Лучший педагог года

Образовательная деятельность с детьми в подготовительной к школе группе на тему «Вулкан»

ОЛЬГА МЯГКОВА
Образовательная деятельность с детьми в подготовительной к школе группе на тему «Вулкан»

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

Организационная информация.

1. Ф. И. О. педагога: Мягкова Ольга Владимировна.

2. Доминирующая образовательная область : Познавательное развитие.

3. Вид деятельности детей : двигательная, игровая, коммуникативная, опытно-исследовательская, продуктивная.

Методическая информация.

Тема образовательной деятельности : «Вулкан».

Методы и приемы реализации содержания:

- Методы формирования сознания: индивидуальная и фронтальная беседы.

Публикация «Образовательная деятельность с детьми в подготовительной к школе группе на тему „Вулкан“» размещена в разделах

- Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: проблемные ситуации, использование познавательного игрового опыта для решения разных видов задач (задания) на развитие мыслительных процессов.

- Методы стимулирования поведения: похвала.

- Методы контроля, самоконтроля и самооценки: опрос, анализ результатов собственной деятельности.

- Методы организации и осуществления познавательной деятельности : рассказ, опытно-исследовательская деятельность.

- Методы здоровья сбережения, сохранение и укрепление здоровья: двигательная активность, физкультминутка.

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Возрастная группа : Подготовительная

Цель: Обогащение знаний детей в познавательно-исследовательской деятельности через выполнение заданий различной направленности

Задачи: - Содействовать обогащению представлений детей в области географии (карта, материк, флора, фауна, отражение на карте островов, морей, океанов).

- Обогатить сферу знаний детей о природном явлении вулкане (из чего состоит, как работает).

- Побуждать к самостоятельному использованию познавательного и игрового опыта для решения разных видов задач в условиях игрового взаимодействия со взрослым и сверстниками.

- Активизировать применение детьми опыта познавательной деятельности, в возможности изготовить вулкан и разбудить его.

- Учить выполнять несложные манипуляции во время проведения элементарных опытов.

- Обогащать опыт сотрудничества детей друг с другом, совершенствовать умение договариваться, распределять объём работы (формировать умение работать в малых группах, договариваться и согласовывать свои действия).

Образовательные задачи :

- Содействовать обогащению представлений детей в области географии (карта, материк, флора, фауна, отражение на карте островов, морей, океанов).

- Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;

- Обогатить сферу знаний детей о природном явлении вулкане (из чего состоит, как работает).

- Формировать представления детей о природном явлении— извержении вулкана;

- Формировать умение правильного обращения с веществами (сода,красный порошок)

Развивающие задачи:

- стимулировать желание детей экспериментировать;

- развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

- в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

- развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка рамках совместной самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Организация среды для проведения образовательной деятельности : Экран, ноутбук, музыкальное сопровождение, энциклопедия, карта карточки с заданиями, зеркала, карандаши, компас, сундук, бинокль, пемза, дуга, тоннель, следы пластилин, вода,салфетки, степлер.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты: Дидактические, словесные, настольные,, беседы, загадывания загадок, чтение художественной литературы.

Конспект образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, а вы любите читать книги? В группе есть книжный уголок, а какие книги самые интересные? А мне нравятся энциклопедии, вот одна из них? Открывается воспитателем энциклопедия-падает лист бумаги (часть карты) на пол. знаете что это? (рассмотреть). А как вы догадались? Ответы детей часть карты Почему вы так думаете? Ответы детей

Введение в тему (создание проблемной ситуации) : Собрать целую карту из частей. Выручить Врунгеля из плена.

Мотивация деятельности детей : Найти заклинание и разбудить вулкан

Основная часть

Воспитатель :Давайте рассмотрим целую карту, какие цвета присутствуют на карте? -синий-что обозначает?

Д:океаны и моря.

Какие океаны и моря вы знаете? А что выделено зелёным цветом?

Д:Равнины (на которых растут леса). как называется растительный мир?

Д:флора.

В:а как называется животный мир?

Д:фауна. А еще какой цвет есть на карте?

Д:коричневый-горы высокие. жёлтый-возвышенности; зелёный цвет обозначает равнины; белый -ледяные пустыни (например, Антарктида);

А кому и зачем нужна карта? (с её помощью находят путь, направление) А вы когда-нибудь путешествовали? Вам помогала карта? В каких же случаях она нужна? - А в углу чей-то портрет? Сможет ли она нам подсказать? - А это-капитан Врунгель, путешественник на яхте под названием Беда. -Как она попала к нам? А может с ним что-то случилось?

Слайд капитана Врунгеля-с обращением к детям. Включается запись голоса: «Ио-хо-хо, если вы меня слышите, значит моё послание попало надежные руки. Пираты заточили меня в темницу, и отпустят, когда вы найдете заклинание, которое разбудит вулкан. Под вулканом вы найдете клад. Карта поможет вам его найти. Желаю вам успехов!»)

В:Поможем капитану? Что нам надо найти? (заклинание, которое разбудит вулкан) - Давайте посмотрим, есть ли на этой части карты подсказка (зеркало) А как нам до него дойти подскажут следы. Ну что ж, вы готовы к трудностям? Тогда отправляемся в путешествие, идти будем только по команде. Левым боком, приставным шагом, держась за руки - мы идем по узкому краю ущелья. идти должны дружно, вместе. Не тянуть, спина ровная. смотрим прямо перед собой. Звучит таинственная музыка. Все

удачно прошли ущелье.

1фрагмент карты- Наш первый привал: Перед вами лежат карточки с зашифрованными словами и Зеркала.

Как вы думаете для чего они нужны?

В: Правильно,прочитать вы их сможете, только глядя через зеркало. Для этого задания вам нужно разделиться по парам «по цвету глаз» (один держит зеркало- другой читает слово). -кто к какому слову подойдет. Договоритесь, кто будет держать, а кто читать. ( слова на карточках: материк, путешествие, флора, остров, вулкан) Попробуем?

Слово «Вулкан» читается последним

B :Мы с вами выполнили задание и нам в награду-еще часть карты. Нам нужно идти дальше, но прежде чем отправиться, мне хочется узнать у вас

- что такое вулкан?

А вы знаете, что такое вулкан? Что значит разбудить вулкан? Когда вулканы называют спящими? Ответы на эти вопросы мы найдем в путешествии.

Дети отвечают.

Слайд

Я расскажу вам одну легенду о вулкане : «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами». Слово «вулкан» означает «бог огня».

В:-Вам не страшно идти дальше? Что подсказывает нам карта? (к сундуку). Что бы добраться до сундука-нам нужно пройти по мосту через горную реку и пролезть через дугу. Молодцы! Что мы ищем с вами?

Д:Вторую часть карты мы нашли. Пойдем дальше? Что подсказывает нам карта? (к сундуку) Второй привал, сундук, а вот и задание: Кто отгадает, что же в этом сундуке находится? нужно вам построиться в шеренгу и рассчитаться на 1,2, 3 р-а отгадку вы найдете в сундуке, когда решите примеры (разделиться тройками и решить примеры, на столе лежат карандаши и карточки с заданиями.

У всех слов разный цвет бумаги

К 3-2=

О 5-3=

М 6-3=

П 2+2=

А 6-1=

С 4+2=

1 2 3 4 5 6

К О М П А С

Б 4-3=

И 2+1=

Н 6-3=

О 3+1=

К 7-2=

Л 1+5=

Ь 4+3=

1 2 3 4 5 6 7

Б И Н О К Л Ь

1 2 3 4 5 6

Р Ю К З А К

Р 3-2=

Ю 5-3=

К 6-3=

З 2+2=

А 6-1=

К 5+1=

В: если в ы закончили выполнять задания-положите карандаши что бы я видела, что вы готовы слушать.

И тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой. (компас)

У кого такое слово получилось?

Это круглый маленький предмет, помогающий путешественнику определить части света. У него есть красная стрелка, которая показывает всегда на север.

С ним разведчику легко,

За врагами наблюдать:

Враг таится далеко,

А глядишь - рукой подать.

(бинокль)

Этот прибор держат в руках, он нужен для рассматривания далёких предметов двумя глазами, что бы они стали ближе.

*

Два ремня висит на мне

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной. (рюкзак)

В:- Нужны эти предметы в путешествии? Возьмем их с собой?

- Справились с заданием, давайте сложим все предметы в рюкзак.

- А в сунудке больше ничего не осталось? Катя, посмотри пожалуйста.

Посмотрите внимательно, там есть подсказка?

Положить на ладошку компас и посмотреть в какой стороне север, значит туда и идти.

В: - А о чем нас просил Врунгель?

Все идем, через тоннель

- А вот и третий привал. Мы пришли по карте, а вулкана здесь нет, но я приготовила для вас картинки. Давайте присядем и рассмотрим, какие бывают вулканы.

слайд Как вы думаете, какой это вулкан?

Когда вулканы "спят" как их называют (спящий) (слайд, то мало отличаются от других гор. Но иногда они "просыпаются" (слайд, и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершины вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный потов - лава. Лава - это расплавленные, очень горячие камни.

Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

В:- Посмотрите, это обычная гора, что у нее есть?

(вершина, подножье, склон)

Называется она спящий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? (похож на пирамиду, конус). Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.

- Сейчас мы заглянем внутрь вулкана.

Пояснение по слайду: лава из под земли поднимается по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера вулкана, вулкан имеет форму конуса.

- Извержение вулкана начинается с появления дыма.

- Затем происходит взрыв.

- На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато - оранжевая пасть,

это жерло вулкана, дыра уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава - это растопленные камни. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана она застывает и превращается в камни, посмотрите как выглядит извержение вулкана ночью. Как течёт огненная река лавы.

- Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут "спать" очень долго. Для того что бы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые - вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан "спит", а когда "проснется".

А это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом - это действующий вулкан.

- Обратите внимание на верхнюю часть горы, на что она похожа? (на большую яму, воронку). Верно, она называется эта часть вулкана - кратер, это огромная чаша с крутыми склонами.

- Посмотрите, что находится внутри вулкана. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Огненный столб, по которому поднимается лава, называется жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Ничто не в силах удержать вулкан.

- Молодцы, вы теперь столько знаете про вулканы.

Посмотрите на макет "Вулкана".

- жерло-огненный столб по которому поднимается лава

- кратер - это огромная чаша с крутыми склонами.

Лава - это расплавленные, очень горячие камни.

Вулканы могут спать долго не просыпаясь, но если проснулся, то под его пеплом погибают города. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом.

Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалосьв этом городе. Через несколько лет, археологам (уточнить знания детей о профессии археолога) удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне (показать). И назвал он ее ---Последний день Помпеи. В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись.

В:Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов?

Какую пользу может принести вулкан?

Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения.

Из затвердевшей лавы строят дома. Извержения порождают газы и горные породы, которую человек использует в своей жизни.

Эти огнедышащие горы так же дарят человеку горячую воду, энергию, различные металлы и даже драгоценные камни. Так что, вулканы приносят не только

разрушения, но и пользу.

Извержение вулканов угрожает жизни людей лава разрушает здания, перекрывает дороги.

Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением.

Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта.

Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.

В: -Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль.

Ученые - вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы можем сделать, как поступить? ( ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных

поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)

- И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь?

( ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).

- Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия

( ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла крыши домов, что бы они не обрушились).

В:- Молодцы, мне очень понравилось как вы рассуждали.

- Посмотрите на карту мира (слайд, красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.

- Вулканы - несмотря на их грозность очень красивые горы слайд показать.

Стихотворение/Движения/

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать. (Присесть, постепенный подъем на носочки,

руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний

расслабленным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. - 2 раза)

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз)

Последний раз огнём дыхнул -

(Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)

И на десятки лет уснул.

(Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)

Повторить - 2 раза.

В: - А кто помнит, что нас просил сделать капитан Врунгель?

- Что же делать, если мы не найдем заклинание, как же нам разбудить вулкан которого нет?

Д: нужно его сделать.

Посмотрите у нас есть круг без одного сегмента-он похожи на вулкан?

Нам нужно их превратить в вулкан.

Для этого мы сейчас разделимся на тройки и распределим, кто у нас будет отвечать за

- подножье вулкана. (черный)

- за склоны вулкана. (серо-коричневый)

- за вершину. (белый пластилин)

Кто помнит, из чего течет лава? Давайте вставим внутрь конуса

стаканчик из-под йогурта. (это будет кратер) А какого цвета вулкан?

(разноцветный). Как сделать разноцветный? Нужно сделать шарик из пластилина, раздавить его между ладошками, а затем пальчиками

размять, растянуть пошире. Приклеить конус пластилином, что бы было похоже на настоящий вулкан, помогайте мне.

В:- Кто помнит какой формы вулкан?

Значит можно собрать из ватмана конус, это будет основание вулкана.

В:- Вулкан готов, а кто помнит, что надо нам найти? (заклинание которое разбудит вулкан) Куда ведет последняя часть карты?

Пан - ман, пан - ман

Нужно разбудить вулкан.

Ложкой мерной соды взять

С красной краской размешать.

Аккуратно, без обмана

Всыпьте в кратер у вулкана.

Вы затем лимон возьмите

И на части разделите.

Руки крепкие у вас

Будем сок давить сейчас.

Вылейте жидкость из стакана

В жерло вашего вулкана.

Пан - ман, Пан - ман

Просыпайся вулкан!

Ребята, что бы у нас все получилось, помогите мне еще раз прочитать заклинание.

- Ребята, да ведь это рецепт. Давайте попробуем. Ложку соды кладем в кратер нашего вулкана, смешиваем с красным порошком, выжимаем лимон и. получилось!

Рассказ о вулканах. Опытно-исследовательсткая деятельность.

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания: Работа с макетом, продуктивная изготовление вулкана (примазывание пластелина на лекало вулкана, изготовление извержения вулкана.

Заключительная часть: - Ура, капитан спасен! Мы разбудили вулкан!

Врунгель обращается к детям через слайд/голос

Врунгель: Спасибо ребята, вы мне помогли! Пираты отпустили меня,

потому что вы нашли заклинание, которое разбудило вулкан. На память о путешествии,

я вам дарю кусочки затвердевшей лавы-Пемза.

Анализ и самоанализ деятельности детей : Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали сегодня?

- Что вам запомнилось?

- С каким заданием вы справились легко?

- А какое вызвало затруднение?

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

Взаимодействие с родителями: Подготовить сообщение о действующих и спящих вулканах

Сюжетно-ролевые игры: «путешествие»

Закрепление знаний о профессиях: вудканолог, археолог

Подбор материала о водопадах.

В графике примечание указываются временные затраты; авторство использованных методик технологий и т. п..

1. Литература и интернет источников.

1. География для самых маленьких. Вулканы. https://clib.umnista.ru/node/358497/360726

2. Гилпин Р. И Пратт Л. Большая книга занимательных опытов, Росмэг-Пресс, 2008 г.

3. Годен К. Детская энциклопедия «Махаон» Вулканы. 2007 г.

4. Делаем вулкан домаhttps://www.tigrulki.ru/2010/09/11/delaem-vulkan-doma/

5. Книга опытов для дошкольников https://detsad-kitty.ru/lessons/598-kniga-opytov-dlya-doshkolnikov.html

6. Почему извергается вулкан? https://elementy.ru/email/2130490

7. Энциклопедия для детей «Лучик света» https://www.luchiksveta.ru/enziklop_kalendar/prirodjav.html

Публикации по теме:

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе на тему «Осень» Цель: Закрепить знания детей об изменениях осенью в живой и неживой природе. 1. Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) 2.

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Весна» Цель занятия: Обучение связному последовательному рассказу, отражающих последовательность событий. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возрастаНепосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста Тема НОД: «Свойства магнита». Образовательная область: познание Вид: познавательно- исследовательская деятельность интегрированная.

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Светлая Пасха» (фоторепортаж)Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Светлая Пасха» (фоторепортаж) Интеграция образовательных областях: Художественно – эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие. Цель:.

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе «Как мы искали букву Р»Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе «Как мы искали букву Р» В рамках реализации проекта "Комиссурики" подготовили и провели: учитель-логопед Карабчукова И. В., музыкальный руководитель Швец Т. Ю..

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Пока мы живы, будем помнить!» ВидеоНепосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Пока мы живы, будем помнить!» Видео Пока мы живы! Будем помнить! Цель: Систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне. Обучающие задачи: 1. Расширять представление.

Непрерывная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик»Непрерывная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик» Цель: Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки.

Образовательная Деятельность по художественно-эстетическому развитию (конструирование) на тему: «Цветущий кактус». Задачи: 1. Формировать у детей умение создавать объемную поделку «Кактус», используя природный и бросовый материал, 2. Способствовать развитию.

Непосредственно образовательная деятельность по пластилинографии в средней группе на тему «Заготовка овощей на зиму»Непосредственно образовательная деятельность по пластилинографии в средней группе на тему «Заготовка овощей на зиму» Нетрадиционная техника использования пластилина на картоне называется пластилинографией. Занятия пластилинографией способствуют развитию.

Автор публикации:
Образовательная деятельность с детьми в подготовительной к школе группе на тему «Вулкан»
Опубликовано: 5 мая 2020 в 20:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД