Папки-передвижки

Образовательная деятельность как форма экологического образования дошкольников

Беленко Нина
Образовательная деятельность как форма экологического образования дошкольников

Дошкольный возраст предполагает выделить такие правила поведения детей, которые они должны знать и выполнять, т. к. от этого зависит их здоровье и безопасность.

Безопасность и здоровый образ жизни – это не только сумма знаний, но и стиль жизнь, и адекватное поведение в различных ситуациях.

Кроме того, дети могут оказаться в опасных ситуациях на улице, дома, на природе.

В современном мире никто не застрахован от стихийных бедствий – ураганов, наводнений, пожаров.

Публикация «Образовательная деятельность как форма экологического образования дошкольников» размещена в разделах

Перед нами, воспитателями стоит задача – дать каждому ребенку основные понятия опасных ситуаций, познакомить с правилами поведения в природе и в быту, сформировать у детей навыки личной безопасности, умение помочь себе и окружающим.

Образовательная деятельность экологического содержания охватывает все образовательные области : в социально-коммуникативной области формируются первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения; воспитывать гуманное, бережное, эмоционально-положительное и заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; формируют навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

В познавательном развитии формируются системы элементарных научных экологических знаний, умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, доступных пониманию ребенка, и прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе, самоценности и многообразия значений природы, ценности общения с ней.

В речевом развитии дети осваивают умение самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, правильно передавая идею и содержание, с помощью воспитателя определяют и воспроизводят логику описательного рассказа о предметах, объектах и явлениях природы.

Обогащение активного словаря за счет слов, обозначающих названия обследовательских действий. Необходимых для выявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил, понюхал).

Освоение способов обобщения – объединения предметов в группы по существенным признакам (животные, дикие звери, овощи, фрукты).

В художественно – эстетическом развитии развивается художественно – эстетическое восприятие, чувства эмпатии к объектам природы, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире, в природе, к социальным явлениям.

Использование разных материалов для создания интересных композиций, выделяя выразительность природных объектов.

Физическое развитие включает – приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в подвижных играх на природе, соблюдение правил безопасности на улице и площадках, бережном отношении к окружающему миру.

Опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной форме и учитывается познавательный интерес ребенка к природным явлениям.

Например, Т. М. Бондаренко: разработала методику экологического развития, согласно времени года. В нее включены все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми на квартал. Этот вид планирования дает педагогу больше возможности варьировать свою деятельность в зависимости от погоды. Содержание любой темы по безопасности и ознакомлению с окружающим миром, состоит из трех частей: беседа/рассказ; экскурсия/экологические игры; опытно-экспериментальная деятельность. [1]

Программа С. Н. Николаевой направлена на развитие у дошкольников интереса к природе, желания активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтений детей, самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности; воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. [2]

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Опасный огонек» с использованием интерактивных технологий «Открытое пространство», «Соты»

Программное содержание:

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

- Развивать навыки общения, умение делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

- Упражнять в умение общаться по телефону, вести диалог, называя свое имя, фамилию, адрес.

- Развивать умение договариваться в парах, соблюдать правила игры.

- Закреплять представление детей о службах 01,02,03.

Образовательная область «Познавательные развития»

- Формировать представления о причинах возникновении пожара, его последствия и правилах поведении в опасной ситуации.

- Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

- Развивать умение работать коллективно, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, при необходимости, друг друга помогать.

Образовательная область «Речевое развитие»

- Формировать у детей умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи убеждать, доказывать, объяснять.

- Формировать умение строить высказывание, поддерживать беседу.

- Совершенствовать диалогическую форму речи.

- Познакомить с загадками об огне и пожаре.

- Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или не согласие с ответом товарища.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

- Привлечь детей к созданию стенгазеты «От маленькой спички – большая беда»

Образовательная область «Физическое развитие»

- Развивать двигательную активность, ловкость.

Материал:

1. Пособие «Соты»

2. Сюжетные картинки пожарных ситуаций.

3. Наборы предметных картинок и карточек с надписью на каждую пару детей.

4. Карточки с загадками об огне и пожаре.

5. Листы синего и красного цвета.

6. Два телефона.

Предварительная работа:

1. Ознакомление с загадками и стихотворениями об огне и пожаре.

2. Чтение С. Я. Маршака «Пожар»

3. Художественное творчество вырезывание и наименование предметных картинок о самовоспламеняющихся предметах.

4. Общение «Коварная спичка».

5. Создание стенд газеты «от маленькой спички – большая беда».

6. Рассматривание выставки иллюстраций «Пожароопасные ситуации»

7. Д/и «Четвертый лишний» настольная игра «Кто быстрее погасит дом?»

Д/и «Если ты попал в беду?»

8. Чтение М. Манаковой «Если дома ты один?»

9. Развлечение «этих правил ровно 5, все их будем выполнять!»

10. Разучивание п/п «Огонь и вода»

Ход:

- Дети входят в зал и встают около воспитателя, в руках которой шкатулка с загадками.

- Дети, в моей шкатулке есть загадка про один необычный предмет, а какой, вы должны отгадать. Послушайте:

- «Маленький конек,

Вместо гривы – огонек!» /спичка/

- Скажите, почему так говорят:

«От маленькой спички – большая беда»

/ответы детей/

- Да спичка маленькая, с виду безопасная, но от нее может случиться большая беда – пожар.

- Причины пожара бывают разные.

Технология «Открытое пространство»

Дети встают полукругом около выставки картин, что означает «пространство открыто». И воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением пожароопасных ситуаций, а затем, предлагает всем встать в круг и высказать по этому вопросу (высказывать свое мнение и сообща сделать выводы из полученной информации)

Воспитатель: - Какие причины могут вызвать пожарные ситуации?

- Высказывать свое мнение будет каждый по очереди. Начнем по часовой стрелки от Даши ( предполагаемые ответы детей: нельзя играть со спичками, нельзя включать электрические приборы без взрослых, нельзя разводить костер в лесу, и т. д.).

Воспитатель предлагает одному из детей обобщить ответы сверстников и сделать вывод по обсуждаемому вопросу, с согласием детей

Дети: - Игры со спичками приводят к беде!

Воспитатель: - Пожар – это стихийное бедствие, которое приносит беду не только людям, но и животным в лесу.

- Отгадайте еще одну загадку:

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина,

И зальет пожар любой

Сильная дружина

Дети: - Пожарные.

Воспитатель: - Пожарные – это самоотверженные люди, именно они приходят на помощь, если случиться пожар.

- Послушайте, о чем эта загадка?

Он друг ребят, но когда с ним шалят,

Он становиться врагом и сжигает все кругом!

Дети: - Огонь.

Воспитатель: - Чего больше всего боится огонь?

Дети: - Воды.

Воспитатель: - Сейчас мы поиграем в игру «Огонь и вода». Послушайте правила игры: вам сзади за пояс прикрепляются ленточки двух цветов красного и синего. Дети с красными лентами разбегаются по группе (начался пожар)

По сигналу: «Раз – два – три, быстро затуши!» (дети с синими ленточками должны догнать детей с красными и собрать все ленточки, изображающие пожар, (потушить пожар).

- Огонь распространяется очень быстро и не всегда его удается быстро затушить (игра повторяется 2 раза).

Интерактивная технология «Соты»

Воспитатель: -

- Пожар возникает не сам по себе, есть предметы, которые могут стать его причиной. Сейчас поиграем в игру «Опасный огонек». Играть будем парами.

В центральной ячейке сот – картинка «Огонь».

В ячейках вокруг – карточки разного цвета с разным уровнем задания.

Воспитатель: -

«Две подружки - невелички отыскали в доме спички

с огоньком они играли,

спички весело сгорали

вы запомните подружки

спички детям – не игрушки….!»

IV. Физ. минутка «Можно - нельзя».

V. Пожар – это очень опасно! Сейчас мы поупражняемся, как нужно вызывать пожарную команду в случае беды.

Сам не справишься с пожаром,

Этот труд не для детей.

Не теряя время даром,

01 звони скорей!

Набирай умело, чтоб не все сгорело!

Нужно набрать номер 01 и четко сказать свое имя, фамилию, указать, что горит и сообщить адрес.

Воспитатель выполняет роль диспетчера, а дети по очереди звонят по телефону.

- Дети, вы хорошо справились с заданием, и я уверена, что если возникнет опасная ситуация, вы не растеряетесь и предотвратите беду!

- Предлагаем вашему вниманию мини-сценку «Коварная спичка» (исполняется сценка).

VI. – Понравилась ли вам игра «Опасный огонек»? Что было для вас самым интересным? Самым сложным? Самым легким?

VII. – Дети, сегодня вы многое узнали о причинах возникновения пожароопасных ситуаций и хорошо запомнили правила пожарной безопасности.

Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что, используя интеграцию всех образовательных областей, с включением в образовательную деятельность экологического содержания взаимодействие с родителями, дети эффективнее пользуются правилами безопасности в быту и на улице, в игровой деятельности. У дошкольника развиваются навыки и умения правильно действовать в опасных для жизни ситуациях. Учатся беречь и сохранять природу.

Литература

1. Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада// Бондаренко, Т. М., Воронеж, 2009

2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. //Николаева С. Н. Москва, 2002.

3. Шорыгина, Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет// Шорыгина, Т. А., М. : Сфера, 2010.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образованияПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие "Ловкий грамотей" как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Вариативная форма дошкольного образования «Семейный детский сад»Вариативная форма дошкольного образования «Семейный детский сад» Уважаемые коллеги и гости, читатели моих публикаций! Рассказ о создании "Семейных детских садов" в Москве и моем личном опыте работы в качестве.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность как форма экологического образования дошкольников
Опубликовано: 27 октября 2021 в 08:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД