Вера Бурцева
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Будет хлеб — будет и обед»
Цель: формирование представлений об истории народной кухни.
Образовательные задачи:
• обогащать представления детей о традициях народов России;
• учить подбирать эпитеты, синонимы, антонимы, родственные слова;
• вызвать интерес к народному творчеству.
Развивающие задачи:
• развивать воображение, творческую активность;
• расширить словарный запас;
• развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений.
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к народным традициям;
• воспитывать чувство гордости к своей стране.
Оборудование: обручи, карточки.
Публикация «Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста „Будет хлеб — будет и обед“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: беседа о хлебе, труде хлебороба, рассматривание иллюстраций о видах хлеба, хлебобулочных изделиях
Предполагаемые результаты: систематизация знаний о народной кухне.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята. Мы с вами уже не раз путешествовали, давайте вспомним, где мы побывали.
Ребята, хотите ещё продолжить знакомство с культурой народов?
- Посмотрите, что это? (Черный ящик.) В нем что-то есть, хотите узнать? Тогда задавайте вопросы. Только такие, чтобы я смогла ответить на них словами «Да» или «Нет». Последовательность вопросов смотрите по схеме.
размер
из чего сделан
содержание
- Это большой, (маленький, средний)
- Из теста
- Может быть с начинкой или без неё
Что лежит в чёрном ящике? (Хлеб). Всегда и повсеместно хлеб пользуется одинаковым почётом и уважением. В старину без хлеба не обходилась ни одна трапеза.
Какие пословицы о хлебе вы знаете?
Худой обед, коли хлеба нет.
Хлеба ни куска – стол доска.
Будет хлеб, будет и обед.
Если хлеба каравай, так и под елью рай.
Основным мучным изделием у многих народов является хлеб. Хотите узнать об особенностях хлеба у разных народов нашего края?
А теперь присядьте, закройте глаза и представьте, что мы с вами по волшебной реке времени отправились в путь (звучит таинственная музыка). Встают, идут по кругу, подходят к столу, смотрят на экран.
Посмотрите вокруг, где мы оказались? Как вы догадались, что мы в Древней Руси?
Правильно, мы с вами в русской избе. Посмотрите, хозяйка собралась печь хлеб.
Из чего пекут хлеб?
Хлеб пекут из муки. Как превратить зёрна злаков в муку? Их нужно измельчить, смолоть.
Для этого на берегах рек строили мельницу. Почему именно на берегу реки?
Текучая речная вода крутила большие мельничные колёса, а они приводили в движение тяжёлые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие его в муку.
Что делать, если рядом не было реки? В степях, где дул сильный ветер, ставили ветряные мельницы. Порывы налетающего ветра вращали крылья такой мельницы, а те приводили в движение жернова.
Мука у нас есть. Как вы думаете, что нужно, чтобы замесить тесто для хлеба?
На Руси с древнейших времён хлеб пекли из кислого – заквашенного теста. Что может быть закваской?
В наше время в качестве закваски, что используют ваши мамы и бабушки? Закваской в старину служили дрожжи, квасная или пивная гуща, годился и кусочек старого теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то, в основном, какой хлеб пекли? Верно, чёрный хлеб. Про него народ сложил пословицы:
Ржаной хлебушко – калачу дедушка. (Как вы понимаете эту пословицу)
Матушка-рожь кормит всех подряд, а пшеничка – по выбору. (Как вы понимаете эту пословицу)
Подвижная игра «Дружные зерна»
Дети-колоски образуют малый (внутренний) круг, а их дети-зернышки – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Дети-колоски занимают места в обручах, а дети-зернышки должны постараться найти свой колосок, подбежать к нему и обнять его раньше остальных.
-Конечно, там, где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб. Самым лучшим считался кирпичатый – хлеб, выпеченный из хорошо просеянной пшеничной муки.
Помол муки, тщательность её просеивания определяли и вкус хлеба. Хлеб, выпеченный из муки, просеянной через решето, назывался решётным, а через сито – ситным.
Давайте с вами просеем муку через решето и через сито.
Посмотрите, чем решето отличается от сита? У решета отверстия побольше размером, у сита – поменьше. Какой у нас хлеб получится, если мы просеяли муку через решето? А если через сито, то?
Если хлеб пекли из плохо просеянного зерна, с семенными плёнками и остатками колосьев, его называли мякинным.
Качество хлеба и его стоимость были различными. Круглый хлеб – коврига – подешевле, а сдобный пшеничный хлеб – каравай – подороже. Недаром тому, кто хотел его поесть бесплатно, за чужой счёт, говорили: «На чужой каравай рот не разевай» - и добавляли: «А пораньше вставай да свой затевай».
Каравай – хлеб у украинцев, белорусов и русских. Изначально каравай предназначался для свадебного стола. Позже стал ассоциироваться с любыми праздниками и гостеприимством. Особенность его выпечки – это украшение различными резными фигурками и плетением из теста.
Хлеб (кши) у мордовского народа выпекался преимущественно из ржаной и пшеничной, реже - ячменной и овсяной муки. Пекли его из кислого теста на закваске. Тесто раскладывали в формы или просто клали на капустные или другие листья.
Если хлеб свежий, то он какой… (мягкий, хрустящий, ароматный и т. д.)
Если хлеб несвежий, то он какой (чёрствый, сухой и т. д.)
-Вы можете определить на вкус ржаной и пшеничный хлеб? Сейчас проверим. (Пробуют хлеб с закрытыми глазами.)
Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Подберите слова-родственники к слову «хлеб» (хлебушек, хлебороб, хлебный, хлебница, нахлебник, хлеборезка, хлебозавод).
-Ребята, назовите одним словом (Игра «Назови слово») :
Как называется человек, который выращивает хлеб? (Хлебороб)
Прибор для нарезки различных сортов и видов хлебобулочных изделий на кусочки определённой толщины. (Хлеборезка)
Предприятие массово выпускающее хлебобулочные, кондитерские изделия. (Хлебозавод)
Хлеб любили есть мягким :
Хлеб ешь мягким, а корки береги впрок.
А сухой хлеб резали и подсушивали. Что получалось?
Давайте поиграем в чувашскую народную игру «Пекарь».
Среди игроков выбирается водящий - пекарь. Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе колонны и говорит: «Я пеку хлеб».
Игроки: «Успеешь ли испечь?»
Пекарь: «Успею».
Игроки: «Сумеешь ли догнать?
Пекарь: «Попробую!»
Игроки последней пары бегут мимо пекаря, пекарь их ловит.
Пекарь осаливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает одного из игроков, то встает с ним в пару. Игрок, оставшийся без пары, становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то остается водящим. Пекарь не должен ловить игроков, если они, обежав его, взялись за руки.
- Какие хлебобулочные изделия вы знаете?
Кроме хлеба традиционно пекли самые разные пироги со всевозможными начинками.
Назовите, какие вы знаете начинки для пирогов?
Начинки были разнообразные: с капустой, картофелем, мясом, птицей, рыбой, садовыми и дикими ягодами, фруктами.
Кроме пирогов пекли блины, оладьи, ватрушки, печенье, пряники. Печатные пряники считались особым гостинцем, и их дарили друг другу во время торжественных обрядов.
Посмотрите на другой стол, по праздникам мордовский народ готовил лепёшки из сдобного теста, замешанного на сметане, масле, яйцах. Кроме этого пекли пироги с разнообразной начинкой: овощной, мясной, ягодной, из каш, картошки и т. п. Блины делали довольно толстыми из пшеничной, пшённой, гречневой, гороховой муки. Их ели с молоком, маслом, мёдом.
Давайте подойдём к другому столу. Посмотрите и подумайте, о кулинарии какого народа мы будем говорить.
Татарская кухня богата разнообразной выпечкой. Татарские хозяйки пекут как небольшие пирожки, так и закрытые и открытые большие пироги с разными сладкими и солеными начинками.
Как вы думаете, что является основным мучным изделием?
Хлеб у татар зовется икмэк. Без хлеба не проходит ни один обед (обычный или праздничный, он считается священной пищей. Существовал даже обычай клятвы хлебом — ипи-дер. Дети с малых лет приучались подбирать каждую упавшую крошку. За едой резал хлеб старший член семьи. У вас кто дома режет хлеб?
Хлеб пекли из ржаной муки. Пшеничный хлеб был очень дорогой.
Что можно испечь из жидкого теста?
Оладьи подают обычно к завтраку с растопленным маслом на блюдечке. Блины пекут из различных видов муки (овсяной, гороховой, гречневой, пшенной, пшеничной, смешанной). С чем вы обычно едите блины?
Любите блины с вареньем?
Варенье из сливы (какое) … сливовое
Варенье из вишни …
Варенье из клубники …
Варенье из малины …
Варенье из смородины…
Варенье из яблок …
Варенье из груш …
Какое ваше любимое блюдо? Моё любимое блюдо …
Наиболее древним и простым печёным изделием является кыстыбый - лепешка, сложенная пополам и начинённая пшённой кашей. Позже кыстыбый стали делать с картофельным пюре. Найдите картинку с лепёшкой.
Любимым и не менее древним печёным блюдом является бэлиш с начинкой из кусочков мяса с крупой или картофелем. Бэлиш делали больших и малых размеров, в особо торжественных случаях — в форме низкого конуса с отверстием сверху. Его пекли в печи.
Традиционным татарским кушаньем является эчпочмак (треугольник) с начинкой из жирного мяса и лука. Позже в начинку стали добавлять и кусочки картофеля.
Своеобразную группу жаренных на масле изделий составляют перемячи. В старые времена их делали с начинкой из мелко нарезанного варёного мяса, жарили на масле в казанах и подавали к завтраку с крепким бульоном.
Что такое казан? Это металлический котёл с полукруглым дном для приготовления различных блюд.
Что можно приготовить в казане?
Распространённым изделием является бэккэн - пирожок, более крупный, чем обычно, овальной или полулунной формы, с различной начинкой.
Если пирожок с морковью, то начинка в нём какая? …
С тыквой …
С капустой …
Особенной популярностью пользуется бэккэн с тыквенной начинкой.
Очень своеобразным изделием является губадия - круглый высокий пирог с многослойной начинкой, включающей рис, сухофрукты, творог и многое другое. Губадия — одно из обязательных угощений при торжественных приёмах.
-Ребята, мы много узнали о хлебе, выпечке, нам пора возвращаться. Присядьте, закройте глаза и представьте, что мы с вами по волшебной реке времени возвращаемся в детский сад (звучит таинственная музыка).
-Понравилось путешествие?
-Кухня разных народов похожа или сильно различается?
-Посмотрите, перед вами река времени, давайте выложим на неё картинки, объясним, что они означают и ещё раз вспомним о хлебе. ( Картинки: печь, ржаной хлеб, пшеничный, коврига, каравай, дрожжи, квас, блины, оладьи, кыстыбый, бэлиш, перемяч, губадия)
-Ребята, давайте подойдём к шкале времени и отметим на ней наше сегодняшнее путешествие. Каким знаком мы отметим путешествие? Выберем только один символ?
-Куда вы хотите отправиться в следующий раз?
Рефлексия «Дерево творчества».
Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к дереву:
плоды – было интересно;
цветы – интересно, но не всё понял;
листья – было скучно.
Используемые источники
1. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Народный календарь. ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013.
2. Шорыгина Т. А. Злаки. Какие они? М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.