виктория ильина
Творческий проект по конструированию «Вот какие разные у нас дорожки!» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТВОРЧЕСКОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ «ВОТ КАКИЕ РАЗНЫЕ У НАС ДОРОЖКИ!» 2Я МЛАДШАЯ ГРУППА
Краткосрочный проект, рассчитан на 1 месяц (декабрь 2016 г.).
Интегративный творческий образовательный : Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Цели и задачи:
Развивать восприятие, мышление и воображение;
Публикация «Творческий проект по конструированию „Вот какие разные у нас дорожки!“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Дороги и дорожки. Конструирование
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Воспитывать позитивное отношение к совместным играм и занятиям со различным строительным материалом;
Обратить внимание на связь конструкций с реальными сооружениями;
Уточнить и обобщить представление о дороге как сооружении, созданном для перемещения в пространстве;
Расширять опыт конструирования дорожек;
Создать условия для экспериментирования и свободного конструирования, обыгрывания построек;
Познакомить с базовыми строительными деталями – узнавание, различение, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств;
Познакомить с геометрическими фигурами, линиями: прямыми, изогнутыми, кривыми, замкнутыми;
Развитие художественного восприятия, наглядно-образного мышления, воссоздающего и творческого воображения.
Взаимодействие с родителями:
Зима как никакое другое время подходит для проработки темы проекта. Снег засыпает все кругом, приходится прокладывать дорожки по пути в детский сад, на прогулку в парк: санками, лыжами, «тракторным ходом», прыгать на 2 ногах вместе (заячий след, протаптывать «козьи тропы» и т. д. Родители активно принимают участие в обыгрывании каждого занятия. Очень интересно протаптывать «лабиринты» по свежевыпавшему снегу вместе с папой и мамой! А в совместной поездке с родителями на машине в выходной день можно услышать пояснение папы о том, что такое шоссе, хайвей, двухполосное движение, разделительная полоса. Рассмотреть карту дорог Московской области в бардачке машины. Нарисовать свою карту дорог. А потом дома выложить их из поролоновых губок, магнитов, спичек, полосок бумаги или кирпичиков. Все это мы рекомендуем родителям проделывать дома еженедельно в ходе реализации проекта.
Использованная литература:
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа. Учебное пособие. М. : ИД «Цветной мир», 2015.
Простые лабиринты. Кумон Тору, рабочая тетрадь. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.
Тимофеевский А. П. Веселая геометрия для самых маленьких. М. : ИД КомпасГид, 2016
Звонкин А. К. Малыши и математика. – М. : МЦНМО, МИОО, 2006.
Орлова А. Это грузовик, а это прицеп. М. : Росмен, 2015.
Нурдквист С. Как Финдус потерялся, когда был маленький. М. : Белая ворона, 2014.
Этапы проекта :
1 Подготовительный: поиск пособий, литературы, подбор строительных материалов. Определяем проблемно-поисковые образовательные ситуации для побуждения детей осваивать способы конструирования и делать креативные открытия.
2 Непосредственно образовательный: проведение 4 занятий, прогулок и создание дидактической магнитной игры по книге А. Орловой «Это грузовик, а это прицеп».
Чтение книг о дорогах и дорожках.
3 Заключительно-обобщающий, игровой. Создание собственных рассказов о приключениях Грузовика и Прицепа по самодельной настольной дидактической игре с магнитами «Путешествие по дорогам и дорожкам». Обыгрывание построек в свободной деятельности. Привлечение родителей для закрепления понятий и обыгрывания усвоенного материала на совместных прогулках и дома.
Занятие 1: «Вот какие разные нас дорожки!» (конструирование из различных материалов). Конспект.
Образовательные задачи:
Помочь детям установить ассоциативные связи между реальными дорожками и конструкциями из различных материалов – домино, полосок бумаги, спичек, кирпичиков и цветными дорожками.
Уточнить и обобщить представление о дороге как сооружении, созданном для удобства перемещения в пространстве.
Расширить опыт конструирования дорожек.
Развивать ассоциативное восприятие, наглядно-образное мышление, воображение в обыгрывании построек.
Материалы, инструменты, оборудование:
Кирпичики, домино, спички, пластилин, разноцветные полоски бумаги. Игрушки для обыгрывания построек. Фотографии с изображением дорожек для установления назначения дорог (демонстрируется до конструирования).
Ход занятия: Дети свободно и удобно рассаживаются в круг на ковре. Педагог зачитывает стихотворение В. Шипуновой «Вот какие разные»
Много в мире есть дорожек
Для колес, копыт и ножек:
Длинные, короткие
Узкие, широкие,
Чистые и грязные.
Вот какие разные!
Педагог показывает изображение различных дорожек- фотографии, иллюстрации, репродукции и рисунки старших детей. Спрашивает, что такое дорога, для чего она нужна, где дети видели настоящие дорожки? Помогает осмыслить и обобщить представление о том, что дорога – это постройка, специально созданная людьми для того, чтобы им было удобно ходить и ездить (автомобильные, пешеходные, тропинки в лесу, в горах).
Педагог предлагает вспомнить способ конструирования дорожки, показывает способ создания линейной конструкции – поочередно выкладывает в ряд три-четыре кирпичика и поясняет: кладу один кирпичик, потом второй, за ним третий – вот так! Плотно прижимаю кирпичики – дорожка рооовная! Маша пойдет и не упадет. А к кому идет Маша по дорожке? (детям даются фигурки Маши и Медведя). Обращается внимание на то, что в обратный путь по такой дорожке им нужно идти (как, ребята? – ответы детей: по очереди) или расширять дорожку (как ее можно сделать шире? - ответы детей: они прикладывают второй ряд домино сбоку).
Жестом педагог подчеркивает линейность постройки: «Вот какая длии-и-инная дорожка!». Детям, владеющим этим базовым способом, предлагается построить дорожку из цветных бумажных полосок. По мере готовности постройки ребята приглашаются поиграть, например, проверить, смогут ли куколки и зверушки пройти, а машинка проехать.
Далее образовательная ситуация переносится на прогулку: в бутылках предварительно разводятся краски нескольких цветов, и ребята по очереди рисуют дорожки на участке, остальные ходят по этим дорожкам. Затем воспитатель демонстрирует, что еще можно изобразить на снегу: тучку, дождик и солнышко, домики для подвижных игр. Далее в ходе самостоятельной деятельности дети конструируют дорожки их лопаток, льдин, оставляют дорожку из своих следов. Сравнивают дорожки по длине, ширине, количеству деталей.
Взаимодействие с родителями: на информационном стенде педагог размещает карточку с вариантами построек, советует родителям совершить с детьми прогулку в поисках дорожек и наблюдений за их созданием и уборкой. При желании родители могут принести фотографии для оформления альбома «По каким дорожкам мы ходим вместе с папой и мамой».
Рис. 1. День 1.
Занятие 2: «Как узкая дорожка стала широкой» (из кирпичиков). Конспект.
Образовательные задачи: Вызвать интерес к конструированию дорожки из кирпичиков. Обратить внимание на связь конструкций с реальными сооружениями. Напомнить способы преобразования из узкой дорожки в широкую : 1) замена деталей; 2) достраивание в ширину. Познакомить с новым способом – изменение ширины дорожки путем поворота деталей. Развивать восприятие, мышление и воображение. Воспитывать позитивное отношение к играм и занятиям со строительным материалом.
Материалы, оборудование: Набор из 6-8 кирпичиков и предмет для обыгрывания построенной дорожки (лошадка, мячик, куколка).
Базовые понятия и способы. Освоение 3 разных способов преобразования узкой дорожки в широкую (замена деталей, достраивание постройки в ширину, поворот деталей).
Ход занятия: Дети свободно размещаются на ковре возле педагога, чтобы видно было показ способов конструирования дорожки. Педагог демонстрирует 2 игрушки контрастного размера. Сообщает, что лошадка с уточкой вышли на прогулку, а мы построим для них дорожки : сначала узкие, а потом для мячика широкую. Педагог спрашивает детей как можно узкую дорожку превратить в широкую. Выслушивает ответы и напоминает способы, которые дети уже освоили (замена кирпичиков на пластины и достраивание второго ряда деталей). Интересуется, как сделать, чтобы 2 машинки, которые попали в аварию на узкой дорожке, безопасно двигались? (ответы детей о широкой, т. е. двухполосной дороге). Достраивается вторая полоса другого цвета.
Педагог предлагает детям подумать как построить широкую дорожку для большого мячика. Уточняет, что так как дети уже умеют перестраивать дорожки, то она предлагает познакомиться с новым способом. Привлекает внимание детей к узкой дорожке из 4-5 кирпичиков, берет крайний кирпичик и замедленным движением поворачивает его на 90 градусов. Делает паузу для осмысления этого действия детьми. Затем просит одного из детей повернуть второй кирпичик. При этом уточняет, что после поворота дорожка стала широкая, приглашает других детей для преобразования дорожки. Далее дети перестраивают дорожку так, чтобы кирпичики соприкасались длинными гранями. Педагог поощряет ребят: Молодцы, у вас получились широкие дорожки : большая машина свободно проехала и большой мячик прокатился и не упал!
Взаимодействие с родителями: Педагог советует родителям создать дома условия для конструирования узких и широких дорожек из разных материалов.
Рис. 2. День 2.
Занятие 3: «Как дорожка превратилась в лабиринт» (из кирпичиков). Конспект.
Ход занятия:
1. Прием детей утром позволяет каждому ребенку подойти к воспитателю, и после приветствия пройти пальчиком свой лабиринт по тетради Кумон «Простые лабиринты».
2. Далее воспитатель выстраивает лабиринт из скакалок, стульчиков, дети проходят по нему. Такой вид деятельности способствует пониманию и точному употреблению слов лабиринт, полукуб, прямая/кривая, прямо, поворот, норка.
Дети выстраиваются по одному у входа в лабиринт, и педагог показывает кубик, полукуб и мышку. Спрашивает, как можно назвать такую форму? (дети высказывают свои догадки). Педагог ставит сверху еще один полукуб и подводит детей к открытию: из 2 одинаковых деталей получился кубик, поэтому новую форму можно назвать полукуб. Педагог просит детей осмотреться вокруг и найти полукубы, взять по одному и вернуться на место. Советует рассмотреть форму и угадать, на что она похожа. Выслушивает ответы детей, обобщает и расширяет ассоциативный круг: хлеб, печенье, книжка, подушка, стул, табурет, столик, окошко, картина и др.
Затем воспитатель показывает полукуб и говорит: «А сегодня полукуб будет сыром». Берет игрушечную мышку:
Мышка шла-шла-шла
Мышка сыр нашла,
Хвастаться не стала,
В норку побежала…
Стоп-стоп – поворот!
Потеряла мышка ход…
Хвостиком махнула,
Снова повернула… (В. Шипунова)
Наша мышка очень любит сыр. Она его прячет в свою норку. А где же норка? Сейчас узнаем: воспитатель показыает, как мышка с сыром бежит по дорожке и вдруг пугается : она боится, что кто-то заберется в норку и утащит сыр. Что же делать? (Дети размышляют). Затем педагог идет по лабиринту и делает поворот, другой, третий – так мышка может спрятаться в лабиринте и сберечь свой сыр. Дети берут по очереди мышку и вовлекаются в игру: они бегут по лабиринту до норки: прямо-поворот и опять поворот, стульчики – поворот, а вот и норка.
3. После прохождения лабиринта всеми детьми, воспитатель рассаживает их по местам и приглашает по очереди пройти лабиринт-змею и зигзаг мелом на доске. Затем в воздухе пальчиком.
4. Детям раздаются листочки и карандаши. Педагог предлагает нарисовать лабиринты: круглые, ломаные, прямые дорожки, и дорожки с поворотами.
5. Педагог предлагает вариант постройки кривой дорожки с поворотами/замкнутых лабиринтов из поролоновых губок. Ребенок обладает полной свободой в своей деятельности: создает постройку по желанию из любого количества деталей, с любым количеством поворотов, в любой форме сотрудничества с педагогом и другими детьми. Постройки обыгрываются с использованием игрушек.
- поочередно дополняются созданные педагогом постройки;
- создаются индивидуальные постройки;
- конструируются лабиринты небольшими группами детей.
Осмысление результата:
Педагог помогает детям понять, что такое лабиринт, в чем отличие прямой линии от кривой, почему нужны не только прямые, но и кривые дорожки.
Работа с родителями:
На информационном стенде размещается карточка с изображением лабиринтов, созданных детьми. Педагог советует дома создать условия для построек из поролоновых губок.
Рис. 3. День 3.
Рис. 4. День 3.
Занятие 4: «Как прямая дорожка превратилась в кривую» (из шнурков, магнитных деталей). Конспект.
Образовательные задачи:
Вызвать у детей интерес к конструированию длинной дорожки из гибких бытовых предметов и материалов (шнурков, ленточек) и созданию сюжетной композиции (дорожка в лесу) Показать вариант преобразования прямой дорожки в кривую и помочь осмыслить необходимость такого изменения. Обратить внимание на связь конструкций с реальными объектами (дорожка лесная, полевая). Развивать восприятие, мышление воображение, умение обыгрывать сюжеты знакомых сказок. Воспитывать позитивное отношение к совместным играм и занятиям со строительным материалом.
Материалы, инструменты, оборудование:
2-3 шнурка для создания проблемной ситуации конструирования гибкой дорожки, несколько елочек, вокруг которых будет изгибаться дорожка, домик козлят для обозначения конца дорожки и обыгрывания.
Базовые понятия и способы:
Представление о прямой и кривой линии в сравнении их конфигураций и значений.
Прямая дорога – самая короткая, ровная и быстрая. Кривая – длинная, гибкая, удобная для преодоления преград.
Содержание деятельности:
Дети свободно размещаются на ковре возле педагога.
Взаимодействие с родителями:
Педагог советует родителям сконструировать совместно с детьми кривые дорожки из шнурков, ленточек, веревок) в виде волны и в виде лабиринта – для наглядного сравнения. Прочитать рассказ С. Нурдквиста «Как Финдус потерялся, когда был маленький» и том, как Петсон нашел Финдуса в саду, следуя по дорожке из носков, подтяжек и шляпы. Попробовать обыграть это с детьми дома (спрятать игрушку и проложить к ней подобную дорожку).
Вторая половина дня : чтение книги А. Орловой «Это грузовик, а это прицеп». Создание собственных рассказов о приключениях Грузовика и Прицепа по самодельной настольной дидактической игре с магнитами «Путешествие по дорогам и дорожкам».
Рис. 5. День 4.
Результаты проектной деятельности :
Дети творчески осваивают разные способы конструирования, проявляют устойчивый интерес к различным видам продуктивной деятельности, где они могут получить осязаемый результат, проявить себя и зримо увидеть свои достижения.
Принцип трансформации, заложенный в каждом занятии, является принципиально новым для детей этого возраста. Мы совместно выявляем особенности каждой конструкции и вносим в нее необходимые изменения согласно замыслу.
Дети учатся конструировать из различного материала. Педагог содействует пробуждению у детей устойчивого интереса к играм и занятиям со строительным, бытовым, природным материалом. Обращает внимание детей на связь конструкций с реальными предметами и сооружениями.
Любая образовательная ситуация, связанная с конструированием, предваряется ознакомлением с реальным сооружением или предметом и включает этап актуализации представления о нем.
Воспитатель содействует пониманию детьми слов большой/маленький, высокий/низкий, близко/далеко, красиво/некрасиво, устойчивый/неустойчивый, узкий/широкий, прямой/кривой и точному их употреблению в процессе конструирования и свободных игр с постройками.
Проводится ознакомление с новыми деталями и геометрическими формами: полукубом в сравнении с кубом; линейной и замкнутой композициями; различным размещением деталей в пространстве (вертикально и горизонтально).
Педагог обучает детей обыгрывать постройки при помощи игрушек (машинка, лошадка, мячик, мышка с сыром, в дальнейшем дети используют приобретенный опыт в самостоятельной деятельности (выкладывают мозаичные дорожки, из разноцветных кубиков с разделителем и т. д.).
Конструктивная деятельности становится еще более интересной для детей, если педагог использует стихотворения, потешки, песенки, сюжеты и персонажей знакомых сказок. Так у нас появились в ходе проекта совместные игры, рассказы по сюжетам прочитанных произведений (о грузовике и прицепе, как Маша шла к медведю).
Дома с родителями проводились квест по книге о Петсоне и Финдусе с выкладыванием дорожек из носков, подтяжек и др. (Корсакова Лиза, осваивались дорожки парка ВНИИЛМ (Таланов Егор, Пахомов Вова, Карпенко Маша, Маркушин Гордей). Воспитанники (Говорухина Саша) рисовала с мамой дорожки в детский сад, а Рыльцева Саша рассматривала карту дорог по пути домой в машине. Максим Мазанов, Лиза Верцинская, Ярослав Нагорнюк и Даша Ярохович составили свои рассказы о путешествиях Грузовика с прицепом, которые записаны на видео. В групповом уголке ПДД появилась новая магнитная игра.