Бурлакова Анна
Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со стихотворениями о природе
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Важным средством ознакомления с окружающей действительностью, а также словарной работы является использование художественной литературы. В художественном тексте слова и их сочетания создают яркие образы. Изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) метки, эмоциональны. Они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его скрытого смысла и эмоциональных красок. Огромное значение в развитии словаря дошкольников принадлежит ознакомлению с поэтическими произведениями. Они оказывают на них огромное воздействие: обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонаций и звукового состава слова; развивают чувство ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогают увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира; учат любить яркое, меткое слово.
Публикация «Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со стихотворениями о природе» размещена в разделах
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Опытно-экспериментальная работа была организована на базе старшей группы (в количестве 20 человек) МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида».
На первом этапе экспериментальной работы был проведен констатирующий срез, целью которого являлась диагностика уровня развития словаря старших дошкольников. При проверке словаря мы обращали внимание на количественный и качественный состав словаря, на понимание значения слова, степень его обобщенности. Нами были использованы следующие задания «Подбери картинку», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Кто как разговаривает», «Скажи наоборот». Обследование проводилось в индивидуальной форме.
Результаты диагностики показали, что 7 детей в группе имеют низкий уровень развития. Они стараются употреблять в речи глаголы, имена прилагательные, антонимы, но часто допускают ошибки.
К среднему уровню было отнесено 8 детей. Для них характерно использование в речи имен прилагательных, глаголов, антонимов и обобщающих слов, но употребление их носит не частый характер. Дошкольники испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов.
К высокому уровню было отнесено 5 детей. Они употребляют глаголы, имена прилагательные, антонимы, умеют правильно подбирать обобщающие слова. У детей данного уровня развитие словаря соответствует возрасту.
После результатам констатирующего среза всех детей мы разделили на две группы – контрольную и экспериментальную.
Анализируя результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу: низкий уровень развития словаря в экспериментальной группе имеют – 40%, а в контрольной – 30%; средний уровень развития словаря в экспериментальной группе имеют – 40%, и в контрольной группе – 40%; высокий уровень развития словаря в экспериментальной группе имеют – 20% детей, а в контрольной группе 30% детей.
Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал необходимость целенаправленного обучения, то есть развития словаря, в частности, обогащения словарного запаса детей этой группы. Исходя из этого, была поставлена цель формирующего эксперимента: обогащение словаря детей в процессе ознакомления со стихотворениями о природе.
Мы проанализировали поэтические произведения, рекомендованные примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы». Нами были отобраны стихотворения, способствующие ознакомлению детей с родной природой и обогащению их словаря. К ним мы отнесли поэтические произведения следующих авторов: И. А. Бунин «Первый снег», А. С. Пушкин «Зимний вечер», С. А. Есенин «Береза» и другие. Кроме произведений, рекомендованных программой, мы подобрали и другие стихотворения, красочно описывающие родную природу : К. Бальмонт «Росинка»; И. Ягликова «Двенадцать месяцев», «Круглый год», «Времена года»; С. Маршак «Радуга»; И. Токмакова «Ручей», «Туман», «Яблонька», «Берёза», «Рябина»; В. Приходько «Улетали лебеди» и другие.
Затем продумали творческое использование разнообразных методов и приемов словарной работы, заблаговременно установили речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые.
Занятия обычно строятся по следующему плану.
1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения.
2. Чтение воспитателем всего текста.
3. Беседа с детьми о стихотворении.
4. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание.
5. Воспроизведение стихотворения детьми.
Занятия по заучиванию стихотворений дополнялись другими видами деятельности: рассматриванием иллюстраций, рисованием на эту же тему, упражнениями по совершенствованию техники речи и др.
В процессе словарной работы (как и при решении других задач речевого воспитания) следует стремиться к тому, чтобы речь ребенка приобретала такие качества, как точность, правильность, выразительность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые адекватно отражают замысел говорящего. Для этого задавались вопросы для обсуждения.
Мы запланировали регулярное и планомерное включение поэтических произведений о природе в педагогический процесс ДОУ, использование их в непосредственной образовательной деятельности и в других формах, видах детской деятельности.
Осуществляя подготовку к непосредственной образовательной деятельности (или к занятиям, после отбора поэтических произведений; прочитывали их, чтобы вдуматься в смысл стихотворения, выделить авторские интонации, сделать их слышимыми для детей, точнее передать поэтичность образов. Для этого расставлялись логические, смысловые ударения, намечались паузы, определялся ритм и темп чтения.
Всю свою работу мы описали в виде интегрированных занятий, в которых сконцентрированы разнообразные виды деятельности дошкольников, основанные на игре: ознакомление с окружающим миром, различными видами искусств (рисование, лепка, аппликация); конструирование, трудовая деятельность, музыкальные и физические упражнения. Интеграция и игровые приемы дают возможность при меньших затратах времени и усилий со стороны детей и педагогов дать и получить более полный объем информации.
Контрольное исследование позволило выделить положительные сдвиги в речевой деятельности детей в сторону обогащения, закрепления и развития словарного запаса, которые произошли после проведенного нами экспериментального обучения. Основные сдвиги отмечаются в основном в развитии содержательной стороны слова.
Уровень развития словаря детей после проведения целенаправленного обучения в экспериментальной группе значительно повысился. При выполнении заданий дошкольники данной группы показали более высокий результат, чем из контрольной группы. Исходя из полученных результатов, мы отнесли 40% детей экспериментальной группы к высокому уровню развития словаря. В контрольной группе к этому же уровню относятся лишь 30%. В экспериментальной группе 60% относятся к среднему уровню, а в контрольной – 50%. К низкому уровню в контрольной группе относится 20% детей, а в экспериментальной группе этот уровень отсутствует. Уровень лексического развития старших дошкольников под влиянием экспериментального обучения повысился. В связи с полученными данными закономерен вывод: регулярное и планомерное включение поэтических произведений о природе в педагогический процесс ДОУ, использование их в непосредственной образовательной деятельности и в других формах и видах детской деятельности оказало положительное влияние на развитие словаря старших дошкольников, что позволяет говорить об эффективности предложенной работы.
В результате проведенного обучения, словарь воспитанников экспериментальной группы резко увеличился: сравнение словаря до начала эксперимента со словарем детей в результате эксперимента показало его увеличение в 2 раза. Таким образом, обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со стихотворениями о природе будет протекать успешно при соблюдении следующих условий :
- отбор поэтических произведений, способствующих ознакомлению с родной природой и обогащению словаря детей;
- продуманное и творческое использование разнообразных методов и приемов словарной работы;
- заблаговременное установление педагогом тех речевых форм, которые будут закрепляться или предлагаться впервые;
- регулярное и планомерное включение поэтических произведений о природе в педагогический процесс ДОУ, использование их в непосредственной образовательной деятельности и в других формах и видах детской деятельности.