Валентина Шарова
Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: закрепить полученные ранее представления о правах ребенка; активизировать понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд».
Вопросы и задания к иллюстрации «Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы»
Кто изображен на рисунке?
Легко ли ему это делать? Как вы догадались?
Чем опасен ребенку (и любому человеку) непосильный труд?
Заставляют ли вас дома (в детском саду) заниматься тяжелым физическим трудом?
Какую посильную работу вы умеете выполнять?
Публикация «Развивающая образовательная ситуация „Ребенок имеет права и обязанности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Какие трудовые обязанности закреплены за вами дома?
Обсуждение пословиц
В дружной работе все равны.
Ленивые руки чужие труды любят.
Вопросы и задания к иллюстрации «Дети имеют право на отдых»
Для чего человеку нужен отдых?
Как вы понимаете выражения «активный отдых», «пассивный отдых»?
Какой вид отдыха предпочитаете вы?
Как отдыхают члены вашей семьи?
Можно ли человеку постоянно отдыхать? Почему?
Как бы вам жилось в «Стране Бездельников»?
Обсуждение пословиц
Труд кормит, а лень — портит.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Детям предлагается нарисовать рисунки на тему: «Как я маме (папе, бабушке и т. д.) помогаю».
Беседа «Что ты будешь делать, если тебя обижают?»
Цели: способствовать социально-нравственному развитию дошкольников; побуждать использовать ранее полученные знания для защиты своих интересов (отстаивания своих прав).
Чтение и обсуждение рассказа Э. Шима «Не смей!»
Воспитатель после прочтения рассказа задает детям вопросы.
Что заставило робкую, тихую девочку Таню вступить в борьбу с заводилой и обидчиком Федором?
Что можно сказать о Тане? Какая она?
За кого заступилась смелая Таня?
Как вы думаете, легко ли ей было это сделать?
Как бы ты поступил на ее месте?
После обсуждения воспитатель с детьми делают вывод: нанесение обиды, жестокое обращение - нарушение права любого ребенка на безопасные условия жизни. В данной ситуации можно было:
- защитить себя самому;
- обратиться за помощью к родителям, воспитателю, заведующему детским садом, к соседям, в милицию.
Воспитатель. Помните, что взрослые никогда не оставят вас в беде и всегда постараются помочь.
Дидактическая игра «Волшебный сундучок»
Ц е л ь: закрепить знания детей о их правах; совершенствовать навык четко выражать свои мысли. Воспитывать у детей доброту, внимание, уважение к окружающим.
Материал. Сундук, сердечко, букварь, свидетельство о рождении, домик, конверт, игрушки кукла большая и маленькая, фонендоскоп и т. д.
Ход игры.
Из сундука ребенок достает один предмет символизирующий знакомые всем права человека и объясняет, на какое право указывает именно данный предмет.
Свидетельство о рождении - право на имя.
Сердечко - право на заботу и любовь.
Домик - право на имущество.
Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
Букварь - право на образование.
Игрушки куклы (большая и маленькая) - право ребёнка быть вместе с мамой.
Дидактическая игра с мячом «Можно или нельзя»
Цели: совершенствовать умение регулировать свое поведение в соответствии с правилами; развивать способность создавать фонд «надо», переходящий из фонда «хочу».
Дети встают в круг. Ведущий кидает одному игроку мяч и называет какое-либо правило или его нарушение. В ответ игрок говорит, можно это делать или нельзя, и ловит, если можно (или отбрасывает, если нельзя, мяч.
Примерный перечень правил:
не разговаривать во время еды;
закрывать рот платком при кашле;
не читать лежа;
не смотреть долго телевизор;
не трогать бездомную кошку;
не включать газовую плиту, когда ты один в квартире;
не перебивать другого;
учиться всю жизнь;
соблюдать существующие правила;
уметь сдерживать себя, когда злишься;
помогать тому, кто в этом нуждается;
класть каждую вещь на свое место;
не отвлекаться во время занятия.