Лилия Белявцева
Консультация для родителей «Обогащение словаря старших дошкольников с нарушениями речи в условиях семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из эффективных способов обогащения словаря ребенка в условиях семьи является игра. Большое удовольствие и пользу доставляют игры и игровые упражнения, в которых участвуют взрослые или все члены семьи. Рекомендуем ряд игр и игровых упражнений, способствующих обогащению словаря старших дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи, которые можно использовать в домашней обстановке.
Лото, домино, парные (разрезные) картинки, кубики. Цель таких игр – сформировать у детей навыки складывания из отдельных частей целого, уточнять знания о предметах, побуждать правильно называть изображения предметов. Купив игру, родители сами должны познакомиться с ней, а потом объяснить правила ребенку. Очень увлекательно играть в такие игры всей семьей. В процессе игры, например, планируя играть с разрезными картинками, целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно приготовить из фруктов?». После беседы объяснить правила игры: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, а ты сложи целую картинку. Вспомни, какой формы груша, какого она цвета, какие у нее листья, и подбери необходимые картинки». Родители могут начать складывать картинку, а далее ребенок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если на кубиках - содержание знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу и рассмотреть саму картинку.
Публикация «Консультация для родителей „Обогащение словаря старших дошкольников с нарушениями речи в условиях семьи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
«Что в мешочке?» В мешочек сложить разные предметы по одной лексической теме, например, игрушки. Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то,что у него в руке. Ребенок вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч. «Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол…»
«Что из чего сделано?» Взрослый говорит ребенку: «В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты скажешь из чего он сделан. Например, «Стол из чего сделан? – Из дерева». «Какой стол, если он сделан из дерева? –Деревянный». «Стакан из стекла? – Стеклянный».
«Кто как работает?» Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий. Взрослый называет профессию, а ребенок рассказывает о ней. «Что делает врач? – «Врач лечит больных, делает операции, выезжает на «скорой помощи» и т. д.». Нужно уточнить у ребенка, знают ли он, кто по профессии его родители, где они работают? Лучше сначала выслушать рассказ ребенка, а затем, если это необходимо, дополнить его.
«Что я не так сказал?» Взрослый говорит ребенку. «Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака. Ребенок исправляет ошибки.
«Скажи наоборот» Взрослый произносит фразу: «Высокий дом», а ребенок отвечает – «низкий дом».
Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды и дугой общей деятельности в целях обогащения словаря ребенка можно использовать пословицы. Например, «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать– руку протянешь», «Когда я ем, то глух и нем».Если ребенок выполняет ваше поручение без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда ничего и не сделаешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Лентяю все некогда». Затем обсудить с ребенком смысл пословиц.
Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса, описательного предложения или в стихотворной форме. Например, их можно загадывать, играя с ребенком, перед приемом пищи. «Белый камень в воде тает». (Сахар.) «Без окон, без дверей, полна горница людей». (Огурец, тыква.) «Спелое, сочное, круглое и полезное». (Яблоко.)
Родителям необходимо следить за правильным употреблением детьми слов, особенно близких по значению («шить», «пришить», «вышивать», «зашивать», которые дети нередко путают. Объяснять значение выражений («золотые руки», «каменное сердце»). Некоторые дети не используют прилагательные, которые обозначают материал, заменяя их другими словами: вместо «деревянный» говорят «сделанный из дерева», вместо «шелковый» –сшитый из шелка», вместо «шерстяной» –связанный из шерсти».
В речи детей всегда мало употребляемых слов-признаков. Чаще всего словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют всё, что им нравится. На вопрос «Какая лиса?» необходимо побуждать отвечать: «Рыжая, хитрая и т. д.». «Какой помидор?» – «Красный, круглый…». Родители подсказывают ребенку: не «хорошая», а «интересная, увлекательная» книга и т. д.
Если в семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в шкафу. Мама просит ребенка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет, и уточняет сама: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо – борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе – котлеты с гарниром, а это салатница – и ее используют для салатов». Следует попросить ребенка подать взрослому посуду и назвать то, что он подает. «Что мы поставили в шкаф? – Посуду». Таким образом, непринужденная беседа незаметно обогащает детский активный словарь.
Если мама садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе ребенка: «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая красивая шерстяная ткань. Теплое и красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань. А теперь я буду шить на машинке». Также можно познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т. д. Можно предложить ему оказать вам посильную помощь, например, когда поливаете комнатные цветы или закручиваете шуруп, или выкладываете из сумки покупки. Такое продуктивное общение будет очень интересно и полезно и детям и взрослым.
Овладение речью, в том числе обогащение словаря у ребенка идет успешнее, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и дома. Родители, в этом случае, выступают союзниками педагогов, участниками образовательных отношений.