Елена Михайлова
«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование ведущей педагогической деятельности по теме : «Экспериментально исследовательская деятельность, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Публикация «„Экспериментально-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
В последнее время слово «экология» стало необычно популярным в обществе, причём, как правило, оно употребляется в сочетании с такими не очень приятными для нас словами, как «катастрофа», «опасность», «кризис». Изменилось поведение людей: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен. Каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Она стала для него отвлечённым словом, не наполненным конкретным содержанием. Отгородившись от природы стенами многоэтажных домов, они не имеют возможности увидеть проявление этих законов в своей обыденной жизни.
Всё сказанное диктует необходимость усиления внимания к природе в дошкольных учреждениях. Она должна стать для каждого человека родной, знакомой и понятной. Единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном учреждении соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания в период дошкольного детства.
Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной - исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Исходя, из моего опыта работы я могу сказать, что дети на практике понимают, например: зимой как уберечь от холода корни деревьев и кустарников; весной – что нужно делать, чтоб насекомые не наносили вред дереву, а летом как сохранить растения от жары. Они учатся усваивать зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. А так же в процессе труда у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения).
Моя роль, роль педагога, воспитывая детей уделять особое внимание следующим вопросам:
• осознанию ребенком себя как части природы;
• пониманию самоценности природы;
• формированию эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
• пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
• пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
• формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
• усвоению азов экологической безопасности;
• формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.