Галия Саидова
Обогащение словаря детей дошкоьного возраста в трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Саидова Г. И.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЬНОГО ВОЗРАСТА В трудовой деятельности
г. Альметьевск, Россия
Хороший словарный запас позволяет ребенку более точно формулировать свои мысли, расширяет горизонты познания и помогает установить полноценные взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми.
Публикация «Обогащение словаря детей дошкоьного возраста в трудовой деятельности» размещена в разделах
Исследованиям речевого развития дошкольников посвящены труды многих отечественных ученых, таких как Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Д. Н. Узнадзе и многие другие. Все они сходятся на предположении, что в дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения.
По мнению Д. Б. Эльконина [4], обогащение словаря дошкольника имеет прямую зависимость от условий и особенностей воспитания, от широты круга общения, сложности деятельности. Он также отмечает, что важным является не только количество употребляемых ребенком слов, но и овладение его значениями.
Познание, осмысливание и отражение в речи явлений внешнего мира, их взаимосвязи происходит в активной деятельности человека, преобразующей природу и общество. Это положение приобретает особую важность еще в дошкольном возрасте, когда труд становится источником обогащения чувственного опыта и развивающихся на его основе мышления и речи детей.
Трудовая деятельность позволяет дошкольнику получать разнообразные ощущения, для создания новых образцов и обогащения его речи. В процессе трудовой деятельности ребенок накапливает чувственный опыт, подкрепляет свои действия словами, что приводит к созданию и закреплению словесного выражения приобретенных знаний. Таким образом происходит обогащение словарного запаса и активизируется речь ребенка [2].
Словесное выражение познания различных сторон трудовой деятельности, сопровождающееся обогащением словаря, формируется у ребенка под влиянием общения со взрослым, открывающим перед ним общечеловеческий опыт воздействия на окружающее. Расширение сферы познания и обогащение словаря происходят наиболее интенсивно, если ребенок в процессе его труда планомерно знакомят с явлениями общественной жизни и природы.
Таким образом, трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей дошкольного возраста, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело и пр. Содержание труда старших дошкольников довольно разнообразно. Оно может способствовать расширению кругозора, развитию познавательных интересов и увеличению объема знаний, что находит выражение в растущем словарном запасе.
Список использованной литературы:
1. Антипова, Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи Автореф. канд. дис. / Ж. В. Антипова. -. - Москва, 2008.- 174 c.
2. Глотова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Глотова. М., 1974. - 23 с.
3. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. / А. В. Захарова. - М., 2002. - С. 23.
4. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте : Краткий очерк. / Д. Б. Эльконин. - https://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm