Приложение МААМ

Консультация для родителей «Обогащение словаря старших дошкольников с нарушениями речи в условиях семьи»

Лилия Белявцева
Консультация для родителей «Обогащение словаря старших дошкольников с нарушениями речи в условиях семьи»
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из эффективных способов обогащения словаря ребенка в условиях семьи является игра. Большое удовольствие и пользу доставляют игры и игровые упражнения, в которых участвуют взрослые или все члены семьи. Рекомендуем ряд игр и игровых упражнений, способствующих обогащению словаря старших дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи, которые можно использовать в домашней обстановке.

Лото, домино, парные (разрезные) картинки, кубики. Цель таких игр – сформировать у детей навыки складывания из отдельных частей целого, уточнять знания о предметах, побуждать правильно называть изображения предметов. Купив игру, родители сами должны познакомиться с ней, а потом объяснить правила ребенку. Очень увлекательно играть в такие игры всей семьей. В процессе игры, например, планируя играть с разрезными картинками, целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно приготовить из фруктов?». После беседы объяснить правила игры: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, а ты сложи целую картинку. Вспомни, какой формы груша, какого она цвета, какие у нее листья, и подбери необходимые картинки». Родители могут начать складывать картинку, а далее ребенок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если на кубиках - содержание знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу и рассмотреть саму картинку.

Публикация «Консультация для родителей „Обогащение словаря старших дошкольников с нарушениями речи в условиях семьи“» размещена в разделах

«Что в мешочке?» В мешочек сложить разные предметы по одной лексической теме, например, игрушки. Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то,что у него в руке. Ребенок вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч. «Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол…»

«Что из чего сделано?» Взрослый говорит ребенку: «В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты скажешь из чего он сделан. Например, «Стол из чего сделан? – Из дерева». «Какой стол, если он сделан из дерева? –Деревянный». «Стакан из стекла? – Стеклянный».

«Кто как работает?» Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий. Взрослый называет профессию, а ребенок рассказывает о ней. «Что делает врач? – «Врач лечит больных, делает операции, выезжает на «скорой помощи» и т. д.». Нужно уточнить у ребенка, знают ли он, кто по профессии его родители, где они работают? Лучше сначала выслушать рассказ ребенка, а затем, если это необходимо, дополнить его.

«Что я не так сказал?» Взрослый говорит ребенку. «Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака. Ребенок исправляет ошибки.

«Скажи наоборот» Взрослый произносит фразу: «Высокий дом», а ребенок отвечает – «низкий дом».

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды и дугой общей деятельности в целях обогащения словаря ребенка можно использовать пословицы. Например, «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать– руку протянешь», «Когда я ем, то глух и нем».Если ребенок выполняет ваше поручение без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда ничего и не сделаешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Лентяю все некогда». Затем обсудить с ребенком смысл пословиц.

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса, описательного предложения или в стихотворной форме. Например, их можно загадывать, играя с ребенком, перед приемом пищи. «Белый камень в воде тает». (Сахар.) «Без окон, без дверей, полна горница людей». (Огурец, тыква.) «Спелое, сочное, круглое и полезное». (Яблоко.)

Родителям необходимо следить за правильным употреблением детьми слов, особенно близких по значению («шить», «пришить», «вышивать», «зашивать», которые дети нередко путают. Объяснять значение выражений («золотые руки», «каменное сердце»). Некоторые дети не используют прилагательные, которые обозначают материал, заменяя их другими словами: вместо «деревянный» говорят «сделанный из дерева», вместо «шелковый» –сшитый из шелка», вместо «шерстяной» –связанный из шерсти».

В речи детей всегда мало употребляемых слов-признаков. Чаще всего словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют всё, что им нравится. На вопрос «Какая лиса?» необходимо побуждать отвечать: «Рыжая, хитрая и т. д.». «Какой помидор?» – «Красный, круглый…». Родители подсказывают ребенку: не «хорошая», а «интересная, увлекательная» книга и т. д.

Если в семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в шкафу. Мама просит ребенка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет, и уточняет сама: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо – борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе – котлеты с гарниром, а это салатница – и ее используют для салатов». Следует попросить ребенка подать взрослому посуду и назвать то, что он подает. «Что мы поставили в шкаф? – Посуду». Таким образом, непринужденная беседа незаметно обогащает детский активный словарь.

Если мама садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе ребенка: «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая красивая шерстяная ткань. Теплое и красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань. А теперь я буду шить на машинке». Также можно познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т. д. Можно предложить ему оказать вам посильную помощь, например, когда поливаете комнатные цветы или закручиваете шуруп, или выкладываете из сумки покупки. Такое продуктивное общение будет очень интересно и полезно и детям и взрослым.

Овладение речью, в том числе обогащение словаря у ребенка идет успешнее, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и дома. Родители, в этом случае, выступают союзниками педагогов, участниками образовательных отношений.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Воспитание детей с нарушениями речи» «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» "ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ!" Вы любите своего ребенка? Вы хотите, чтобы.

Консультация «Обогащение нравственно-ценного словаря дошкольников» КОНСУЛЬТАЦИЯ «Обогащение нравственно – ценного словаря дошкольного» Учитель – логопед: Анисимова Т. В. Обучение дошкольников.

Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи» Задачи: 1. Заботится о физическом и психическом благополучии детей. 2. Стараться донести до сознания родителей, детей, что правильная двигательная.

Консультация для родителей «Мы конструируем». Организация конструктивной деятельности с детьми 3–4 лет в условиях семьи Консультация для родителей «Мы конструируем!» Многим родителям знакома такая ситуация, когда новая игрушка через несколько дней надоедает.

Консультация для родителей по формированию словаря и грамматических категорий у дошкольников «Игра — дело серьезное» Логопедическое обследование детей, зачисляемых на логопункт нашего сада, выявляет у многих из них не только дефекты звукопроизношения, но.

Консультация для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой.

Консультация для родителей «Развитие речи в условиях ДОУ и семьи» В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д. ,.

Мастер-класс «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр» Мастер – класс: «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр». Автор: учитель-логопед Клочьева.

Методическая разработка «Развитие речи и обогащение словаря детей посредством произведений УНТ» Пояснительная записка Младший дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на тот факт, что по своей.

Обогащение и активизация словаря дошкольников с нарушениями речи в игре Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детского сада № 411 г. Новосибирска Власенко Наталья Павловна Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Обогащение словаря старших дошкольников с нарушениями речи в условиях семьи»
Опубликовано: 4 марта 2017 в 18:58
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Обогащение словаря старших дошкольников с нарушениями речи в условиях семьи»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Белявцева (УИ 1089373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД