Папки-передвижки

Образовательная ситуация с дошкольниками. Башкирская народная сказка «Сарбай»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками. Башкирская народная сказка «Сарбай»

Образовательная область : Художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: 5-6 лет

Тема: Башкирская народная сказка «Сарбай».

Основные цели:

1. Познакомить с башкирской народной сказкой «Сарбай»;

2. Формировать опыт самостоятельной фиксации затруднения;

3. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения на основе рефлексивного метода;

4. Актуализировать знания детей о дружбе, совершенствовать умение детей понимать переносное значение образных выражений;

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками, Башкирская народная сказка „Сарбай“» размещена в разделах

5. Развивать слуховое восприятие, литературную речь, образное мышление, воображение, память детей;

6. Воспитывать интерес к башкирскому народному творчеству, чувства доброты, дружелюбия.

Дидактические материалы: иллюстрации к сказкам «Айога», «Мышка Вострохвостик», «Лиса и волк», «Сарбай», книга башкирских народных сказок, «Цветок дружбы».

Предварительная работа: чтение произведений о дружбе, проведение словарной работы - в почете, жать, жатва, в арбе, с неистовым, припеваючи.

Краткая аннотация к работе: Художественные произведения для детей 5-6 лет подбираются таким образом, чтобы удовлетворять познавательные потребности, познакомить детей с разными сторонами окружающей их жизни: миром природы, человеческих отношений, миром собственных переживаний. Существенно разнообразятся сказки : появляются волшебные, поучительные бытовые, сказки разных народов, которые часто имеют похожий сюжет, но при этом несут на себе отпечаток национальных культур.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи:

1) Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, у вас есть друзья?

- Расскажите, как вы дружите.

- Ребята, недавно у Буратино был день рождения и Мальвина подарила ему волшебный цветок дружбы. Но недавно Буратино увидел, что все лепестки с волшебного цветка опали. (На коврике лежат разноцветные лепесточки) А перед этим она обиделась на Буратино и сказала : «Друг познается в беде». Но Буратино ничего не понял и просит вас помочь понять, что же означает эта пословица и почему обиделась его подруга?

- Ребята, хотите помочь? Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

1) Актуализировать знания детей о дружбе;

2) Совершенствовать умение детей понимать переносное значение образных выражений;

3) Развивать мышление, речь, коммуникативные качества.

- Ребята, расскажите Буратино, каким должен быть настоящий друг?

Дети поднимают лепесточки и высказывают свои предположения :

- Настоящий друг не обзывает своего друга, не обижает.

- Помогает другу в беде, делится игрушками.

- Не обманывает друга, всегда с другом честен.

- Настоящий друг верный, надёжный.

- Он умеет признать свои ошибки и помириться с другом.

- Всегда внимателен к своему другу.

- Настоящий друг умеет уступать своему другу.

Дети из лепесточков собирают цветочек.

- Вот и ожил цветочек у Буратино, теперь он понял свою ошибку.

-Что должен сделать Буратино, чтоб Мальвина его простила? (Буратино должен извиниться)

- Но нам еще нужно помочь ему понять значение пословицы «Друг познается в беде».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Воспитатель, выслушав мнения детей обобщает: «Не каждый знакомый может быть настоящим другом, а только тот, кто помогает тебе в трудную минуту, защищает, помогает решить проблему»

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

1) Формировать опыт самостоятельной фиксации затруднения, понимания его причин и опыт целеполагания;

2) Формировать умение связывать значение пословицы с содержанием сказок;

3) Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.

Игра «К какой сказке подходит

- Мы с вами прочитали много различных сказок, давайте рассмотрим иллюстрации и подумаем, к сюжету какой сказки подходит эта пословица.

Воспитатель показывает иллюстрации к сказкам : нанайская народная сказки «Айога», чувашская народная сказка «Мышка Вострохвостик», русская народная сказка «Лиса и волк», башкирская народная сказка «Сарбай».

Дети рассматривают иллюстрации, говорят свое мнение о том, что эти сказки не про дружбу и данная пословица не подходит по смыслу к этим сказкам. Последняя иллюстрация не знакома, вызывает затруднение.

- Вы знаете из какой сказки эта иллюстрация (Нет)

- Почему не знаете? (Мы не читали эту сказку)

- Ребята, Буратино тоже не знает эту сказку.

- Смогли мы помочь Буратино узнать, подходит пословица к этому произведению? (Нет)

- Что нужно сделать, когда что-то не знаешь, но хочешь узнать?

(Спросить у кого-то, прочитать и т. д.)

- Я буду читать, а вы внимательно слушайте и подумайте, о чем эта сказка и подходит ли пословица «Друг познается в беде» к содержанию этой сказки.

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) Формировать опыт преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода

2) Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы.

3) Развивать слуховое восприятие.

Дети садятся на стульчики. На доске выставлены иллюстрации к башкирской народной сказке «Сарбай».

Воспитатель знакомит детей с башкирской народной сказкой «Сарбай».

Работа над содержанием текста по вопросам:

- Как вы думаете, подходит пословица «Друг познается в беде» к содержанию этой сказки? (Да)

- Кто из героев настоящий друг? (Собака Сарбай)

- Почему? (Потому что Сарбай спас ребенка от волка)

- Что предложил собаке волк? (Что волк утащит ребенка, а хозяева будут любить Сарбая как раньше)

- Как вы думаете, правильно ли поступил Сарбай?

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

1) Формировать умение осмысливать идею произведения;

2) Развивать диалогическую и монологическую речь, мышление, память.

Физминутка: «Буратино»

- Ребята, поиграем с Буратино.

Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)

- Ребята, а какие произведения вам знакомы, где так же поднимается тема «Друг познается в беде»? («Лев и собачка», «Два товарища», «Кот, петух и лиса», «Петух и бобовое зернышко»)

Дети высказывают свое мнение.

6. Осмысление.

Дидактические задачи:

1. Формировать опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, позволяющие его достичь.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, кому мы сегодня помогали? (Буратино)

- Какая новая сказка вам помогла раскрыть смысл пословицы «Друг познается в беде»?

- Молодцы, ребята! Буратино очень благодарен за вашу помощь,

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Числовой ряд» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Числовой ряд». Основные цели: 1. формировать.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие в мир математики» Образовательная область: формирование элементарных математических представлений. Возрастная группа: средняя. Тема: «Путешествие в мир математики».

Образовательная ситуация с дошкольниками «Цветы» Образовательная область: познание - формирование целостной картины мира. Возрастная группа: (5-6) лет старшая группа. Тема: «Цветы». Тип.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Измерение объёма» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: старшая группа Тема: «Измерение объёма» Основные цели: 1) закрепить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Кто как поет?» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Тема: КТО КАК ПОЕТ? Основные цели: формировать восприятие и воспроизведение.

Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет «Лес и луг» Образовательная область: познавательное развитие (Развитие экологических представлений) Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа Тема:.

Образовательная ситуация «Овощи» с дошкольниками Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа Тема: «Овощи» Основные цели: 1. Расширить знания.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Шоколад» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа:подготовительная группа Тема: Шоколад Основные цели: обогащать знания.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весна» Образовательная область: Речевое развитие Возрастная группа: 5-6 лет Тема: «Весна» Основные цели: Цель: формирование коммуникативной компетентности.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Зоопарк» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная группа Тема: «Зоопарк» Основные цели: Развивать.

Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками. Башкирская народная сказка «Сарбай»
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 18:34
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД