Лучший педагог года

Образовательная ситуация «День жаворонка»

Светлана Лазарева
Образовательная ситуация «День жаворонка»

Цель. Познакомить детей с русским народным праздником «Жаворонки», обычаями и традициями его празднования

Задачи: - Продолжить знакомить с произведениями малого устного фольклора: песенками – веснянками, закличками, пословицами, поговорками.

- Познакомить с основными приметами, связанными с праздником прихода весны.

-Пробудить в детях интерес к русскому фольклору,

через русские весенние заклички, хороводы, народные игры.

-Создать у детей праздничное настроение посредством русского фольклора.

-Активизировать речь детей словами, взятыми из народной культуры.

Публикация «Образовательная ситуация „День жаворонка“» размещена в разделах

-Воспитывать уважение к народным ценностям, любовь к родной земле.

-Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ожидаемые результаты

-Дети знают и называют перелетных птиц и их особенности.

-Дети знают весенние месяца, их очередность.

-Знают, что 21 марта по астрологическому календарю «День весеннего солнцестояния», 22 марта - «День жаворонка».

-Рассказывают об обычае встречи перелетных птиц.

-В своей речи стали чаще использовать заклички, потешки, песни.

-Знают и называют приметы весны.

Образовательные технологии. Игровая, продуктивная, коммуникативная, чтение художественной литературы, музыкально-художественная, двигательная.

Методы и приемы. Беседа, дидактическая игра, народная игра, использование произведений устного народного творчества, хоровод

Предварительная работа: беседы про птиц, дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы», заучивание закличек, потешек, считалок, русские народные игры «Ручеёк», «Жаворонок», загадки про птиц.

Оснащение занятия: аудиозапись «Пение жаворонка»; аудиозапись Хоровод «Веснянка»; палочки, украшенные ленточками с лентами и птицами; свистульки, деревянные ложки, трещотки; русские народные костюмы для девочек и мальчиков, Хозяйки,

Ход мероприятия.

Звучит русская народная музыка. Дети входят в русских народных костюмах, играя в свистульки, деревянные ложки, трещотки, встают полукругом.

Хозяйка (воспитатель).

Здравствуйте, малы детушки, гости дорогие! Приглашаю вас к себе в горницу хороводы водить, песни распевать, Весну закликать да птиц весенних прославлять (дети садятся на стульчики).

Чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд «Закликание весны». О весне складывались стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорее растопить зимний снег.

Весну закликали несколько раз. Первый раз закликать Весну начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.

Хозяйка: Красны девицы да добры молодцы, в хоровод вставайте, Весну - красну зазывайте! (приглашаем гостей в хоровод)

Дети произносят песенки - «заклички»

1. Весна, весна, проснись со сна!

А ты, Зима, ступай за моря,

Надоела ты нам, наскучила,

Наши рученьки приморозила.

2. Нам, Зима, ты надоела

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.

3. Весна, весна красная!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

Песня- хоровод «Веснянка»

сл. и муз. М. Ю. Картушиной:

1. Весна пришла и тепло принесла.

На лужок пойдём, хоровод заведём.

Припев:

Хлоп-хлоп, веселей! Солнышко, жарче грей! (2 хлопка, притоп, кружатся).

Хлоп-хлоп, веселей! Не жалей своих лучей! (2 хлопка, притоп, кружатся).

2. Светят лучи, и бегут ручьи,

Звенит капель в весенний день.

Припев:

Хлоп-хлоп, веселей! Солнышко, жарче грей! (2 хлопка, притоп, кружатся).

Хлоп-хлоп, веселей! Не жалей своих лучей! (2 хлопка, притоп, кружатся).

Хозяйка: Второй раз Весну звали- закликали 22 марта - в день весеннего равноденствия, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента зима кончается, а весна начинается. Наши предки думали, что весна не приходит сама, ее приносят на крыльях перелетные птицы. Все были уверены, что с юга прилетает сорок птиц, открывая путь теплу и весне. И самая первая певчая птица, которая летит к нам –это жаворонок. Его называют первым вестником, певцом весны. Поэтому праздник День весеннего равноденствия еще называют праздником Жаворонков.

Уж ты пташечка, ты залетная!

Ты слетай на синё море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отомкни лето!

Аудиозапись «Пение жаворонка»

Хозяйка. В этот день, 22 марта, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с распахнутыми крыльями. Их называли жаворонками. Жаворонков сначала давали коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые валенки, варежки да тулуп, а потом детям.

Ой, вы жаворонки, жавороночки,

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

Хозяйка. Дети насаживали птичек на палки, бежали по селу закликать жаворонков, а с ними и весну.

Ребята и гости, а теперь давайте, и мы с вами будем жаворонков закликать, чтобы они приход весны ускорили. (Дети берут палочки, украшенные лентами и птичкой, встают и произносят «заклички».)

Заклички

1. Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

2 Жаворонок,

Жаворонок!

На тебе зиму,

А нам лето,

На тебе сани,

А нам телегу!

3. Жаворонки, прилетите,

Красну Весну принесите.

Принесите Весну на своем хвосту,

На сохе, бороне,

На овсяном снопе.

Хозяйка. Подходите все сюда,

Собирайтесь детвора!

Ребята, у меня для вас есть интересная игра «Жаворонок». Приглашаю поиграть в неё.

Выбирают водящего по считалке:

«Тили-тели- птички летели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить,

Кто не вьёт, тому водить»

Дети встают в круг, ребенок «жаворонок» ходит по кругу с колокольчиком и все вместе проговаривают:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» кладёт колокольчик между детьми. Дети становятся спиной друг к другу, произносят слова: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год! Раз, два, три, беги!». Бегут в противоположные стороны. Кто первый возьмет в руки колокольчик, тот и становится «жаворонком».

Хозяйка. А еще птичек пекли с разными секретами. Хозяйки, выпекая жаворонки, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство; узелком завязанный лоскуток символизировал скорое рождение ребенка.

Гадание с гостями. (Дети разносят жаворонки из солёного теста с секретами гостям)

Хозяйка. Дорогие ребята и гости, вот так дружно, с песнями, играми и жаворонками, мы Весну зазывали. Все эти обряды совершались для того, чтобы живительные силы природы коснулись всех — и людей, и животных.

Список литературы

1. Ботякова О. А. Солнечный круг. Детский народный календарь. В помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 112с.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008г

3. Русские народные песни: Мелодии и тексты. – М. : Издательство «Музыка», 1985. – 128 с.

4. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия: Сборник / Сост. и подгот. текста К. Чистова, Б. Чистовой. – Л. : Художественная литература, 1984.

Публикации по теме:

Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет)Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет) Задачи: формировать представления о природном явлении: дождь; учить детей от целого куска пластилина отщипывать маленькие кусочки, прижать.

Образовательная ситуация «Петрушка, покажи игрушку» (первая младшая группа)Образовательная ситуация «Петрушка, покажи игрушку» (первая младшая группа) 1. Чтение песенки-потешки «Баю-бай». 2. Математическая игра «Что выбрал Петрушка?». Задачи: Познакомить детей с фольклорным произведением,.

Образовательная ситуация «Петушок, золотой гребешок» в первой младшей группеОбразовательная ситуация «Петушок, золотой гребешок» в первой младшей группе Чтение потешки «Петушок и его семья». Рисование (наблюдение). Задачи: Познакомить детей с фольклорным произведением, в котором рассказывается.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Наш город» Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Город», сделанной из строительного материала. Показать детям возможность объединить.

Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом».Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Цель: познакомить детей с моделью.

Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка»Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка» Задачи: учить узнавать диких животных, называть их. Формировать представления детей о питании диких животных. Развивать зрительное восприятие,.

Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю»Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. Форма организации детей: фронтальная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация «День жаворонка»
Опубликовано: 3 января 2024 в 18:45
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД