Оксана Завьялова
Образовательная деятельность по валеологии «Тело человека. Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Колокольчик»
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Тело человека. Органы чувств».
Подготовила: воспитатель О. В. Калачёва
2018 год
Цель: формировать представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
Задачи:
Публикация «Образовательная деятельность по валеологии „Тело человека, Органы чувств“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Осанка. Конспекты занятий
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
1. Обобщать имеющиеся у детей представления о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы.
2. Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные, расширять кругозор.
3. Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.
4. Способствовать развитию речи детей:
а) Словарная работа - обогащение и активизация словаря за счет слов, обозначающих части тела и лица.
б) Развитие связной речи за счет использования в речи развернутых предложений.
Приоритетная образовательная область- познавательное развитие
Интеграция образовательных областей-социально-коммуникативное, физическое, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Интеграция деятельности-восприятие художественной литературы, игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.
Предметно-пространственная среда:
Музыкальное сопровождение, компьютер, проектор, мультимедийный экран, шкатулка с предметами, картинки, рисунки,карандаши, баночки с «запахами» ,зеркала.
Предварительная работа: дидактические игры «Узнай части тела» ,«Найди на ощупь названную часть тела»,«Что полезно и вредно для глаз», загадывание загадок,чтение и заучивание стихов, разучивание разных видов гимнастик.
Планируемый результат: дети знают части тела, для чего нужны органы чувств, умеют объяснять полученные данные,обогащён и активизирован словарь за счёт слов,обозначающих части тела и лица.
Ход занятия:
/Дети входят в группу под музыку «Улыбка» Шаинского/
Воспитатель предлагает поздороваться с гостями.
Воспитатель: Знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому, что вы сказали «Здравствуйте».
Реб.
Это - значит здоровье желаю.
Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй! - Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
- Ребята, послушайте и отгадайте загадку, и тогда вы узнаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить.
На земле он всех сильней,
Потому что всех умней. (Человек)
- Правильно, это человек. Сегодня мы с вами будем говорить о человеке. Кто такой человек? (ответы детей).
В мире проживает много людей. Все они чем-то похожи друг на друга, а чем-то отличаются. Посмотрите друг на друга и скажите, чем вы похожи, а чем отличаетесь (ответы детей).
- Хоть мы все и разные, но все похожи между собой строением тела, у каждого есть руки, ноги, голова, туловище. Все это называют частями тела. Покажите и назовите свои части тела (дети показывают и называют).
1. Быть у каждого должна
Очень "умной" голова.
2. Я верчу ей как умею
Голова сидит на шее.
3. Животик, спинка, грудь,
Их вместе всех зовут – туловище.
4. Съел еду я всю, и вот
Мой наполнился живот.
5. На прогулке не забудь
Закрывать от ветра грудь.
6. Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
На руке сидят мальчики
Очень дружные пальчики
7. Бегут по дорожке
Резвые ножки.
Спотыкнулся через Генку
И ушиб себе коленку.
- А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела?
Игра «Найди на ощупь названную часть тела».
/Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами. /
- У нашего тела есть помощники, они помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это за помощники?
1. Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя.
2. Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
3. Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать
4. И не к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
- Глаза, уши, нос, рот и руки – это части нашего тела, а еще их называют органами чувств. Скажите, с помощью какого органа чувств вы искали друг у друга части тела? (С помощью рук). Этот орган называют органом осязания. /слайд с руками/
Благодаря органам осязания мы ощущаем прикосновения, а также они дают понять нам что кошка, которую вы гладите – пушистая, доска – шершавая и твердая. Мы прикасаемся к предметам с помощью пальцев рук, а чтобы пальцы хорошо работали, с ними нужно заниматься.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять- сгибать поочерёдно
Пальчики, пора вставать!
Будем делать мы зарядку!-хлопки в ладоши
Будем мы скакать вприсядку-стряхиваем воду
Будем прыгать и плясать-круговые движения
Раз,два,три,четыре, пять!
(Действия выполняются в соответствии с текстом).
- Следующий орган чувств – это зрение. Какая часть тела относится к органу зрению? (Глаза)./слайд с глазами/
Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас,
На лице есть пара глаз?
- Для чего людям глаза? (Ответы детей). Закройте глаза и скажите, что я делаю? Почему вы не можете сказать, что я делала? Как вы думаете, хорошо или плохо, когда человек не видит? Давайте с вами выясним, что могут наши глаза. Посмотрите на слайд, что вы видите?/слайд с фруктами/
Что ещё можно сказать? Кого вы видите? /слайд с тигром/
Глаза дают самую большую информацию об окружающем мире
А сейчас я хочу узнать, знаете ли вы что полезно и вредно для глаз?
1. Читать лёжа
2. Промывать глазки
3. Смотреть близко телевизор
4. Смотреть на яркий свет
5. Тереть глаза грязными руками
6. Делать зарядку для глаз
7. Есть морковь и пить морковный сок
8. Смотреть долго компьютер
9. Гулять на свежем воздухе
10. Играть острыми предметами
Воспитатель.
Я хочу предостеречь-
Нужно всем глаза беречь.
1. Глаз поранить очень просто-не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай.
На яркий свет смотреть нельзя-
Тоже портятся глаза.
2. Телевизор в доме есть-
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста,не лезь к самому экрану.
И смотри не всё подряд-
А передачи для ребят.
3. Помни истину простую-
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
или сок морковный пьёт.
Что бы наши глазки были зоркими и здоровыми, надо их тренировать – делать зрительную гимнастику.
Зрительная гимнастика.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тысячу раз! Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх.
Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
- Ребята, давайте поиграем. Я принесла баночки с запахом. Попробуйте угадать, чей запах «спрятался» в каждом из них.
Игра «Отгадай по запаху». Дети определяют продукт (чеснок, лук, огурец, апельсин) и называют его.
- С помощью чего вы угадали, что находится в баночках? (С помощью носа). А для чего человеку нужен нос? (Чтобы дышать; нос охраняет наш организм от пыли и микробов и т. д.)/слайд с носом/
- А еще он нужен для того, чтобы красиво говорить. Зажмите носик пальцами и повторите «ни-на». Что получилось? Нос ответственный за обаняние. Это главный орган, который скажет вам какой около тебя запах. А теперь возьмите и посмотрите на себя в зеркало. Видите, у вас есть в носу маленькие волосики? Это как раз они работают над тем, чтоб вы чувствовали запах. О носике тоже надо заботиться, ведь он так нам помогает.
Дыхательная гимнастика:
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
- Еще один орган чувств – орган слуха. Какие части тела к нему относятся? (Уши)./слайд с ушами/
Что делают наши ушки? Давайте проверим, какой у вас слух.
Игра «Угадай на слух звук» (Дети слушают звуки и называют).
- Молодцы, все отгадали. Уши – тоже важный орган чувств. Благодаря ушам мы с вами слышим, как поют птицы, шумит море, стучит дождь. А как нужно заботиться об ушах? (мыть, чистить, надевать головной убор, если холодно и т. д.)
- А еще, для того, чтобы наши ушки были здоровы, делают массаж ушей. Давайте все вместе сделаем.
(Самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
- Отгадайте загадку:
Всегда он в работе,
Когда мы говорим;
А отдыхаем,
Когда мы молчим. (Язык)/слайд с языком/
- Язык отвечает за вкус. (взять зеркала).
Посмотрите в зеркало и покажите себе язык – и давайте разберемся, какой участок языка воспринимает какой вкус: кончик языка распознает сладкое,
корень языка – скажет вам, что ты взял в рот горькое,бока языка знают много о кислом.
У каждого человека свой вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки. Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.
Артикуляционная гимнастика.
«Лягушка»
Улыбаюсь, как лягушка,
Губы тянутся до ушка!
(Растянуть губы в улыбке, обнажив зубы. Удержать под счет 1-5. Упражнение повторить 3-4 раза.)
«Слоник»
Подражаю я слону –
Губы хоботом тяну!
(Вытянуть вперед сомкнутые губы «трубочкой» и удержать их под счет Повторить упражнение 3-4 раза.)
«Рыбка»
Рыбка ротик открывает:
Пузырьки она пускает.
( С напряжением открывать губы: П-П-П, словно они «склеились»)
«Часики»
Тик-так, тик-так, -
Часы тикают вот так!
(Рот раскрыт. Тянуться языком то к правому, то к левому уголку рта.)
«Почистим зубки»
Язычок, как щетка:
Чистит зубки ловко!
Раз, два, три, четыре, пять, -
Будем чистить мы опять!
(1. Губы в улыбке, рот открыт, кончиком языка «чистить» за нижними зубами 7-8 раз.
2. Губы в улыбке, рот широко открыт, кончиком языка «чистить» за верхними зубами. Повторить 7-8 раз.)
«Оближем губки»
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик надо облизать!
(Рот широко открыт. Широким языком облизать губы (слева- направо и справа- налево). Выполнить 5-7 раз.)
- Вот мы с вами и познакомились с помощниками нашего тела – органами чувств. Назовите их (Орган осязания, обаняния, слух, вкус, зрения). Сегодня вы узнали много интересного об органах чувств. Вы должны беречь их и ухаживать за ними.
/Подходят к столу с рисунками. /
Проводится релаксация (сидя на паласе) под музыку.
- Посмотрите, наше солнышко улыбается, радуется за нас, потому что мы нашли спрятанное богами здоровье. Главная наша задача – сберечь его.
Закройте глаза. Представьте, что вы сидите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Они согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы отнесете и подарите друзьям. Потяните рук вверх, вдохните и откройте глаза на счет три.
Сюрпризный момент. На прощание я хочу угостить вас яблоками, которые содержат много витамин. Они полезны для всех наших органов.
САМОАНАЛИЗ
Тема занятия выбрана в контексте изучаемой темы периода «Я вырасту здоровым», что соответствует календарно-тематическому планированию.
Своё занятие я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На данном занятии я использовала различные методы: наглядные, практические, словесные.
На занятии были учтены возрастные и психологические особенности детей.
Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
При постановке вопросов я учитывала индивидуальные особенности детей, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность.
Материал соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для детей.
Занятие проходило в три этапа, 1 этап- Вводная часть, где дети были психологически настроены на занятие, 2 этап- Основная часть, здесь дети познакомились с органами чувств их названием и применением,
3 этап- Заключительная частьи рефлексия -подведение итогов занятия.
В каждом моменте занятия я использовала в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.
Я считаю, что в процессе ООД тема была раскрыта, ребята были заинтересованы происходящим, ни один ребёнок не остался без внимания. Поставленная цель и задачи были решены.