Нина Шушакова
Обогащение словаря и совершенствование связной речи у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач логопедического воздействия на речь детей с ОНР — это научить их связно,последовательно,грамматически правильно излагать собственные мысли, рассказывать о событиях,которые происходят вокруг. Это имеет важное значение при обучении ребёнка в школе,общении со сверстниками,учителями и другими взрослыми.
Работа по развитию связной речи ведё тся по таким направлениям: обогащение словарного запаса,составление рассказов по серии сюжетных картинок,составление пересказа текста,заучивание стихотворений. Для того,чтобы ребёнок с ОНР научился владеть связной речью в совершенстве,ему необходимо в первую очередь иметь богатый словарный запас. И основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Стоит отметить,что у дошкольников с ОНР отмечается более значительное,чем у детей с нормой расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Тоесть,дети с ОНР понимают значение многих слов и их пассивный словарь достаточно богат и близок к возрастной норме,но употребление слов в речи вызывает большие трудности. Это негативно влияет на способность ребёнка составлять словосочетания,предложения,рассказы о событиях,произошедших с ним.
Публикация «Обогащение словаря и совершенствование связной речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Бедность словарного запаса значительно снижает успешность в обучении и познавательной деятельности.
Для обогащения словаря и совершенствования связной речи у дошкольников с ОНР важна целенаправленная совместная работа логопеда,воспитателя,родителей. Лишь такое взаимодействие сециалистов и родителей принесёт положительный результат. Работа,проведённая в логопедическом кабинете, обязательно должна закрепляться и актуализироваться с воспитателем в группе. В свою очередь,родители,получив домашнее задание, должны обязательно его выполнить. Только в этом случае будет отслеживаться положительная динамика.
Речь взрослого. прежде всего,должна быть образцом для ребёнка. В любой игре с ребёнком с ОНР,каждое действие родитель и воспитатель должны сопровождать речью. При составлении рассказов по картинке,где изображено,например,животное,помогите ребенку уточняющими вопросами. Чем покрыто тельце животного? Как передвигается? Где живёт? Чем питается? Когда ребёнок ответит на ваши вопросы,ему будет легче составить рассказ.
Важную роль в совершенствовании связной речи и обогащении словаря играет ежедневное общение родителей с ребёнком. Не нужно жалеть времени на это общение. Например, если ребёнок задает вопрос, то необходимо чётко,развёрнуто на него отвечать, не ограничиваясь одной короткой, пустой фразой. Чтобы речь развивалась, с ребёнком нужно говорить. Чтение книг должно стать хорошей традицией в семье,где есть ребёнок с ОНР. По ходу чтения важно делать паузы,задавать ребёнку вопросы,делать пояснения,уточнения,убеждаться в том,понятно ли ребёнку значение тех или иных слов. После прочтения части сказки или рассказа просить ребёнка пересказать прочитанное.
Дидактические игры- хорошие помощники в работе над словарём и связной речью. Необходимо,чтобы они использовались как едагогами в детском саду и логопедом, так и дома родителями. Как известно,игра- ведущий вид деятельности в дошкольном детстве,в ней создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разных психических свойств и качеств личности. При работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, бывает трудно удержать их внимание,но игры помогают решить эту проблему.
Речь-это не подарок природы, и её развитие зависит от окружающей среды и от того,как к речи ребёнка относятся взрослые.
Таким образом, обогащение словаря и совершенствование связной речи у дошкольникоав с ОНР зависит от всесторонней,целенаправленной,содержательной,совместной работы логопеда,воспитателей,родителей.