МААМ-картинки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие на остров сокровищ»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие на остров сокровищ»

Образовательная область : познавательное развитие (развитие элементарных математических представлений).

Возрастная группа: подготовительная группа

Тема: «Путешествие на остров сокровищ»

Основные цели:

1) уточнить представление о массе как свойстве предмета, характеризующем его тяжесть;

2) познакомить с новым способом сравнения предметов по массе — с помощью чашечных весов;

3) закрепить умение составлять по картинкам, анализировать и решать простейшие задачи на сравнение масс предметов, фиксировать условия задачи с помощью схемы;

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Путешествие на остров сокровищ“» размещена в разделах

4) сформировать опыт формулирования простейших умозаключений, выполнения действий с комментированием, самопроверкой по образцу.

Дидактические материалы: бутылка с запиской; весы, гири; числовые линейки, два мешка с кладом муляжи фруктов (бананы, груши); карточки с числами 1,2,3, 4, 6, 7, 8, 9.,аудиозапись Н. А. Римского-Корсакова «Море. Синдбадов корабль»

Оборудование: музыкальный центр, детская мебель, маты, мягкие модули, ширма

Краткая аннотация к работе: образовательная деятельность спланирована в форме развивающей ситуации с детьми - путешествие на остров сокровищ (технология «Ситуация»). Образовательная ситуация с дошкольниками состоит из взаимосвязанных между собой частей. Работа с детьми организована как увлекательная игра. Для повышения активности детей использую игровые приемы, чтение отрывка из стихотворения, сюрпризный момент, физкультминутку и пр. Применила разнообразные формы организации детей (работа подгруппами, индивидуальная и фронтальная работа детей). В образовательной ситуации использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие темы. Предусмотрела в конце для фиксации достижения «детской» цели вопросы.

Ход образовательной ситуации:

Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

— Ребята вы любите путешествовать? А куда вы совершали путешествие? (ездили с родителями заграницу, посетили святые места, отдыхали на юге).

— Что необходимо взять с собой в дорогу? (одежду, продукты, предметы гигиены).

— На каком транспорте можно совершать путешествие? (машина, самолет, вертолет, поезд, корабль, ездить автостопом).

— Хотите ли вы отправиться в путешествие на необычный остров- остров сокровищ. (Ответы детей)

— Сможете вы это сделать? (Ответы детей)

Актуализация

Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, на чем можно совершить морское путешествие на остров - сокровищ (на корабле).

— Чтобы у нас был корабль, для путешествия на остров сокровищ необходимо его построить. Давайте постоем корабль.

Дети выполняют задание № 5. (Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз - ступенька, два – ступенька…» Математика для детей 6-7 лет. стр. 49).

— Из набора справа выбери фигуры, из которых построен корабль и раскрась.

Воспитатель рассказывает, что корабль поможет им совершить путешествие на остров сокровищ.

Да здравствует остров сокровищ —

За то, что к нему дорога

Лежит сквозь пенное море,

Сквозь радости и преграды!

Да здравствуют дикие джунгли,

И радуга в брызгах прибоя,

И крик попугая в чаще!

Дети садятся на «корабль» (созданный с использованием детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и ткани).

Воспитатель включает аудиозапись Н. А. Римского-Корсакова «Море. Синдбадов корабль»

Затруднение в ситуации

— Какими качествами характера должен обладать путешественник, чтобы достичь цели путешествия - найти остров сокровищ? (внимательным, волевым, выносливым, опытным, отважным).

— Посмотрите, к борту нашего корабля прибилась бутылка с запиской. Кто был основателем «почты в бутылках», неизвестно. Суть бутылочной почты заключается в том, что на куске бумаги или пергамента пишется текст, после чего послание сворачивается в виде свитка и кладётся в стеклянную бутылку. Бутылка запечатывается и бросается в океан. Гонимая течениями бутылка прибивается к берегу, где её и находят. Хотите узнать, что в ней написано?

Педагог читает записку: «Предлагаю вам найти клад, зарытый мной на острове сокровищ. А поможет вам отыскать сокровища карта, на которой обозначено местоположение клада? Пират Черная Борода».

Воспитатель предлагает найти клад по карте Пирата "Черная Борода". Дети выполняют задание №3. (Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз - ступенька, два – ступенька…» Математика для детей 6-7 лет. стр. 24). Дети рассматривают рисунок-план. Чтобы найти место, где зарыт клад, надо нарисовать отрезки между точками 1 и 2, 3 и 4. В том месте, где они пересекутся, и находится клад.

— Найдите точки 1и 2.

— Нарисуйте отрезок между этими точками.

— Как вы будете его рисовать (Линейкой соединим точки 1 и 2,прижмём линейку к бумаге и нарисуем отрезок)

— Нарисуйте отрезок между точками 3 и 4.

После выполнения задания воспитатель просит детей найти точку. В которой пересекаются нарисованные отрезки, и рассказать, где зарыт клад. (Справа от цветочной поляны, слева от озера, между цветочной поляной и озером, перед ёлкой).

Дети приплывают на остров сокровищ и находя клад.

— Мы с вами отыскали клад на острове сокровищ, чтобы его взять с собой на корабль надо точно знать его вес. Если мы будем знать точный вес клада, мы избежим перегрузки. Большой груз может снизить устойчивость, мореходность  корабля, его скорость, дальность плавания.

— Скажите, сколько весит сундук с кладом, который мы нашли на острове сокровищ? (Мы не знаем).

— Смогли вы узнать вес найденного клада? (Нет).

— Почему не смогли? (Потому что, чтобы знать вес предмета, надо его взвесить).

— Значит, чему мы должны научиться? (Взвешивать предметы).

«Открытие» нового знания (способа действия)

— Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочется узнать? (Можно посмотреть в книге, можно попробовать догадаться самостоятельно, а потом проверить себя по образцу).

— Кто из вас видел, как взвешивают с помощью гирь?

Воспитатель ставит на каждый стол гирю в 1 кг и рассказывает, что мерка, известная всем, называется 1 килограмм. Педагог показывает детям, как взвешивать с помощью гири: на одну чашу весов надо положить гирю, на другую — наш клад. Если весы окажутся в равновесии, то говорят, что масса клада равна 1 кг.

Воспитатель делит детей на две команды. Достаёт из сундука два мешка с кладом предлагает их взвесить.

Дети взвешивают найденный клад.

— Чему равна масса клада в вашем мешке? (1 кг.).

— Что можно сказать о массе клада в одном и другом мешке? (Масса клада одинакова, потому что в обоих случаях она равна 1 кг.).

— Чему равна масса всего клада? (2 кг.).

— Расскажите, как вы взвешивали клад пирата Черная Борода?

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

— Нам предстоит обратная дорога с острова сокровищ. Необходимо взять с собой запас еды. С собой мы возьмем в обратную дорогу фрукты и овощи, которые растут на острове сокровищ.

Физкультминутка «Овощи»

Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в

Репа, свекла, редька, лук центре на корточках сидит водящий с

Поиграть решили в прятки, завязанными глазами.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий их

Ну а ты иди искать. ищет.

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что овощи и фрукты которые они возьмут собой необходимо взвесить.

—Какие весы вы знаете (механические, где вес определяется с помощью гирь, электронные весы). Для того чтобы весы работали верно, их время от времени надо проверять. Прежде, чем взвешивать наши овощи и фрукты давайте проверим весы. Для проверки надо разложить наборы гирь на весы так, чтобы весы были в равновесии.

— Хотите проверить весы, на которых мы будем взвешивать овощи и фрукты с острова сокровищ?

Игра «Проверь весы».

Дети подходят к столам, и выполняют задание на листах - вкладках в учебник-тетрадь (Петерсон Л. Г. ,Кочемасова Е. Е. «Игралочка-ступеньки к школе» Математика для детей 6-7 лет. ч. 4(2, Вкладка № 4.).

Воспитатель предлагает детям представить, что карточки с числами — это гири.

— Какие гири есть у первой группы? (1 кг, 3 кг, 7 кг, 9 кг.)

— Какие гири есть у второй группы? (2 кг, 4 кг, 6 кг, 8 кг.)

— На каждую чашу весов надо положить гири так, чтобы весы оказались в равновесии.

Воспитатель предлагает начать уравновешивать весы в синей рамке

— Поставьте на одну чашу гири в 1 кг и 3 кг.

— Сколько всего килограммов у вас на этой чаше весов? (4.)

— Сможете ли вы уравновесить 4 кг гирями, которые у вас остались, — 7 кг и 9 кг? (Нет.)

Далее дети вместе с воспитателем перебирают различные варианты и приходят к решению расположить гири так: на одной чаше — 3 кг и 7 кг, на другой — 1 кг и 9 кг.

Дети раскладывают на чаши карточки с числами, после чего воспитатель помещает на доску образец :

Весы в красной рамке дети уравновешивают самостоятельно с последующей проверкой по образцу :

Теперь, проверяя весы, мы знаем, что они показывают правильно вес продуктов. Воспитатель предлагает с помощью знаков «» и «»сравнить по массе собранные на острове бананы и груши.

Дети садятся за столы и на карточках выполняют задание.

Дети рассказывают, что масса бананов больше, потому что она ровна 2 кг., а масса груш – 1 кг., и ставит нужный знак. Для проверки воспитатель пишет на доске знак «».

— Вы взвесили собранные овощи и фрукты, собранные на острове сокровищ, теперь их необходимо правильно разложить по сумкам?

Игра «Определи массу каждой сумки»

Воспитатель даёт задание детям, определить массу каждой сумки. Работа в учебнике-тетради. Задание № 1 (Петерсон Л. Г. ,Кочемасова Е. Е. «Игралочка-ступеньки к школе» Математика для детей 6-7 лет. ч. 4(2) стр. 47).

Дети садятся за столы. На столах кроме тетрадей имеются числовые линейки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку над чертой.

— Какие продукты мы возьмём с собой в обратную дорогу? (овощи)

— Как вы думаете, что написано на табличках под каждым сумкой с овощами? (Масса этого товара.)

— Какой товар был положен в синюю сумку? (Арбуз и кочан капусты.)

— Можно ли узнать, сколько весит содержимое всей сумки? (Можно.)

— Как это можно сделать? (Для этого надо сложить 7 кг и 3 кг.) Воспитатель предлагает детям воспользоваться числовой линейкой.

— Как вы будете к 7 прибавлять 3? (Надо найти на линейке число 7 и сделать от него вправо 3 шага. Оказываемся в числе 10.)

Дети записывают (печатают) равенство рядом с сумкой. Для проверки воспитатель пишет нужное равенство на доске.

Далее дети выполняют задание с комментированием:

«В красную сумку положили дыню и сетку с морковкой. Чтобы узнать вес всего содержимого сумки, надо к 5 кг прибавить 2 кг. На линейке находим число 5 и делаем от него 2 шага вправо. Получаем число 7».

Дети печатают равенство в тетрадях. Для проверки воспитатель пишет нужное равенство на доске.

Массу зеленой сумки дети определяют самостоятельно с последующей проверкой по образцу.

— Какая из сумок самая легкая, а какая самая тяжелая

Осмысление

Воспитатель собирает детей около себя.

— Где вы побывали? (На острове сокровищ)

— Чем занимались? (Строили корабль из геометрических фигур, искали клад по карте, взвешивали клад, найденный в сундуке на острове сокровищ, собирали фрукты и овощи и пр.)

—Удалось найти клад на острове сокровищ? (Нашли клад по карте)

— Какие новые знания помогли избежать перегрузки корабля, не снизить  его устойчивость и скорость? (Взвешивать с помощью весов и гирь)

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) : материал для педагогического мероприятия был подобран из книги Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз - ступенька, два – ступенька…» Математика для детей 6-7 лет. Использовался учебник-тетрадь Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка-ступеньки к школе» Математика для детей 6-7 лет.

Публикации по теме:

Конспект занятия по физкультуре «Путешествие на остров сокровищ»Конспект занятия по физкультуре «Путешествие на остров сокровищ» Занятия по физкультуре в ДОУ: Путешествие на остров сокровищ» Цель: - Закрепить умение детей прыгать из обруча в обруч; - Упражнять дошкольников.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Квест «Путешествие на остров сокровищ» Проектировочный компонент: Тема: «Путешествие на остров сокровищ» Программное содержание: • формировать ценностное отношение к занятиям.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Друзья для пингвиненка Лоло» Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: старшая (5-6) лет Тема: Друзья.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Праздник для птиц» Образовательная область: Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) Возрастная группа: подготовительная.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В лес за грибами» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: средняя. Тема: «В лес за грибами». Основная цель:.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Юные спасатели» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: «Юные спасатели».

Конспект занятия «Путешествие на остров сокровищ» Путешествие на остров сокровищ. Цели: 1) Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5, закреплять умение.

Спортивное развлечение «Путешествие на остров сокровищ» в средней группеСпортивное развлечение «Путешествие на остров сокровищ» в средней группе Спортивное развлечение «Путешествие на остров сокровищ» 29.11.2018г В средней группе «Солнышко» (4-5 лет) МБДОУ № 7 г. Беслан Воспитатели:.

Конспект «Маленькие волонтеры» образовательная ситуация с дошкольниками Образовательная область: речевое развитие (приоритетная, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Возрастная группа:.

Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие на остров сокровищ»
Опубликовано: 23 марта 2019 в 16:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД