Папки-передвижки

Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет «Лес и луг»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет «Лес и луг»

Образовательная область : познавательное развитие (Развитие экологических представлений)

Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа

Тема: «Лес и луг».

Основные цели:

1. Формировать умение сравнивать условия жизни в лесу и на лугу, устанавливать зависимость растений и животных от среды обитания, путем использования и построения модели.

2. Закреплять и активизировать знания о лесе и луге.

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет „Лес и луг“» размещена в разделах

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Дидактические материалы к занятию:

Демонстрационный-

Картинки животных:

леса (медведь, лось, лиса, волк, дятел, кукушка)

луга (мышь, пчела, бабочка, жаворонок, перепелка)

Картинки растений:

леса (береза, сосна, ель, малина, черемуха)

луга (ромашка, клевер, одуванчик, колокольчик, подорожник, василек)

Условные обозначения леса, луга, условий жизни: света, почвы. Двусторонние стрелки; пейзажи леса и луга летом.

Раздаточный - бейджики; условные обозначения: свет, почва, растения, животные, лес, луг, стрелки двусторонние; изображения домиков животных.

Оборудование: два мольберта, интерактивная доска для демонстрации презентации.

Краткая аннотация к работе. Данная непосредственно – образовательная деятельность по программе «Развитие» Л. А. Венгера направлена на закрепление знаний о растениях и животных леса и луга. Дети путем построения моделей устанавливают зависимость растений и животных от среды обитания, сравнивают условия жизни в лесу и на лугу. На протяжении всего занятия дети работаю в команде на общий результат: помочь Лесовику и Луговику разрешить спор, где лучше живется в лесу или на лугу. Все цели реализуются через игровые ситуации. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей старшей возрастной группы.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дети стоят полукругом.

- Ребята отгадайте загадки.

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

И желт, и синь и ал! (Луг) (Слайд 1)

- А кто же хозяин этого дома? (Луговик)

- Послушайте следующую загадку.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем (Лес) (Слайд 2)

- А кто же хозяин этого дома? (Лесовик)

- Ребята, к нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем, что за письмо. (Слайд 3)

- Посмотрите, у Лесовика и Луговика возник спор, (Слайд 4) они не могут выяснить, где лучше живется в лесу или на лугу. Они просят, чтобы мы им помогли. Разрешили их спор.

-Хотите помочь им?

-Сможете?

2. Актуализация знаний

-Для этого нужно поделиться на две команды. Посмотрите на свои бейджики. (на бейджике нарисована схема леса и луга). Одна команда помогает Лесовику, а другая команда - Луговику. Дети садятся за стол.

-Лесовик и Луговик приготовили вам загадки. Отгадаем?

Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги. (подорожник)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок — и нет цветка. (одуванчик)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (елка)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

свесив сережки. (береза)

- Как можно назвать одним словом? (растения)

Игра "Что, где растет"

(перед каждой командой лежат картинки с изображениями растений луга и леса)

- Все растения леса и луга перепутались, вам нужно отобрать те, которые подходят вашей команде, и поселить их в лес и на луг (изображения леса и луга на мольберте).

Дети рассматривают картинки с изображениями растений леса и луга и отбирают те, которые подходят их командам и прикрепляют на мольберт.

- Ребята, какие растения живут на лугу? (Дети называют растения, цветы.) (Слайд 5)

- Ребята, а у вас какие растения живут в лесу? (Дети называют растения.) (Слайд 6)

-Ребята, а на лугу и в лесу кроме растений еще кто-нибудь живет. Как вы думаете? (Животные)

Игра "Кто, где живет?"

Посмотрите на Лес и Луг. Ни одного животного там нет. Давайте заселим животных. Команда Луговичка возвращает домой животных луга. Лесовичка - животных леса.

(Дети по командам заселяют животных в лес и луг)

- Ребята, какие животные живут на лугу? (Дети называют (Слайд 7)

- Ребята, а каких животных вы поместили в лес? (Дети называют) (Слайд 8)

3. Затруднение в ситуации.

-Где животным и растениям лучше живется, в лесу или на лугу? (ответы детей, обычно расходятся)

-Смогли разрешить спор Лесовичка и Луговичка? (нет)

-Почему не смогли? (мы не знаем, почему растениям и животным луга лучше живется на лугу, а растениям и животным леса – в лесу)

- Значит, что нам нужно узнать? (Почему луговые растения и животные поселились на лугу, а лесные – в лесу.)

4. «Открытие» нового знания (способа действия).

-Как помочь Лесовику и Луговику? (сравнить растения и животных леса и луга их условия жизни)

-Давайте сравним.

-Чем отличаются растения леса и луга? (растения луга низкие, а леса высокие, корни мощные)

- Почему эти растения (показ. на растения луга) растут на лугу? (Этим растениям и цветам нужно много света, они не загораживают друг другу свет, и низким травам хорошо расти)

- Ребята, что важно для растений на лугу. (Свет)

- А почему эти растения (показ. на растения леса) поместили в лес? (В лесу очень хорошая, плодородная земля, поэтому на ней растет много растений, растут высокие деревья с большими корнями, они закрывают свет, его травам почти не достается)

-Почему в лесу земля плодородная? (Когда травы увядают, у деревьев и кустарников опадают листья, они перегнивают и от этого почва становиться еще плодородней).

-Что важно для растений леса. (Почва)

Предлагаю детям выставить схемы

- Почему насекомые живут на лугу? (На лугу много цветов, насекомые питаются пыльцой и нектаром растений, опыляют цветы).

-Мелкие животные почему поселились на лугу? ( Животные живут в норках и им легче найти пищу: корешки растений, зернышки, рыхлят землю).

- Почему этим птицам хорошо живётся на лугу? (Птицы вьют гнезда в траве, едят насекомых) т. е. животные помогают растениям луга.

-Могут ли жить большие животные на лугу? Почему? (Большим животным трудно найти убежище и пищу на лугу).

- Ребята, каких животных вы поместили в лес? (Дети называют) (Слайд 8)

-Почему? (В лесу растут высокие деревья, и крупным животным, легче спрятаться, найти себе пищу) (Птицы живут на деревьях и вьют гнезда, спасаются от врагов, питаются семенами).

- Как животные помогают лесу? (Распространяют семена, уничтожают вредных насекомых, удобряют почву).

- Ребята, может луг прожить без растений?

- А растения без животных?

- Лес без животных?

- Животные без леса?

Вывод: - Ребята, что мы ответим Лесовику и Луговику, (Слайд 9) где же лучше жить в лесу или на лугу? (Везде по-своему хорошо. Для разных животных и растений нужны разные условия).

- А чтобы не было больше споров, мы построим схемы, которые будут напоминать Лесовику и Луговику, что самое главное для растений в лесу - богатая почва, для луга - много света. Животные связаны с растениями в лесу и на лугу. (Дети выкладывают схему каждый индивидуально, затем сравнивают с образцом на доске.)

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний.

А теперь поиграем на лугу. (дети выходят на ковер)

Динамическая пауза «На лугу поутру»

На лугу поутру

Мы затеяли игру (Дети сидят)

Ты – ромашка, я – вьюнок.

Становитесь в наш венок (Взялись за руки построились в круг)

Раз, два, три, четыре.

Раздвигайте круг пошире (Ходьба по кругу)

А теперь мы – ручейки,

Побежим вперегонки (Бег по кругу)

Прямо к озеру спешим, (Смыкание в круг)

Станет озеро большим (Делаем большой круг)

Как прекрасны все цветы!

А со мной согласны вы?

Вся природа дивным цветом

Расцвела. Спасибо, матушка земля! (Дети кланяются)

Игра «Назови луговой цветок»

(прикреплены цветы на доску)

-Посмотрите вокруг сколько цветов!

-Кто знает, как они называются? (Дети подходят к доске и называют цветы)

-Почему они растут на луг, а не в лесу? (потому что им нужно много света)

-Ребята, какую пользу приносят людям растения луга?

Луг - это огромная аптека, в которой собраны лекарства от всех болезней. (Василек - от горла, клевер - кашля, подорожник - от нарывов, ссадин и т. д)

Игра «Какие деревья растут в лесу?

(дети возле интерактивной доски) На слайде деревья: сосна, дуб, береза, елка.

В лесу растет много деревьев, а вот какие растут здесь деревья, мы узнаем, отгадав загадки.

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет

Желуди на нём (Дуб)

Что же за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год (Елка)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки – только на макушке. (Сосна)

-Молодцы, ребята, вы хорошо знаете деревья.

-Деревья могут расти на лугу? (нет)

-Почему? (деревьям нужна богатая почва)

- Скажите, а как человек использует дерево? (делают мебель, игрушки, карандаши, декоративную посуду) Слайд- изображение предметов из дерева.

Игра «Кто, где живет?» (дети за столами)

-Ребята, на лугу и в лесу много животных. А вы знаете, в каких домиках они живут?

Подойдите сюда, посмотрите, сколько разных домиков у животных! Подходят к столам.

-Я раздаю вам домики животных, потом сама показываю животное, а вы должны узнать хозяина своего домика.

-Чтобы не навредить животным, сохранить красоту природы, как люди должны вести себя в лесу и на лугу? (ответы детей)

Игра «Да, нет»

- Молодцы. А сейчас игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо говорите: «Да!», если плохо - говорите: «Нет!». Слушайте внимательно:

Я пойду сейчас в лесок

И сорву ромашку. (Нет)

Съем я вкусный пирожок

И выброшу бумажку. (Нет)

Лишний хлебушка кусок

На пеньке оставлю. (Да)

Ветку ели подвяжу,

Колышек поставлю. (Да)

Разведу большой костёр

И тушить не буду. (Нет)

Сильно-сильно насорю

И убрать забуду. (Нет)

Мусор весь я уберу,

Банку закопаю. (Да)

Я люблю свой край родной,

Природу оберегаю! (Да)

-Сейчас мы ваши схемы отправим Лесовичку и Луговичку. Спасибо за помощь!

6. Осмысление.

-Кому помогали?

-О чем они спорили?

-Удалось вам помочь Лесовичку и Луговичку?

-Вам удалось помочь Лесовичку и Луговичку, потому что вы узнали, каким растениям и животным где лучше живется и почему.

Комментарии к сценарию

Использованная литература.

1) Планы занятий по программе «Развитие» для старшей группы детского сада. // Научные руководители Венгер Л. А., Дьяченко О. М., - Москва: УЦ им. Венгера «Развитие», 2000.

2) Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». //Научный руководитель Петерсон Л. Г / под общей редакцией Петерсон Л. Г., Лыковой И. А. : Цветной мир, 2012.-240с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Числовой ряд» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Числовой ряд». Основные цели: 1. формировать.

Образовательная ситуация с Дошкольниками «Елочки» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Елочки» Основная цель: формирование представлений.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Цветы» Образовательная область: познание - формирование целостной картины мира. Возрастная группа: (5-6) лет старшая группа. Тема: «Цветы». Тип.

Образовательная ситуация «Овощи» с дошкольниками Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа Тема: «Овощи» Основные цели: 1. Расширить знания.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Шоколад» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа:подготовительная группа Тема: Шоколад Основные цели: обогащать знания.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Весна» Образовательная область: Речевое развитие Возрастная группа: 5-6 лет Тема: «Весна» Основные цели: Цель: формирование коммуникативной компетентности.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В картинной» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками 5–6 лет «Лес и луг»
Опубликовано: 14 августа 2019 в 15:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД