Елена Мирошникова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воды через организацию совместной деятельности : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
«Познание»
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воды.
2. Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека.
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
4. Развивать сообразительность, внимание, любознательность.
«Коммуникация»
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Волшебница-вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Активизировать речевую деятельность.
3. Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, охлаждение, нагревание, парообразное.
4. Воспитывать культуру общения.
«Социализация»
1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
«Безопасность»
1. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с водой.
«Чтение художественной литературы»
1. Развивать интерес к познавательной и художественной литературе.
«Музыка»
1. Обогащать детей музыкальными впечатлениями: звуки природы (шум воды)
2. Развивать танцевальное творчество, формировать умение придумывать танцевальные движения.
Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воды, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воды, игры с водой, беседа о роли воды в жизни человека,животных и растений.
Оборудование:
Письмо; белые халаты и бейджики на каждого ребёнка; карточки –схемы; видео с летающим воздушным шаром с корзиной; пластиковая бутылка, шарик; прозрачные стаканчики с водой, молоко, сок, палочка; разная посуда; песок, мука, сахар, соль; термос, зеркальце, лёд в тарелочках, «капитошки» на палочках, сделанные из папок для брошюрования.
Содержание:
- Сегодня в детский сад пришло письмо от профессора Знайки, давайте его прочтё м: «Здравствуйте, ребята! Знаю, что вы умные, сообразительные и хотите многое узнать, поэтому я хочу пригласить вас к себе в лабораторию и кое-что рассказать интересное. О чём? Узнаете, когда прилетите ко мне.»
Воспитатель: На чём можно отправиться в путешествие? (предложения детей)
Предлагаю воспользоваться воздушным шаром. Нам в путешествии нужен важный помощник, о нё м говорится в загадке:
«Через нос проходит в грудь и обратный держит путь, неведимка он, но всё же без него мы жить не можем!»(воздух)
Воспитатель: Правильно, воздух.
(Открыть изображение воздушного шара)
Воспитатель: А зачем под шаром расположена горелка? (предположения детей) Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании: «С горячей водой будь осторожен! Опыт проводит взрослый!»
Опыт№1 : Шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки, подержать её в течении 1 минуты в горячей воде.
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: Шарик надувается.
Воспитатель: Это происходит потому, что воздух нагревается, расширяется и заполняет шарик, он надувается.
Воспитатель: Данила, теперь опусти бутылку в холодную воду. Что произошло?
Дети: Шарик сдувается.
Воспитатель: Почему так происходит? Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика- он сдувается. Зачем же нужна горелка воздушному шару?
Дети: При нагревании воздух расширяется и заполняет шар, когда горелка выключается, воздух охлаждается и сжимается- шар сдувается. (ставится соответствующая карточка-схема)
Просмотр видео, как летит воздушный шар с корзиной. Предложить подумать из чего можно сконструировать воздушный шар. Дети предлагают из стульчиков, большого воздушного шара и из крупного строительного материала. (конструируют «Воздушный шар»)
Воспитатель: Отправляемся в полёт! Закрыли глаза, взялись за руки и представили, что вы летите на лесом, озером, лугом. (Звучит музыка «Голубая планета» из кинофильма «Космическое путешествие»)
Воспитатель быстренько надевает белый халат, очки, берёт папку и «превращается» в профессора Знайку. Предложить открыть детям глаза.
Профессор: Здравствуйте ребята! Я рад вас видеть, добро пожаловать в мою научную лабораторию, но сначала я проверю ваши знания, какие вы сообразительные и любознательные. Игра «Назови свойства предметов»(с мячом)
Профессор: Прошу вас надеть халаты и бейджики.
Заходит в «лабораторию» Почемучка.
Почемучка: Здравствуйте, ребята! Я очень любознательный и у меня возникло очень много вопросов. Вот все говорят, что без воды не обойтись. А вы знаете для чего нужна вода (ответы детей) А ещё говорят, что она волшебница. Что в ней волшебного то, вода как вода, может поможете мне разобраться?
Профессор: Давайте попробуем ответить на множество вопросов Почемучки. Для этого надо вооружиться вниманием и терпением. Проходите в лабораторию (столы оборудованы для экспериментов, я предлагаю вам стать настоящими «учёными» и провести опыты с водой. Но сначала повторим правила поведения в лаборатории:
1) Не толкай соседа во время работы.
2) Сначала посмотри, потом повтори.
3) Убери и на место положи.
4) С горячей водой будь осторожен.
Почемучка, дети докажут, что вода обладает необычными свойствами.
Опыт№2 Профессор : Перед вами стоят 2 стаканчика: с водой и с молоком, опустите палочку. В каком стаканчике видна палочка, а в каком нет? Почему?
Дети: В стаканчике с водой видна палочка, потому что она прозрачная. (ставится на магнитную доску карточка-схема)
Профессор: А чтобы произошло если бы вода в реках, озёрах, морях и океанах была мутной,непрозрачной?
Дети: Все рыбы и животные погибли бы.
Опыт№3 Профессор : А имеет ли вода запах? Давайте проверим. (дети нюхают воду в стаканчиках) Давайте попробуем воду. Какая она на вкус? Сравним её с молоком, соком. (Безвкусная, не имеет вкуса) Итак, какой сделаем вывод?
Дети: Вода не имеет вкуса и запаха. (Ставится карточка- схема)
Опыт№4. Почемучка: У меня в портфеле много различных веществ, я хочу разобраться, что произойдёт с водой при взаимодействии с ними (достаёт баночки с мукой, сахаром, солью и песок, масло.
Профессор: Давайте растворим разные вещества в разных сосудах. Что произошло с водой после смешивания?
Дети: Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной; мука тоже растворяется, но вода мутная: песок не растворяется в воде; масло тоже не растворяется в воде, оно растекается тонкой плёнкой или плавает в виде жёлтых капелек.
Профессор: Какой вывод?
Дети: Вода- растворитель, может растворять некоторые вещества. (карточка-схема)
Почемучка: Вот это да! Здорово! Точно волшебница.
Профессор: Посмотрите,что стоит на столах ( различная посуда: баночки, колбочки, бутылочки, тарелочки, блюдца) Давайте разольём воду в разную посуду. Чтобы налить в посуду с узким горлышком, чем нужно воспользоваться? (воронкой) Что ты делаешь, Саша? Значит какая вода? (лью воду; вода жидкая)
Какую форму приняла вода?
Дети: форму той посуды, в которую налили.
Профессор: Какой сделаем вывод?
Дети: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который её налили, вода жидкая и может течь. (Ставится карточка- схема)
Почемучка делает опыты вместе с детьми.
Профессор: А теперь немножко отдохнём. Расположитесь поудобнее на ковре и закройте глаза. (запись «Звуки природы»- шум моря, ручья, дождя и т. п.) Что вы услышали? (предположения детей)
Опыт№5 Профессор : У меня в термосе горячая вода. (открыть крышку) Что это?
Дети: пар
Профессор: Пар это тоже вода, чтобы доказать это, нужно подержать над паром зеркальце. Очень осторожно, чтобы не обжечься. Что появилось на зеркальце? Какой сделаем вывод?
Дети: Капельки воды. (дети трогают зеркальце, обмениваются мнениями) Пар- это вода, только в парообразном состоянии. (ставится карточка-схема)
Профессор: В каком ещё состоянии может быть вода (в твёрдом, когда превращается в лёд, снег)
Возьмите в руки лёд, что с ним происходит?
Почемучка: Ой, ой у меня руки мокрые! Что происходит со льдом?
Дети: Лёд тает от тёплых ладошек и образуется вода.
Профессор: А как превратить воду опять в лёд?
Дети: Положить в морозильник, где очень низкая температура.
Профессор: какой сделаем вывод?
Дети: Вода имеет 3 состояния: жидкое, твёрдое и парообразное.
Профессор: Давайте поиграем в игру и закрепим свойства воды. Нужно отобрать правильные карточки –схемы о свойстве воды и поместить в кармашки «Капитошки» (дети находят правильные схемы и вставляют в кармашки нарисованного «Капитошки», затем называют свойства)
Молодцы, справились с заданием.
Почемучка: Спасибо, вам ребята,я теперь понял. Что вода настоящая волшебница.
Профессор: Понравилось у меня в гостях, ребята? Выберите капитошку, который соответствует вашему настроению (дети выбирают «капитошек» по настроению: весёлое-капитошка улыбающийся, ярких цветов; грустное настроение- тёмных оттенков, с печальным лицом; «капитошки» выполнены из папок для брошюрования)
Дети под песенку «Капитошка» танцуют.
Ну вот, вам пора возвращаться в детский сад. Я всегда вас жду в своей лаборатории для новых открытий. Занимайте места в воздушном шаре, закройте глаза и в путь. (запись музыки, воспитатель переодевается) Откройте глазки, вот мы и в детском саду. Давайте наших капитошек расселим по местам, где находится вода: место, где стоит чайник; умывальник, лейка с водой и т. п…. игра продолжается….