Папки-передвижки

Образовательная практика «Апробация программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»

Эльвира
Образовательная практика «Апробация программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»

Образовательная практика

Апробация программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» (под редакцией С. В. Герасименко, И. В. Назаровой)

Реализаторы: Тагирова Эльвира Акифовна, Полынникова Анна Валерьевна

Ключевые слова практики :

Потребности – это то, что необходимо человеку, без чего он не может обойтись.

Жизненно важные потребности – это то, без чего человек не может жить (пища, солнце, воздух, вода, жилье, одежда).

Публикация «Образовательная практика „Апробация программы „Приключения кота Белобока, или экономика для малышей“» размещена в разделах

Возможности – это то, что человек может получить, сделать, добиться.

Материальные потребности – это потребности, которые удовлетворяются через материальный предмет.

Нематериальные потребности: потребности в образовании, в отдыхе, в дружбе, в любви, в заботе и др.

Труд – деятельность человека, которая направлена на удовлетворение потребностей.

Профессия – это основное занятие, дело, которому человек обучен. (Например, врач, учитель).

Специальность – это дело, которым человек конкретно занимается в рамках своей профессии. (Врач-терапевт, врач-хирург, учитель истории, учитель начальных классов и т. д.)

Продукт труда – результат труда.

Товар – продукт труда для обмена или продажи.

Полезность товара – способность товара удовлетворять потребности человека.

Стоимость – затраты, необходимые для создания товара.

Цена – количество денег, которые надо заплатить за товар или услугу.

Покупка – приобретение товара за определенную плату.

Распродажа – торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам.

Деньги – особый универсальный товар, который измеряет стоимость других товаров или услуг.

Монеты – деньги, изготовленные из металла.

Банкнота – вид бумажных денег.

Банк – кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее операции, связанные с накоплением денежных средств, посредничеством в платежах, кредитованием.

Вклад – деньги, хранящиеся в банках.

Кредит – деньги, предоставленные в долг с уплатой процента.

Валюта – денежная единица страны.

Семейный бюджет – это доходы и расходы денежных средств семьи за определенное время.

Доходы семьи – это деньги и материальные ценности, полученные членами семьи.

Расходы семьи – это деньги, затраченные на удовлетворение потребностей членов семьи: на оплату услуг и на покупку товаров.

Обязательные (основные) расходы – приобретение товаров и услуг, без которых нельзя обойтись.

Необязательные (неосновные) расходы – приобретение товаров и услуг, без которых можно обойтись.

Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, за неделю или день.

Трудовая пенсия – это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим до этого много лет.

Стипендия – это ежемесячная денежная выплата студентам.

Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе.

Целевая аудитория: воспитанники, воспитатели, родители.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. На этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. А поскольку требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы, возникает необходимость внедрения экономического образования с дошкольного возраста. Дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Нами была апробирована данная образовательная практика и созданы условия для формирования экономической культуры личности дошкольника, которая является фундаментом для формирования финансовой грамотности дошкольников.

Цели практики :

– формирование первичных экономических представлений и компетенций;

– развитие экономического мышления дошкольников;

– воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Ключевые задачи практики :

- познакомить детей с первичными экономическими категориями «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет»;

- формировать коммуникативо-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;

- воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность;

- способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий.

Образовательная практика соответствует основным принципам, определенным федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, учет индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьей).

Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, охватывает следующие образовательные области : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, а так же обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности таких как:

– непосредственно образовательная деятельность;

– игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

– познавательно-исследовательская деятельность;

– восприятие художественной литературы и фольклора;

– конструирование из разного материала;

изобразительная деятельность;

– двигательная форма активности ребенка.

Средства реализации практики :

• Беседа

• Ситуативный разговор;

• Дидактические и настольно-печатные игры с экономическим содержанием;

• Сюжетно-ролевые игры;

• Упражнения в тетрадях экономических заданий;

• Чтение художественной литературы

• Чтение и анализ сказки;

• Рассказ

• Отгадывание загадок;

• Работа с карточками;

• Просмотр мультфильмов/демонстрация фрагментов мультфильмов;

Изобразительная деятельность, выставка рисунков, изготовление поделок;

• Участие в соревнованиях, викторинах, конкурсах;

• Решение экономических задач;

• Решение арифметических задач.

После прочтения рассказов, финансовых историй и просмотра мультфильмов с ребятами, мы проводили беседы с целью ознакомления и расширения у детей экономических понятий. Например, беседа «Что такое потребности?», «Почему все взрослые работают?», «Где живут деньги?» и т. д.

Ребята с интересом играли в настольно-печатные игры «Шопинг», «Я выбираю», игра-бродилка «Лабиринт»; дидактические игры «Потребности семьи», «Доход-расход», «Семейный бюджет»; подвижные игры «Кот Белобок», «Летает – не летает», «Угадай профессию по движениям»; сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Кафе», «Банк» и другие.

Кроме этого, ребята выполняли упражнения в тетрадях экономических заданий такие как, лото «Заветные желания», лото «Кому что нужно?», «Раскрась картинку и объясни», «Придумай и нарисуй».

Неотъемлемой частью образовательного курса является чтение книг с экономическим содержанием : «Вершки и корешки», «Сказка о глупом мышонке», «Муха-Цокотуха», «Приключения Буратино», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лисичка со скалочкой» и др. Мы с ребятами читали сказки, отгадывали загадки, знакомились с пословицами и поговорками. Дети проигрывали знания экономики и экономического поведения в разных сюжетах. Также дети имели возможность самостоятельно читать сказки и рассматривать иллюстрации в свободной деятельности, вне занятий.

В ходе реализации практики, дети придумывали и рисовали «Деньги будущего», совместно с родителями изготавливали лэпбук «Юные экономисты» с различными картинками, играми, заданиями; сделали копилки, банкомат «Сбербашка», кассу и сейф из бросового материала.

Была проведена викторина по финансовой грамотности «Банковский турнир», с целью содействия финансовому просвещению детей дошкольного возраста. Ребята выполняли различные задания (загадки, разрезные картинки, пословицы, работа с купюрами и др.).

С целью развития логического мышления ребятам были предложены экономические и арифметические задачи, например, «Как сохранить и приумножить свои сбережения».

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей, т. к. первые шаги в мир экономики ребенок делает именно в семье. Однако зачастую возникает проблема в том, что на практике родители понимают необходимость и важность экономического воспитания, но чувствуют себя недостаточно компетентными в этом вопросе. Поэтому мы работали с родителями по вопросам экономического воспитания.

Мы проводили беседы, консультации, приобщали родителей к совместному изготовлению атрибутов, поделок, участвовали в различных конкурсах по формированию финансовой грамотности.

В ходе реализации практики по финансовой грамотности формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет». В результате реализации практики происходит разностороннее развитие детей, данная практика позволяет с большей эффективностью подготовить их к разумному расходованию средств и правильному экономическому поведению.

Прогнозируемые результаты :

• приобретение опыта дошкольниками в определении своих потребностей,

• умение регулировать потребности в соответствии с возможностями,

• умение выбирать предметы, необходимые в различных условиях,

• понимание значимости труда,

• умение выбирать товар в соответствии с ценой и качеством,

• умение разумно расходовать деньги,

• понимание необходимости экономии семейного бюджета.

Способы измерения результатов практики :

1. Входная диагностика перед реализацией практики.

2. Итоговая диагностика после реализации практики.

В результате реализации практики при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и формирование произвольности поведения, способности к логическому мышлению, исследованию, самоконтролю, ответственности за свои поступки, что составляет важнейшую базу для формирования экономической культуры и грамотного финансового поведения в будущем.

Трудности в реализации практики :

1. Родители недостаточно компетентны в вопросе экономического воспитания детей.

2. Необходимость дополнительного времени для достижения результатов для «слабых» детей.

Для заинтересовавшихся нашей образовательной практикой, мы готовы презентовать опыт и провести мастер-класс для коллег, организовать детскую викторину «Банковский турнир».

Публикации по теме:

«Сорока-белобока». Старинная игрушка в гостях у малышей (фотоотчёт)«Сорока-белобока». Старинная игрушка в гостях у малышей (фотоотчёт) Русский народный фольклор - это богатейший материал для игр, развивающих речь ребёнка. Особую роль в развитии детей раннего возраста.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 3. Принципы построения программы 1.1.2. Принципы построения программы Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом:.

Фотоотчёт о работе, проделанной по программе финансовой грамотности «Приключения кота Белобока»Фотоотчёт о работе, проделанной по программе финансовой грамотности «Приключения кота Белобока» В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребёнка.

Консультация — доклад для воспитателей «Экономика малышам». Сегодня наша страна идет путем рыночной экономики. Поэтому про бережливость и экономию мы говорим как про общественно - государственную цель.

Краткосрочная образовательная практика «Чудеса на нашей клумбе»Краткосрочная образовательная практика «Чудеса на нашей клумбе» Краткосрочная /культурная/ образовательная практика /КОП/ активно используется в деятельности педагогов, так как позволяет вовлечь детей.

«Весёленькие ребусы». Кратковременная образовательная и просветительная практика по логике в детском саду для старших групп Кратковременная образовательная и просветительная практика в детском саду для старших групп. По логике «Весёленькие ребусы» Годы ребенка:.

Квест-игра «Удивительные приключения в стране Экономика» в подготовительной группеКвест-игра «Удивительные приключения в стране Экономика» в подготовительной группе 03.02.2021 с воспитанниками подготовительной к школе группы "Солнышко" была проведена квест-игра «Удивительные приключения в стране Экономика»,.

Мастер-класс по аппликации из ткани ко Дню чёрного кота на МAAM «Жили-были два кота»Мастер-класс по аппликации из ткани ко Дню чёрного кота на МAAM «Жили-были два кота» Уважаемые коллеги! В день чёрного кота мне очень хотелось принять участие в выставке котов! И вот я представляю свою парочку. Да, у меня.

Сценарий спортивной развлекательной программы для детей старшего дошкольного возраста «Приключения Фунтика»Сценарий спортивной развлекательной программы для детей старшего дошкольного возраста «Приключения Фунтика» Тема: «День защиты детей» Автор: Ситник Наталья Александровна Дата: 01.06.2021 год. Участники: Дети 5-7 лет, педагоги старшей и подготовительной.

Театрализованное развлечение во второй младшей группе «Сказка мудрого Кота «Приключения Колобка» Театрализованное развлечение ---На этих представлениях дети являются не только зрителями, но и активными участниками действия, что вызывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная практика «Апробация программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
Опубликовано: 11 сентября 2021 в 18:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД