МААМ-картинки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огонь — наш друг или враг?»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Огонь — наш друг или враг?»

Образовательная область : познавательное развитие

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема: «Огонь - наш друг или враг

Основные цели: формировать представления о свойствах огня, воды, воздуха и почвы, о правилах безопасности при обращении с огнем и водой.

Дидактические материалы: карточки с пословицами и поговорками

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Огонь — наш друг или враг?“» размещена в разделах

Оборудование: ЭМП «Четыре стихии», проектор, ноутбук, морфологическая дорожка с символами огня, воды, воздуха, земли; игрушки: Красная Шапочка, Железный Дровосек, Буратино, Колобок; детская литература: Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», Х. К. Андерсен «Огниво», С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; загадками об огне; «черный ящик», в котором находится керосиновая лампа, DVD отрывки из произведений об огне; иллюстрации по теме; листы бумаги различного размера и цвета, карандаши, фломастеры, краски, кисти.

Краткая аннотация к работе: в данной организованной образовательной деятельности дети знакомятся со свойствами огня, воды, воздуха и почвы, о правилах безопасности при обращении с огнем и водой. Для этого подобраны специальные игровые упражнение и игры. На этапе введения в игровую ситуацию детям предлагается отгадать что спрятано в чёрном ящике в игре «Да-нет». На этапе актуализации предложены просмотр ЭМП «Четыре стихии», пословицы и загадки. На этапе затруднения дети анализируют «Огонь-это хорошо или плохо». На этапе открытия нового знания дети вместе с героями сказок отправляются в путешествие по морфологической дорожке, где встречаются с четырьмя стихиями сразу. На этапе включения нового знания в систему знаний дети самостоятельно выбирают литературное произведение в которых огонь – друг, а где огонь – враг. В итоге дети рисуют картины «Огонь - друг» или «Огонь – враг». В ходе организованной образовательной деятельности дети достигают через игровые упражнения детскую цель «помочь героям сказок», преодолевают индивидуальные затруднения в определении правил и выполнении из в сюжетно – дидактическом упражнении.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

(Звучит таинственная музыка. Воспитатель вносит в группу «черный ящик»).

Воспитатель: Дети, у меня в этом ящике спрятана удивительная, старинная вещь. При помощи вопросов угадайте, что спрятано в этом ящике? Что это за вещь? (Проводится игра «Да - нет»).

Дети: Это то, что мы носим?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это прибор нужный человеку?

Воспитатель: Да.

Дети: Он нужен в доме?

Воспитатель: Да.

Дети: Люди сейчас пользуются этой вещью?

Воспитатель: Нет.

Дети: Он греет?

Воспитатель: Нет?

Дети: Он освещает?

Воспитатель: Да.

Дети: У неё есть стеклянный колпак?

Воспитатель: Проверим, правы мы с вами или нет, откроем чёрный ящик.

Воспитатель: Да, правильно, это старинная вещь - керосиновая лампа, рассмотрим её. Из чего состоит лампа?

Дети: У неё есть: подставка, фитиль, колпак, ручка для уменьшения пламени.

Воспитатель: А зачем нужен фитиль? А колпак? Почему колпак сделан из стекла? Почему её называют керосиновая?

Дети: В нижнюю часть лампы наливают керосин. Фитиль из ваты или нити опускают в керосин, он пропитывается керосином, затем его поджигают и он горит. Поэтому лампу называют керосиновой.

Дети: Колпак нужен, чтобы не обжечься, чтобы пламя не горело сильно, а из стекла, он потому, что стекло прозрачное и становится светло от огня вокруг лампы. Она освещает весь дом.

2. Актуализация знаний

Дидактические задачи:

1) обогатить знания о существовании четырех стихий: огня, воды, воздуха, земли;

2) активизировать словарь: «огонь - царь», «вода - царица», «земля - матушка», «небо - батюшка».

Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики перед экраном.

Воспитатель: (Тихим загадочным голосом) Включим лампу, и под её таинственный свет послушайте рассказ.

Показ ЭМП «Четыре стихии» с 1 по 11 слайд.

1 слайд: «Четыре стихии»

2 слайд: В старину люди не знали законов природы, физики, химии.

3 слайд: Их пугали гроза.

4 слайд: Наводнение.

5 слайд: Землетрясение.

6 слайд: Они поклонялись небу, солнцу, дождю.

7 слайд: Просили их не гневаться.

8 слайд: Делали им подношения и пели песни.

9 слайд: Называли стихии: «огонь — царь», «вода — царица», «земля — матушка», «небо — батюшка».

10 слайд: В старину люди придумали пословицы: «Воры обшарят — стены оставят, а огонь все приберет», «Огонь да вода — нужда да беда», «Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли»

11 слайд: Тогда появились загадки: «Я — не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего, и все меня любят, и все меня губят», «Красный петух по жердочке бежит!», «День спит, ночь глядит, утром умирает, другая сменяет». О чём эти загадки?

Пауза.

Дети: Об огне, одной из стихий.

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о различных природных объектах (огонь, воздух, вода, почва);

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель предлагает детям встать в хоровод.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо - плохо» и поочередно отвечать на вопросы игры, Огонь – это плохо.

Дети: Плохо, потому, что можно обжечься.

Воспитатель: Огонь – это хорошо.

Дети: Хорошо, потому что, можно согреться.

Воспитатель: Огонь – это плохо

Дети: Плохо, потому, что может случиться пожар.

Воспитатель: Огонь – это хорошо.

Дети: Хорошо, потому что, можно приготовить еду.

Воспитатель: Огонь – это плохо. Почему?

Дети: От пожара не спасешься, всё сгорит.

Воспитатель: Огонь – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что, от него светло и не страшно в лесу и дома, когда нет света, зажигаем свечу или печь.

Воспитатель: Огонь – это плохо.

Дети: Потому что, это страшно и опасно, быстро распространяется и трудно потушить.

Воспитатель: Огонь – это хорошо.

Дети: Потому что, можно пожарить шашлык на пикнике.

Воспитатель: Огонь – это плохо.

Дети: Потому что, ожоги, очень трудно вылечить. Нужны операции и пересадка кожи.

Воспитатель: Огонь – это хорошо. Почему?

Дети: Хорошо потому, что огнём можно любоваться, это очень красиво.

Воспитатель: вы очень хорошо рассказали об огне. Но мы так и не смогли определить огонь это плохо или хорошо!

4.«Открытие» нового знания

Дидактические задачи:

1) используя морфологическую дорожку, формировать представления о свойствах огня, воды, воздуха и почвы; о правилах безопасности при обращении с огнем и водой;

2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

Предлагает пройти на ковёр, к морфологической таблице – в виде четырёх сосудов с огнём, водой, воздухом и землёй.

Воспитатель: В сказках живут различные герои. И вот однажды, Красная Шапочка, Железный дровосек, Буратино и Колобок отправились в путешествие по волшебной дорожке.

Воспитатель: На дорожках они встретятся со всеми стихиями сразу: огнём, водой, воздухом и землёй. Подумайте, порассуждайте, что случится с Буратино, если он встретится с огнём? (Показывает игрушку Буратино).

Дети: Он сгорит. Он сделан из дерева.

Воспитатель: (Проводит опыт). Я возьму лучину, вы знаете, она деревянная, поднесу её к огню. Что вы видите?

Дети: Она горит.

Воспитатель: Почему лучина так быстро загорелась?

Дети: Лучина деревянная, она вспыхнула быстро и горит очень хорошо и быстро сгорает. Лучиной разжигают печь.

Воспитатель: Как вы думаете, боится ли Буратино воды?

Дети: Нет, не боится, он деревянный, а дерево не тонет.

Воспитатель: Проверим! (Дети помещают щепку в воду).

Воспитатель: А что Буратино будет делать в случаи опасности?

Дети: Станет, как бревно плыть к берегу; Превратится в корабль и спасёт кого – то.

(Ребёнок помещает кораблик, сделанный из дерева в воду).

Воспитатель: Нужен ли деревянному человечку воздух?

Дети: Нет, это игрушка, он не дышит. А дерево это растение – ему необходим воздух, оно растёт и дышит.

Воспитатель: А что произойдёт, если Буратино встретится с землёй? Пофантазируйте.

Дети: Если его поливать, то он даст корни и Буратино может превратиться в красивое зелёное дерево, как вот эти веточки с дерева.

Воспитатель: Следующий герой отправляется в путешествие по нашей дорожке. Представьте Железный Дровосек и встретились с огнём?

Дети: Если огонь не сильный, то он нагреется, как утюг и может кого – то обжечь.

Воспитатель: (Проводит опыт). Это гвоздь (ложка) – он железный. Нагрею его с помощью огня.

Воспитатель: Как проверить горячий он или нет?

Дети: Его можно опустить в воду – вода зашипит, если гвоздь горячий

(Воспитатель проводит опыт, опускает гвоздь в воду).

Дети: А если огонь сильный, то он расплавится и превратится в кусок железа.

(Воспитатель показывает расплавленные кусочки железа).

Воспитатель: Железный Дровосек встретился с водой. Что произойдёт?

Дети: Очень страшно, но он утонет, так как он тяжёлый, а тяжёлые предметы тонут. (Проводится опыт, помещаем кусок железа в воду).

Дети: А если не утонет, то заржавеет, так как железо от воды покрывается ржавчиной. Воспитатель показывает трубы из железа с ржавчиной.

Воспитатель: Как вы думаете, нужен ли железному Дровосеку воздух?

Дети: Нет, он не дышит, это игрушка. На заводах машины – роботы используют, что бы было легче работать человеку.

Воспитатель: Боится ли железный Дровосек земли?

Дети: Нет, он земли не боится, но в земле влага, а от влаги, воды он заржавеет.

Воспитатель: Колобок покатился по волшебной дорожке. А из чего сделан колобок? Булки, батоны – это что?

Дети: Это хлеб или мучное изделие. Колобок тоже сделан из муки.

Воспитатель: И вот он встретил огонь. Что произойдёт?

Дети: Он сгорит; Будет подгорелый, не съедобный; А если бы он был ещё тестом, то он на огне бы испёкся.

Воспитатель: Что будет с Колобком в воде?

Дети: Он намокнет и утонет; От влаги намокнет, покроется плесенью, ведь он из теста.

Воспитатель: Нужен ли воздух Колобку?

Дети: Нет, он сказочный герой и сделан из теста.

Воспитатель: Но воздух нужен, когда пекут хлеб, муку просевают, она наполняется воздухом, от этого хлеб становится пышнее.

Воспитатель: Боится ли Колобок почву, землю?

Дети: Да, потому, что в земле влага и хлеб испортится, заплесневеет. Хлеб наше богатство. Его на землю не бросают.

Воспитатель: Красная Шапочка отправляется в путь по волшебной дорожке. Ой, что – то мне стало страшно за неё. Остановим её и расскажем, какие опасности её подстерегают. Стихия огня!

Дети: В огне она сгорит или получит ожоги. Но если правильно огонь использовать, в пути Красная шапочка при помощи огня может согреться, сварить себе пищу, подогреть воду и умыться, постирать одежду.

Воспитатель: Стихия воды!

Дети: В воде она утонет, если не умеет плавать, ведь она ещё ребёнок или простудится и заболеет. Но вода нужна человеку: мы её пьём, варим пищу, моемся в воде, стираем, поливаем растения. Без воды не может жить человек.

Воспитатель: Воздух!

Дети: Воздух ей обязательно нужен, она живая, а люди воздухом дышат.

Воспитатель: Земля!

Дети: Земли Красная Шапочка не боится, она по ней ходит, может ходить босиком, земля нас кормит. На земле мы выращиваем овощи, фрукты, хлеб. На земле строим дома.

Воспитатель: А ещё в земле находятся полезные ископаемые: уголь, газ, нефть, золото и многие другие ископаемые нужные человеку.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

1) формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям и героям произведений;

2)организовать активный отдых детей, развивать воображение.

1 часть.

Воспитатель: О стихии огня написано много рассказов и сказок. Пройдите на наш вернисаж (дети проходят к мольбертам с портретами поэтов, писателей и картин к их произведениям). Об огне писали Л. Толстой и С. Маршак, Г. Андерсен и К. Чуковский. Угадайте, кто написал эти строки и как называются эти произведения? И подойдите к этому мольберту (включаю запись).

Л. Толстой:

«Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что – нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем - то в зубах. Когда народ рассмотрел о, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу».

С. Маршак:

«Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня, какого – то

Лет двадцати».

Г. Андерсен:

«Не успел дверь открыть, как увидел огромную собаку с глазами, что башни замка. Сторожила она сундук с золотом. Высыпал служивый серебро, набил карманы золотом, взял старухи старое огниво и поднялся по верёвке наверх».

Воспитатель: В каком произведении огонь выступает как друг, а в каком - как враг?

Дети: Огонь – враг в рассказе «Пожарные собаки» и «Пожар», от огня сгорают дома, чуть не погибли дети – девочки.

Дети: В сказке «Огниво» при помощи огня происходит чудо, появляется собака, что бы исполнить желание.

2 часть.

Воспитатель предлагает под музыку с помощью различных предметов (султанчиков, платков, лент, мишуры, флажков) изобразить огонь добрый и злой, стремительный и жгучий, тёплый и мягкий или воду, бушующую или струящуюся, наводнение или ручеёк.

Дети танцевальными движениями изображают огонь и воду.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.

Воспитатель: (собирает детей около себя) Где вы сегодня были? Кому помогли? Теперь вы можете ответить огонь - это хорошо или плохо? Как вам это удалось? Какие знания, умения и личностные качества вам пригодились?

Дети обговаривают результат: Мы можем теперь ответить на вопрос «огонь - это хорошо или плохо?» Нам это удалось, потому что и мы много узнали об огне, из книг и сказок. Встретились со всеми стихиями сразу и вместе провели опыты с огнём, водой и воздухом. Много узнали интересного и поучительного. Научились правильно обращаться с огнём. Проявили себя как настоящие спасатели - выручили героев сказок от встречи со стихиями, когда это было опасно.

Воспитатель: (хвалит детей) очень интересное и поучительное путешествие получилось у нас. Я предлагаю на память об этом путешествии нарисовать картинки «Огонь - друг» или «Огонь – враг».

Дети выбирают изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, листы бумаги различного размера и цвета) и рисуют свои рисунки.

Комментарии к сценарию: Л. Толстой «Пожарные собаки», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Ю Г. Андерсен «Огниво», Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах пожарной безопасности, О. И. Давыдова, С. М. Вялкова, Л. А. Капралова «Исследовательская деятельность детей в предшкольном образовании», Коган М. С. «Познавательные игры и программы с дошколятами и школьниками», А. М. Страунинг «Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста Росток», Т. А. Сидарчук, Н. И. Ардашева, И. Я. Гудкович «Истории про…».

Публикации по теме:

Конспект беседы по пожарной безопасности «Огонь — друг, огонь — враг» Цель беседы: профилактика пожаров и гибели детей, обучение их мерам пожарной безопасности. Задачи: -расширить знания детей об огне, его.

Конспект НОД «Огонь — друг, огонь — враг» для детей подготовительной к школе группы Цель: формирование знаний о пожарной безопасности. Задачи: ОО «Социально-коммуникативное развитие» 1. Закрепить знания детей о правилах.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг» Конспект открытого занятия в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг» воспитатель МБДОУ «Золотой петушок» Лубянова Инна Владимировна.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Поможем мальчикам понять друг друга» Образовательная область: «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие» Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7лет).

Образовательная ситуация по рисованию с натуры с дошкольниками подготовительной группы «Друг детства — Мишка-Топтыжка» Образовательная область: художественное творчество (рисование) Возрастная группа: подготовительная Тема: Рисование с натуры «Друг детства.

Образовательная ситуация в средней группе «Огонь — наш друг, огонь — наш враг» «Огонь – наш друг, огонь – наш враг». Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.

Конспект занятия по пожарной безопасности «Огонь — друг, огонь — враг» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЫНДЫ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЕМУШКА».

Проектная деятельность в ДОУ в подготовительной группе детей с ОВЗ «Огонь — друг, огонь — враг»Проектная деятельность в ДОУ в подготовительной группе детей с ОВЗ «Огонь — друг, огонь — враг» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ОВЗ). «ОГОНЬ ДРУГ, ОГОНЬ ВРАГ». Воспитатели:Стебенева Н. Н. Першуткина Е. В. Учитель-дефектолог:.

Тематическая неделя по пожарной безопасности «Огонь — друг, огонь — враг»Тематическая неделя по пожарной безопасности «Огонь — друг, огонь — враг» Бельская Ирина. Обучение детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности в наше время очень важно. Воспитывать навыки осторожного.

Занятие по основам безопасности жизнедеятельности «Огонь — враг, огонь — друг» (подготовительная группа)Занятие по основам безопасности жизнедеятельности «Огонь — враг, огонь — друг» (подготовительная группа) «Огонь -друг, огонь-враг» Образовательные области: безопасность, познание, коммуникация, здоровье, социализация –игра. Цель: Закрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Огонь — наш друг или враг?»
Опубликовано: 28 июля 2019 в 15:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД