с ребенком. Кармашек идей» дал следующие результаты:
Для детей :
- желание и способность детей творить самостоятельно, испытывая радость творчества;
- умение детей использовать разнообразные изобразительные средства и нетрадиционные способы рисования в продуктивной изобразительной деятельности;
- развитие у детей мелкой моторики, творческого воображения, композиционных навыков цветовосприятия и зрительно-моторной координации.
Для родителей:
- овладение детьми соответствующими техническими и рисовальными навыками;
- развитие духовно богатой личности ребенка;
- развитие стойкой мотивации к творческой самореализации;
- приобретение творческих навыков.
Для учителей:
- создание системы работы с детьми в изобразительном искусстве с
использовать разнообразные художественные материалы;
- повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие;
- исследования, развитие образовательного сотрудничества с семьями учащихся в области художественно-эстетического воспитания детей.
3. Технология сотрудничества Л. С. Римашевской, что способствует развитию способностей дошкольников к сотрудничеству друг с другом. Я активно использую модели организации процесса, модели организации групповой работы, модели как источники знаний для дошкольников, которые позволяют детям в групповой работе не только определять цель задания (проекта, но и совместно планировать свою деятельность, выполнить и оценить результат.
4. Мультимедийные технологии. Они обогащают процесс обучения и делают обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия информации большую часть сенсорных компонентов ребенка. Я использую мультимедийные технологии не только для решения образовательных задач, но и как средство эмоциональной разгрузки.
5. Методы нетрадиционной техники рисования, поскольку использование необычных и нестандартных материалов позволяет детям пережить незабываемые эмоции, развить творческие способности и общий психический и личностный настрой детей. Ярким примером такого урока является мастер-класс «На цветочной поляне», представленный на III Республиканском образовательном форуме «Я – педагог!», организованный Республиканским институтом образования Мордовии; опубликованы в интернет-печатном научно-образовательном издании «Высшая школа бизнеса» «Вестник дошкольного образования» и представлены на сайте нашего дошкольного образовательного учреждения.
Интегрированные курсы, в отличие от традиционных курсов, более сложны по интенсивности. Они требуют серьезной и систематической работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала и проводятся, как правило, один раз в квартал. Продолжительность увеличивается в зависимости от темы курса, его целей и конечно же возраста детей.
Важную роль в реализации задач художественно-эстетического развития детей играет вовлечение родителей в работу с детьми и поиск единомышленников.
Сотрудничество с семьей строится по следующим направлениям:
-вовлечение семьи в образовательный процесс.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлечение их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов.
-повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации, диспуты, семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, творческие гостиные.
Оформляем папки-передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.
Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности группы.
3. Заключительный этап
Проведение мониторинга результативности работы.
Результативность
Результат работы по развитию художественно-эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста через интеграцию разных видов детской деятельности привел к положительным изменениям.
Изменения навыков включают в себя:
- богатый багаж знаний для детей;
- развитие навыков и умений в художественной деятельности;
- творческая деятельность.
В личных изменениях:
- уверенность в выборе материала и его применении;
-самостоятельность в использовании методик;
- целеустремленность, ответственность в достижении поставленной цели.
Эффективное участие педагога в соревнованиях различного уровня (от муниципального до международного).
Создание рабочей программы «Художественно-эстетическое развитие детей второй младшей группы посредством проектной деятельности» и методического пособия «Мини-музей своими руками – пространство инновации и творчества в детском саду».
Диагностические мероприятия
Для оценки результатов провела педагогическое обследование на основе диагностики, которая осуществлялась через наблюдение за детьми и общение с родителями. Для его проведения использовала диагностику развития творческих способностей, рекомендованных в реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие».
Следовательно, можно сделать вывод, что данные результаты совместной деятельности плодотворно влияет на художественно - эстетическое развитие у детей дошкольного возраста. Эту систему рекомендую использовать в работе с детьми дошкольного возраста коллегам.
После целенаправленной проведенной работы был сделан вывод, что интеграция разных видов детской деятельности оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей детей, стимулирует к созданию ярких образов, развитию цветовосприятия, доставляет им радость, помогает воспитанию художественного вкуса.
Перспектива
В перспективе - продолжать планировать работу по совершенствованию системы художественно-эстетического воспитания детей в соответствии с ФГОС ДО, развивать чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения, создавать условия для реализации творческого потенциала каждого ребенка.
Планирую дополнить приемы нетрадиционного рисования; развивать интеллектуальные способности у детей (мышление, восприятие, внимание, память); распространить опыт работы в дошкольных группах ДОУ. Таким образом, нетрадиционный подход к выполнению изображения даст толчок развитию детского интеллекта, подтолкнет творческую активность ребенка, научит нестандартно мыслить. Ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволит не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Вывод
Опыт работы по использованию данного подхода, позволяет сделать вывод о том, что раскрывается творческий потенциал всех участников педагогического процесса, гармонизируются отношения между детьми, педагогами и родителями, повышается уровень художественной и общей культуры.