Лучший педагог года

Обобщение передового педагогического опыта

Любовь Никонова
Обобщение передового педагогического опыта

Никонова Любовь Викторовна,

воспитатель 1 квалификационной категории,

МБДОУ №14 город Лакинск,

Собинский район

1. Тема: Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ.

2. Условия возникновения, становление опыта.

Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, следствием которых становятся как позитивные тенденции в его развитии, так и проблемы, требующие скорейшего разрешения: обеспечение качества образования, привлечение социально-педагогических сил, ориентированных на приобретение воспитанниками комплекса ключевых компетенций.

Публикация «Обобщение передового педагогического опыта» размещена в разделах

Чем шире, разнообразнее социальные контакты ребенка, тем может быть успешнее решена задача формирования его самосознания, тем больше представлено условий для его самореализации. В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок осознает смысл социальных явлений, осваивает культурные нормы, ценности, формирует определенные образы поведения. Поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социально партнерства.

Взаимодействие ДОУ с семьё й в современных условиях ориентировано на гуманистический подход: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие его личностного потенциала С этой целью педагоги должны выступать как партнеры родителей по воспитанию их детей. Поэтому особенно актуальной становится проблема вовлечения родителей в планирование и организацию развивающего обучения, в процесс оценивания и прогнозирования развития своего ребенка.

Достаточно ясным представляется, что для дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания также и все дополнительные образовательные ресурсы и имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями

Целью воспитательной работы является совершенствование педагогической деятельности по воспитанию социально компетентной личности, способной к самореализации и адаптации в современной жизни

3. Актуальность и перспективность опыта

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности ребёнка к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .

4. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в интеграции деятельности всех субъектов педагогического процесса, включая социальных партнеров, для гармонического развития детей дошкольного возраста.

5. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что через взаимодействие с социальными партнерами удалось создать культурно-образовательное пространство, в котором дети-субъекты деятельности, а значит, приобретают необходимые навыки для жизни и опыт эмоционально-ценностных отношений. В процессе реализации социальных проектов также происходит столь важное для детей меж возрастное общение, формируется социально-личностная готовность к школе.

6. Технология опыта.

Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ.

Цель: создать условия для позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста и приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства посредством расширения образовательного пространства ДОУ.

Задачи:

- разработка и внедрение новых форм работы с родителями (построенных на принципе субъектно-субъектного взаимодействия)

- привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста.

- установление положительных взаимоотношений с внешними социальными партнёрами;

- пропаганда педагогических знаний.

В своей педагогической деятельности использую деятельностный подход и метод проектов.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.

К критериям социально-личностной успешности дошкольника относятся: компетентность, инициативность, креативность, произвольность поведения, ответственность, адекватная самооценка, развитое самосознание, свобода поведения, безопасность, самостоятельность.

Социальное партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса (Никольская О. Д.)

Выделяют два уровня социального партнерства дошкольного учреждения в сфере образования как внутри него, так и за его пределами:

- обеспечение субъектно - субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в МДОУ (внутренний уровень)

- обеспечение взаимодействия МДОУ с различными социальными институтами города (внешний уровень).

Рассмотрим первый уровень.

Дошкольное образовательное учреждение, организованное как социальный институт в поддержку семьи, помогает воспитывать ребёнка, обеспечивает необходимые условия организации и развития детского сообщества. Это хорошо понимают современные родители. При посещении дошкольного учреждения для ребёнка открываются новые возможности приобретения опыта взаимоотношений с людьми. Расширение социального мира ребёнка придает семейным отношениям другую тональность, обогащая их благодаря встречам с другими группами. Ребёнок может сопоставить этот новый опыт с тем, который он получил в семье. Чтобы не оставаться связанным только со своей семьёй, он должен научиться сочетать различные области социализации.

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ в соответствии с ФГОС лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений дошкольного учреждения и семьи определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения. Это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. И тут возникают вопросы:«Как заинтересовать родителей в сотрудничестве с детским садом?», «Какие формы взаимодействия необходимо разработать?»

Девизом моей педагогической деятельности я выбрала древнее изречение:

«Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». Поэтому, придя работать в детский сад «Золотая рыбка» 4 года назад, я поняла, что если ты хочешь достичь этой высокой цели, тебе нужны помощники. И самые первые – это конечно же, родители детей. С самого начала я старалась выстроить ровные и конструктивные отношения через ежедневные беседы, когда родители приводят и забирают детей, отмечая даже самые маленькие успехи ребенка. А еще я взяла себе за правило благодарить родителей за помощь письменно: в уголке вывешивала «Благодарности». Этот прием работал тогда, работает и сегодня. Так в процессе межличностного общения началось мое сотрудничество с родителями. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются активными участниками процесса, т. е. происходит включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.

Одной из форм привлечения родителей считаю семейные проекты. Семейные проекты помогают ребенку получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, позволяют поддерживать любовь ребенка к родным и близким людям, своему дому, воспитывать интерес к истории своей семьи: конкурс «Семейный альбом», фотовыставки «Моя Семья»,

создание экспозиции «Семейный архив», выставки поделок родителей.

Ежегодный проект «Масленица». В нем приняли участие дети, их родители, бабушки, дедушки. В духе народных традиций пекли и ели блины с вареньем, сгущенкой, маслом, селедкой. Готовили чучело Масленицы, а потом с восторгом сжигали ее на улице, провожая зиму. С задором пели частушки, играли на народных инструментах, устраивали русские забавы и состязания.

Проект «Пасху радостно встречаем» проходил в нашей группе также ежегодно. Этот проект включал в себя не только изучение традиций праздника, но и изготовление детьми пасхальных яиц, а также катание яиц. Традицией стала Неделя добрых пасхальных дел, в ходе которой дети вместе с родителями с удовольствием участвовали в уборке, ремонте и благоустройстве участка, посадке кустарников. Нам удалось также на средства родителей и благотворителей покрыть крышу прогулочной веранды новым железом.

В ходе проектов происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, приобщение к нравственным ценностям, развитие таких коммуникационных компетенций как распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний. Происходит приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планирование совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами своих мнений и действий; развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.

Проект активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. А если проект – продукт совместной деятельности детей и взрослых, выходит за рамки ДОУ, то происходит расширение коммуникативной среды, а значит личностное развитие ребенка.

Мероприятия с участием детей и родителей служат развитию навыков в установлении контактов с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям. На протяжении 3-х лет родители принимали участие во множестве дел:

- в создании развивающей среды в группе (приобретение мебели, игрушек, книг, создание макетов)

-в изготовлении костюмов и атрибутов для праздников и театральных постановок,

- в целевых экскурсиях по городу и в природу,

-в поездке в город Владимир (на спектакль и посещение музея Бабы Яги).

Теперь расскажу о сотрудничестве с другими социальными партнерами. Это школа, городской Дом культуры, Детский подростковый центр «Дружба», стадион, пожарная часть города, дом престарелых.

Взаимодействие со школой началось еще в средней группе благодаря учителю первой школы города Лакинска Андреевой А. В, маме одной из воспитанниц. Сначала шестиклассники приготовили в качестве подарка несколько пособий по ФЭМП, а потом пришли к ребятам в гости с кукольным спектаклем. Эти встречи стали постоянными. Школьники на протяжении 3-х лет участвовали во всех утренниках, приходили просто поиграть с детьми. Это было очень полезное и трогательное общение подростков и дошколят. Уже в подготовительной группе мы вместе с родителями отправились торжественную линейку 1 сентября в школу, куда детям предстояло совсем скоро пойти учиться. А затем в ноябре отправились на экскурсию школу №1. Походили по коридорам, поиграли в спортивном зале, посидели за партами, поработали с интерактивными доской и столом, посетили кабинет робототехники и компьютерный класс. И конечно, рядом были родители. А куда же без них. Такая ненавязчивая подготовка к школе способствовала формированию позитивной установки к учебному труду, к школе в целом. И сегодня, когда мои выпускники уже учатся во 2-ом классе, можно сказать, что такое социальное партнерство дало свои положительные результаты. Вот некоторые данные которые мы получаем от школы в рамках сотрудничества.

Высокий и повышенный уровень показали :

по русскому языку -56% первоклассников и 78% уже будучи второклассниками (рост 22%)

по математике -78% начало 1 класса и начало 2-го (стабильность.)

по чтению- 67% на начало 1 класса и 100% на начало 2-го класса (рост 33%).

67% посещают кружки вне школы. Это значит, что проблема социализации детей мною была в большей степени решена.

Взаимодействие с домом- интернатом началось, когда дети были уже в подготовительной группе. Расскажу об этом подробнее. На День матери мы первый раз пришли с концертом. А потом еще и еще раз.

С огромным успехом, на высоком эмоциональном уровне прошел проект

«Святки – колядки». Дети были уже в подготовительной группе, а значит, их возможности возросли. При активном участии родителей были изготовлены русские народные костюмы, костюмы животных (небходимых для участия в действе, Вефлиемская звезда и посох, разучены частушки и игры. Сначала мы отправились в младшие группы веселить народ. Затем вся эта веселая и красочная толпа ряженых, включая родителей, вышла в город и отправилась колядовать. Конечный пункт на этом пути был Дом- интернат для престарелых. Там нас ждали. Там мы уже выступали с концертом на День матери и теперь пришли со святочной программой, вовлекая в действо одиноких бабушек. Это было яркое и запоминающееся событие. Для всех. Бабушки плакали от радости, обнимали и благодарили маленьких артистов. И звали прийти опять. И мы пришли, потому что было желание приносить радость бабушкам, оказавшимся вне семьи. А в третий раз мы выступили перед бабушками с постановкой по мотивам сказки Чуковского Муха- Цокотуха. Кстати все костюмы для спектакля готовили родители. И снова были радость и слезы, и слова благодарности. А у детей ощущение своей значимости от реально сделанного ими доброго дела.

Социально-личностному развитию детей старшего возраста способствовало также активное взаимодействие с ГДК: мы не просто посещали все мероприятия, организуемые в соответствии с планом. Но также участвовали в конкурсе чтецов «Есть в осени первоначальной…», предоставили коллективную работу на городской конкурс плакатов «Есть в красках Победы оттенки войны», побывали в музее Суворова и,наконец,стали победителями общегородского конкурса «Волшебный мир театра», посвященного Международному дню театра. В процессе такого взаимодействия происходило становление самостоятельности, формирование готовности к совместной деятельности.

В ходе реализации проекта «Легче, чем пожар тушить, нам его предотвратить» мы посетили с экскурсией пожарную часть города и библиотеку. (смотри презентацию)

С экскурсией побывали в ДПЦ «Дружба», и потом дети стали занимать в различных кружках и занимаются теперь, уже будучи второклассниками.

8. Результативность опыта.

Описанная выше работа привела к следующим результатам:

* Участие родителей в воспитательно - образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;

* Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.

* Психическое и личностное развитие всех участников образовательных отношений.

9. Адресная направленность опыта

Данный опыт может быть использован педагогами ДОУ при организации работы с детьми 5-6 дет.

10. Приложения:

Благодарности

Справки

Презентации :

«Построение конструктивного взаимодействия с родителями в контексте ФГОС» 2014

«Проект Масленица» 2013

«Взаимодействие со школой» 2014

Проект «Святки-колядки» 2015

Конспект «Нежданный гость» Познавательный досуг в старшей группе

Сценарий по мотивам сказки «Муха Цокотуха» (конкурсная работа)

Сценарий совместной деятельности ДОУ и школьников

«Легче, чем пожар тушить, нам его предотвратить» (представлен на МО района)

Публикации по теме:

Информационная карта передового педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра. Особенности проведения» Тема ППО: «Сюжетно-ролевая игра. Особенности проведения» Сроки изучения и обобщения опыта: Целенаправленное изучение и обобщение опыта осуществляется.

Обобщение педагогического опыта «Воспитание ребенка искусством» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20» г. Новозыбкова Обобщение опыта на тему: «Воспитание.

Обобщение педагогического опыта «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района.

Обобщение педагогического опыта «Исследовательское обучение как способ формирования метапредметных умений» Обобщение педагогического опыта «Исследовательское обучение как способ формирования метапредметных умений» Выполнил: учитель русского языка.

Обобщение педагогического опыта. Применение игровых технологий для художественно-эстетического развития детей Обобщение педагогического опыта на тему «применение игровых технологий для художественно-эстетического развития детей» среднего дошкольного.

Обобщение педагогического опыта «Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников» Цель: достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование основ безопасного поведения» Обобщение педагогического опыта «Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» “Образование уменьшает.

Обобщение педагогического опыта «Использование логических игр по ФЭМП у детей дошкольного возраста» Обобщение педагогического опыта по теме «Использование логических игр по ФЭМП у детей дошкольного возраста» Актуальность опыта заключается.

«Физическое воспитание дошкольников в процессе игры». Обобщение педагогического опыта работы ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ Подготовила: Горн Наталья Владимировна, воспитатель 1 категории. Современные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обобщение передового педагогического опыта
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 09:10
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД