МААМ-картинки

«Знакомство с многозначными словами» образовательная ситуация с дошкольниками «На помощь заколдованной Принцессе»

Татьяна Скрягина
«Знакомство с многозначными словами» образовательная ситуация с дошкольниками «На помощь заколдованной Принцессе»

Образовательная ситуация с дошкольниками

Образовательная область : «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Тема: «На помощь заколдованной Принцессе» (Знакомство с многозначными словами)

Основная цель: Знакомить детей с многозначными словами, формировать умение определять слова с одинаковым звучанием, но разные по смыслу.

Задачи:

Публикация «„Знакомство с многозначными словами“ образовательная ситуация с дошкольниками „На помощь заколдованной Принцессе“» размещена в разделах

Обогащать словарный запас детей, упражнять в употреблении синонимов и слов, обозначающих признаки и действия предметов и явлений.

Развивать речь детей, любознательность.

Расширять представления детей об окружающих их предметах, закреплять умение устанавливать взаимосвязь между предметом и его назначением.

Дидактические материалы: презентация PowerPoint, парные картинки со словами противоположного значения, картинки с различными видами ключей, карточки с многозначными словами для игры «Подбери пару» на каждого ребенка, карандаши.

Оборудование: телевизор, ноутбук, доска, подушки напольные по количеству детей, столы, стулья.

Краткая аннотация к работе: В рамках данной образовательной ситуации дети расширяют словарный запас путём практического усвоения многозначных слов со значением предметности, приобретают опыт самостоятельного преодоления затруднения, и эмоционального переживания радости открытия. В результате имеет место ситуации успеха для каждого ребенка. Образовательная ситуация представляет интерес для педагогов старших возрастных групп.

Предварительная работа: Составление и отгадывание загадок-описаний о предметах, составление описательных рассказов; дидактические игры: «Отгадай что опишу», «Что сначала, что потом», «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Собери картинку», «Подбери пару» и др.

Последующая работа: знакомство детей с многозначными словами-действиями, словами-признаками.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи:

• Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей в круг около себя.

- Ребята, вы любите сказки? Назовите ваши любимые сказки?

Выслушиваются ответы детей.

- Я тоже люблю сказки и хочу рассказать вам одну из них.

Воспитатель рассказывает, на экране слайды с иллюстрациями к сказке.

- Жила-была в одном королевстве красавица-принцесса. (Слайд 2). Посватался к ней царь из соседней страны – злой волшебник. (Слайд 3).Но девушка не захотела выходить замуж за жадного и жестокого правителя. Рассердился тогда волшебник и заколдовал принцессу. Заснула она мёртвым сном. (Слайд 4). Опечалились все жители королевства. Как же спасти принцессу? Мудрецы три дня искали ответ в своих волшебных книгах и, наконец, сказали: «Расколдовать принцессу поможет волшебный ключ, который хранится в тридевятом царстве, в тридесятом государстве». (Слайд 5).

А раздобыть тот ключ могут только дружные, смелые и отважные дети. Жители королевства очень просят вас, ребята, помочь раздобыть этот ключ и расколдовать принцессу.

- Хотите помочь принцессе и жителям ее королевства?

- Сможете?

2. Актуализация

2.1. Игра-беседа «Летим на ковре-самолете»

Дидактические задачи:

• Актуализировать работу над смысловой стороной слова, обогащением и уточнением словаря детей, упражнять в употреблении слов, обозначающих признаки и действия предметов и явлений.

• Развивать умение находить сравнения, подбирать к словам синонимы.

• Развивать образное мышление,воображение, ассоциативные связи.

Воспитатель:

- На чем лучше отправиться в сказочную страну, в тридевятое царство?

Дети с воспитателем выбирают ковер-самолет, присаживаются на ковер, воспитатель беседует с детьми.

- Смотрите, как быстро летит наш ковер-самолет? А как можно сказать по-другому? (Мчится, несётся,летит стрелой, стремительно, во весь дух (Слайд 6).

- Что еще может передвигаться быстро? (ракета, машина, леопард, вода в реке, облака)

- Посмотрите, мы летим рядом с облаками. Облака какие? (Игривые, шаловливые, прозрачные, белые, мягкие, пушистые)

- А что еще может быть белым, мягким и пушистым? (Снег, вата, подушка, шуба)

- Нам в лицо дует весенний ветер. Какой он? (Теплый, свежий, приятный, освежающий, ободряющий, нежный и т. д.)

- Но что это, смотрите, облака превратились в тучи и пошел дождь. Дождь идет, а как можно сказать по-другому? (Моросит, капает, стучит, льет, барабанит). (Слайд 8).

- А вам нравится весенний дождь? Чем он вам не нравится? (Всё мокро, лужи, можно промокнуть, простудиться и заболеть, мало гуляем).

- А что хорошего в дожде? (Быстро растет трава, цветы, деревья, всё зеленеет вокруг, кажется, что всё умылось кругом, воздух чистый и свежий).

- Вот и закончился дождь и выглянуло весеннее солнце. Какое оно? (Яркое, лучистое, золотое, жаркое, оранжевое,) (Слайд 9).

2.2. Игра «Переход через границу».

Дидактические задачи:

• Расширять словарный запас антонимов.

• Актуализировать умение строить связное высказывание, употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Воспитатель:

- Наш полет завершается, мы снижаемся. (Слайд 10). Но попасть в тридевятое царство, можно только по специальному пропуску. Предлагаю вам выбрать любую картинку (картинки лежат на подносе у воспитателя лицевой стороной вниз). Пусть сначала это сделают девочки, а потом мальчики.

Дети поочередно подходят к воспитателю, и выбирают себе любую карточку (пропуск через границу).

- Перейти границу можно только парами. Но так, чтобы в вашем пропуске рядом оказались слова с противоположным значением.

Дети объединяются в пары, называют свои слова (или словосочетания) и попадают в тридевятое царство. (Например, подушка мягкая, а камень твердый).

3. Затруднение в ситуации

3.1. Игра «Найди ключ».

Дидактические задачи:

• Создать мотивационную ситуацию для формирования умения определять слова с одинаковым звучанием, но разным значением.

• Сформировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя, понимания его причины и опыт целеполагания.

Воспитатель:

- Вот наконец-то мы и в тридевятом царстве. (Слайд 11). Что вы должны были найти здесь для спасения принцессы?

- Посмотрите, мудрецы не ошиблись, здесь действительно есть ключи. Подойдите к столу и возьмите себе одну картинку, на которой изображен ключ.

Дети выбирают предметные картинки с многозначным словом ключ (скрипичный ключ, телеграфный ключ, гаечный ключ, автомобильный ключ, ключ от домофона, разводной (газовый) ключ, дверной ключ).

- Мудрецы сказали, что вы должны найти один волшебный ключ. Почему же вы выбрали так много ключей? (Все поняли это слово по-разному)

Воспитатель предлагает детям назвать, какой ключ каждый из них выбрал и прикрепить картинку с ним на доску.

- Смогли вы найти волшебный ключ, который поможет оживить принцессу? (Нет)

- Почему не смогли? (Не знаем, какой ключ выбрать).

- Значит, что нам нужно сейчас узнать? (Какой из этих сможет оживить принцессу)

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

4.1. Игра «Едем на машине» (с показом презентации «Многозначные слова»).

Дидактические задачи:

• Сформировать у детей умение употреблять многозначные слова по смыслу в соответствии с контекстом.

• Сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

• Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.

• Организовать активный отдых детей.

Воспитатель:

- Что же надо делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

Дети решают, что можно попытаться разобраться самим.

- Тогда предлагаю отправиться в обратный путь, но уже на машине. (Слайд 12). А по дороге попытаемся разобраться, какой ключ нам нужен. Только сначала надо сообщить мудрецам и жителям королевства, что мы скоро приедем. Как это сделать? (Выслушиваются ответы детей).

- А можно воспользоваться одним из найденных ключей. Этот ключ называется телеграфный. (Слайд 13, рассказ о телеграфном ключе: «Это такое устройство, которое используется для передачи какого-то текста или сигнала по проводам или радио, с помощью сигналов азбуки Морзе, когда буквы передаются как сочетание коротких и длинных сигналов. Эти сигналы получаются, когда радисты нажимают на рычаг на пружине и замыкают электрический контакт»).

- Давайте отправим сообщение. (Дети отстукивают пальцем по ладони руки разный ритм, с экрана звучит азбука Морзе).

А теперь собираемся! В путь дорогу отправляемся!

Проверим готовность нашей машины:

Накачали шины, - Ш-ш-ш-ш,

Гайки подкрутили. (Каким ключом) (Слайд 14, рассказ о гаечном ключе: «Несмотря на простоту конструкции, гаечный ключ применяется практически во всех областях техники для сборки механизмов различной сложности. Некоторые виды гаечных ключей используются даже на Международных космических станциях».)

Завели машину - Ш-ш-ш-ш, (Каким ключом? Автомобильным ключом зажигания) (Слайд 15)

Улыбнулись веселей и поехали быстрей.

Едем, едем по дороге (имитируют движения рулем)

Нажимаем на педаль (ногу сгибают, вытягивают)

Газ включаем, выключаем (воображаемый рычаг к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ладонь ко лбу)

Из трубы вода течет, заливает огород (машут руками из стороны в сторону,

Чем же устранить протечку?

Газовым и разводным ключом. (Слайд 16, рассказ воспитателя: «Такой ключ еще называется трубный, потому что используется для вращения и фиксации труб и других деталей. Нужен в работе кому? (Сантехнику). С его помощью можно починить кран, батарею в доме)

Протечка устранена, едем дальше.

Дворники счищают капли (руки в локтях сгибают перед собой)

Вправо, влево. Чистота! (наклоняют руки влево, вправо)

Волосы ерошит ветер (над головой шевелят пальцами)

Мы – шоферы хоть куда! (поднимают вверх большой палец руки)

Вот ворота на пути. Очень крепкие на вид.

На дверях висит замок.

Кто его открыть бы смог? (Слайд 17, ключ от замка – 2 шт.)

Нам нужно где-то припарковаться, но въезд на парковку закрыт шлагбаумом. Каким ключом здесь можно воспользоваться, чтобы его поднять? (Ключ магнитный. Посмотрите, как он работает (Слайд 18).)

Музыка вокруг слышна, из дворца идет она.

Поспешим скорей туда.

Ждут нас славные дела.

- Какой ключ помогает сочинить музыку? (Слайд 19, рассказ о скрипичном ключе: «Это такой музыкальный знак, который всегда ставится в начале нотного стана, как бы «открывает» его, поэтому он и называется «ключ». Скрипичный, басовый, альтовый ключ указывают положение нот на нотных линейках, поэтому музыканты и исполнители всегда знают в какой тональности, на какой высоте исполнять мелодию».)

Впереди течет ручей, спустимся к нему скорей.

Ключевой водой умылись,

Вот как славно освежились!

- Ребята, а это не просто ручей, это тоже ключ, только природный! (Слайд 20, рассказ о природном ключе: «Это такое место, где подземные воды вытекают на поверхность земли. В них течет чистейшая полезная питьевая вода. Ключевая вода открывает тайны земли, тайны самой жизни. Именно ключевая вода считается источником жизни и прибавляет здоровья человеку».)

- Что же мы с вами узнали, пока ехали на машине? (Что слово ключ имеет много значений)

Воспитатель вместе с детьми делает вывод: Слова, которые имеют не одно, а несколько значений называются многозначными.

- Теперь вы знаете, какие бывают ключи и для чего они нужны.

- Как вы считаете, какой же из найденных вами ключей может оживить принцессу? (Слайд 21).

(Выслушиваются все мнения детей, в результате рассуждений решают, что принцессу расколдует ключ с родниковой водой, так как в роднике течет чистая, «живая» вода).

Дети набирают в ладоши воображаемую ключевую воду, сбрызгивают ею принцессу, звучит волшебная музыка и Принцесса оживает. (Слайд 22)

Принцесса : Ребята, от всей души благодарю вас за помощь. Я рада, что вы смогли разобраться с таким интересным многозначным словом и расколдовать меня. (Слайд 23).

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

5.1. Игра «Подбери пару».

Дидактические задачи:

• Закрепить умение находить многозначные слова и составлять с ними предложения.

• Развивать внимание, мышление, речь.

Воспитатель:

- Ребята, рада не только Принцесса, но и все жители сказочного королевства. Им так понравилось, что одним словом можно обозначать разные предметы, что они захотели познакомиться с другими многозначными словами. Но без вас им не справиться. Поможете им? (Слайд 24).

Тогда найдите в своих карточках примеры таких слов. Составьте из них пары и придумайте предложения с разными значениями этих слов.

Дети садятся за столы и соединяют между собой пары многозначных слов, расположенных в двух столбиках. Затем дети, сидящие рядом, меняются карточками и проверяют правильность выполнения задания друг у друга. После этого составляются предложения с многозначными словами. (Например, бабочка-насекомое и бабочка-галстук, а затем составляют предложения: Бабочка села на цветок. – Мама купила на праздник сыну красивую бабочку.)

Воспитатель:

- Ну что ж, ребята, теперь, кажется, всё в полном порядке в этом королевстве. Принцесса и жители королевства счастливы, и нам пора уже возвращаться домой, в детский сад. Скажем вместе волшебные слова : «Раз, два, повернись, снова в группе окажись!»

(Слайд 25)

6. Осмысление

Дидактические задачи:

• Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

Обратить внимание на фиксирование детьми достижения цели их деятельности.

Дети собираются около воспитателя.

Воспитатель:

- Кому вы сегодня помогли?

- Как вам это удалось?

- За что вы себя можете похвалить?

Комментарии к сценарию (использованная литература) :

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий».// Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2016.

2. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. – М. : Сфера, 2013.

3. Макарова В. Н., Ставцева Е. А., Мирошкина М. Н. Методика работы и конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. Части 1 и 2. – М. : Центр педагогического образования, 2009.

4. Интернет-ресурсы: https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0

Публикации по теме:

Как знакомство с многозначными словами сделать интересным и увлекательнымКак знакомство с многозначными словами сделать интересным и увлекательным «Речевое развитие» - одна из самых важных областей в развитии и воспитании ребёнка. Мы знаем, что развитие речи детей во многом зависит.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «На помощь принцессе Звёздочке»Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «На помощь принцессе Звёздочке» Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений тема: «На помощь принцессе Звёздочке» Воспитатель: Артемьева Людмила.

Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет)Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет) Задачи: формировать представления о природном явлении: дождь; учить детей от целого куска пластилина отщипывать маленькие кусочки, прижать.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Наш город» Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Город», сделанной из строительного материала. Показать детям возможность объединить.

Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом».Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Цель: познакомить детей с моделью.

Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка»Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка» Задачи: учить узнавать диких животных, называть их. Формировать представления детей о питании диких животных. Развивать зрительное восприятие,.

Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю»Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. Форма организации детей: фронтальная.

Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор»Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Цель: обобщение знаний детей о правилах дорожного движения и светофоре.

Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда»Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда» Цели 1. Продолжать ознакомление детей с историческим прошлым нашей страны. 2. Познакомить с историей возникновения некоторых государственных.

Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности»Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности» Цели: закрепить полученные ранее представления о правах ребенка; активизировать понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд». Вопросы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Знакомство с многозначными словами» образовательная ситуация с дошкольниками «На помощь заколдованной Принцессе»
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 19:01
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД