Папки-передвижки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Поможем мальчикам понять друг друга»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Поможем мальчикам понять друг друга»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7лет)

Тема: «Поможем мальчикам понять друг друга»

Основная цель:

Формирование у воспитанников представления о многозначности слов через использование разных источников информации.

Задачи:

Образовательные :

1. Создать условия для расширения словарного запаса детей: подбор родственных слов, сравнительной степени прилагательных.

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Поможем мальчикам понять друг друга“» размещена в разделах

2. Формировать у детей понятие «ключ – родник» (открытие нового знания).

3. Закреплять знания о многозначности слова «ключ».

4. Закреплять умения детей проводить, звуковой анализ слова составлять предложения по схеме.

Развивающие:

1. Содействовать развитию:

- мыслительных операций: причинно – следственные связи, анализ, синтез;

- психических процессов: памяти, внимания, слухового восприятия, логического и образного мышления, воображения.

Воспитательные:

1. Содействовать формированию у детей отзывчивости, желания помочь.

2. Формированию умение прислушиваться к мнению других, не перебивать друг друга.

Дидактические материалы:

1. Иллюстрации ключей (дверной, гаечный, скрипичный).

2. Настоящие ключи.

3. Электронные ресурсы к занятию (презентация).

4. Иллюстрация ключа – родника.

Раздаточный материал: пластилин, клеёночки.

Оборудование: компьютер, блестящий шар, книга «Толковый словарь».

Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация уточняет и закрепляет знания детей старшего дошкольного возраста о многозначности слов, о родственных словах, сравнительной степени прилагательных.

Ход образовательной ситуации:

Введение в ситуацию

Организационный момент:

Дети стоят в кругу, приветствие «Дружные ребята».

Все мы дружные ребята (взяться за руки)

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем (положить руки на плечи друг другу).

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо (обнялись,

Будет радостно, светло

Слайд 1. Самоделкин с книгой.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? (ответы детей)

- Правильно! Это друг весёлых человечков из детского журнала «Весёлые картинки» - Самоделкин.

- А что у него в руках? (книга).

- Самоделкин прочитал интересный рассказ о двух друзьях, которые не поняли друг друга и даже чуть не поссорились. Он хочет помочь мальчикам и сохранить их дружбу, но одному ему не справится.

- Давайте я вам прочитаю рассказ, и мы узнаем, что случилось с друзьями.

Воспитатель предлагает присесть на стулья, напоминает об осанке и вместе с детьми проговаривает правило:

«Уши слушают – и все слышат,

Глаза смотрят – и все видят,

Ноги не мешают, руки помогают,

А голова-головушка – хорошо думает».

Рассказ.

«Однажды встретились два друга.

- Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, - сказал Серёжа.

- Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история».

- Дети, о ком этот рассказ? мальчиках, о Сереже и Саше).

- Что случилось с Сережей? (Потерял ключ).

- А что ответил Саша? (Как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из ключа воду пил).

- Как вы думаете, почему друзья не поняли друг друга? (Они не знали, о каких ключах говорят).

Самоделкин: - Я знаю, что есть ключи разные, но о каких ключах говорят мальчики нам нужно разобраться.

- Вы хотите помочь мальчикам?

- Вы сможете помочь друзьям? (Сможем). (Мы знаем, какие бывают ключи). (Мы сможем помочь мальчикам). (Мы всегда друг другу помогаем). (Мы дружные).

- Как вы сможете им помочь? (Рассказать им, что знаем о ключах).

Самоделкин: - Значит, чтобы помочь мальчикам, надо рассказать о ключах то, что мы знаем. Саше – какой ключ потерял Сережа, а Сереже – из какого ключа пил Саша.

2. Актуализация знаний и умений.

- Ребята, расскажите о ключах всё что знаете.

Слайд 2. Картинка скрипичного ключа.

- Это какой ключ? (Это скрипичный ключ).

- Для чего нужен скрипичный ключ? (Скрипичный ключ используется для записи нот).

Слайд 3. Картинка гаечного ключа.

- Это какой ключ? (Гаечный ключ).

- Для чего нам нужен гаечный ключ? (Открутить – закрутить, отвинтить – завинтить, навинтить, подвинтить, подкрутить гайку).

- Ключи бывают разного размера – от самого маленького до самого большого, в зависимости от того, какая гайка.

- Ребята, подойдите к столу и разберите ключи по видам.

(работа детей)

- Расскажи, Саша, какие ты собрал ключи. собрал гаечные ключи).

- Правильно собрал Саша ключи? (Он собрал только гаечные ключи).

- Я предлагаю вам поиграть в игру. Встаньте в круг, я вам кидаю мяч и называю словосочетание, а вы кидаете мне мяч и отвечаете.

Игра «Скажи по - другому».

- Ключи бывают разные. Если я скажу маленький ключ - вы ответите по- другому.

Маленький ключ – ключ меньше,

узкий ключ – ключ уже,

шершавый ключ – ключ шершавее,

тонкий ключ – ключ толще,

лёгкий ключ – ключ легче,

тяжелый ключ – ключ тяжелее.

Игра «Подбери похожие слова».

- Я скажу - ключ, а вы продолжите похожим словом.

(ключик, ключи, ключник, ключница, ключевой, ключевая).

Слайд 4. Картинка дверного ключа.

- Это какой ключ? (Дверной ключ).

- Для чего нам нужен дверной ключ? (Открывать – закрывать дверь, отпирать – запирать замок).

- Значит, о каком потерянном ключе говорил Серёжа? (О дверном ключе).

Слайд 1. Картинка Самоделкина.

Самоделкин: - Молодцы, ребята, вы все правильно рассказали о ключах.

Догадались, что Сережа говорил о ключе, который открывает двери.

3. Затруднение в ситуации.

Слайд 5. Картинка Самоделкина с карточкой на которой с одной стороны дверной ключ, а с другой знак вопроса.

Самоделкин: - Ребята, мы уже знаем, о каком ключе в рассказе говорил Сережа. А о каком ключе говорил Саша ещё не выяснили.

- Давайте вспомним, что Саша сказал о своём ключе? (Он находится в лесу, вода в нем свежая и вкусная).

- Вы знаете такой это ключ? (Нет, не знаем).

- Куда же нам надо отправиться, чтоб узнать об этом ключе? (В лес).

- Давайте быстро за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Вижу, у вас у всех отличное настроение. И я думаю, что мы решим все возникшие проблемы. (Дети с воспитателем идут по группе и подходят к блестящему шару).

- «К шару тихо прикоснись и, где хочешь, окажись.

Раз, два, три в лес волшебный попади».

Слайд 6. Картинка Самоделкина с карточкой знака вопроса.

Самоделкин - Вы знаете, ребята, какой ключ нам искать? (Ключ, из которого можно пить). (Ключ, в котором чистая и свежая вода).

4. Открытие нового знания.

- Кто, нам поможет в таком большом лесу найти ключ? (Можно спросить у лесника, грибника). (Можно посмотреть на карту).

- Я правильно вас поняла, вы хотите посмотреть на карте. Вот карта леса с условными обозначениями водоёмов.

Слайд 7. Карта с топографическими обозначениями водоемов.

Педагог с детьми рассматривает топографические обозначения водоемов.

- Что обозначает этот знак? (Этот знак обозначает озеро).

- Что обозначает этот знак? (Этот знак обозначает реку).

- Что обозначает этот знак? (Мы не знаем).

- Чтобы узнать отправимся к этому водоему.

Физкультминутка «Правила поведения в лесу».

Природу надо охранять (рисуют руками круг)

Зверей и птиц не обежать (грозят пальцем)

Цветы напрасно не срывать (приседают)

В лесу костры не разжигать (топают)

С природой будем мы дружить (берутся за руки)

Живое на Земле любить (прижимают руки к груди)

- Вот мы и подошли к последнему водоему.

Слайд 8. Картинка с родником.

- Давайте вспомним, что сказал Саша? («Я сегодня из ключа пил. Там вода вкусная и свежая».)

- О каком ключе говорил Саша? Вы догадались? (Это вода, которая вытекает из земли).

- Смотрите, что ключ не просто вытекает из земли, он открывает землю и выбивается небольшим фонтанчиком. Даже не замерзает зимой. О нем говорят: «Бежит в зеленой чаще веселый ключ журчащий».

- Ребята, я взяла с собой Толковый словарь, который объясняет значения слов. Находим слово КЛЮЧ – из земли, выбивается фонтанчиком. Читаем – это ключ – РОДНИК.

Слайд 9. Картинка с Самоделкиным и карточкой со знаком восклицания и топографическим знаком ключа – родника.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений.

Игра «Скажи по - другому».

- Я вам буду называть слова, а вы отвечают по цепочке добавляя слово «ещё».

- Вода водопроводная чистая, а в ключе – роднике ….– еще чище.

Вода в реке быстрая, а в ключе – роднике – …. (еще быстрее).

Вода в стакане прозрачная - а в ключе – роднике – …. (еще прозрачнее).

Вода в реке холодная, а в ключе – роднике – …. (еще холоднее).

Вода под краном прохладная, а в ключе – роднике – …. (еще прохладнее).

Вода свежая, а в ключе – роднике – …. (еще свежее).

Вода вкусная, а в ключе – роднике – …. (еще вкуснее).

Вода в реке светлая, а в ключе – роднике …. (еще светлее).

- Ребята, что же мы узнали? (Мы узнали, что слово ключ имеет еще значение ключ – родник).

- Мы родник зовем ключом и ключ от дверей тут ни при чем.

Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, о своём ключе? (Я пил из лесного ключа – родника). (Я сегодня был в лесу, там бьёт ключ – родник. Вода в нём вкусная и свежая).

- А как Сереже надо было сказать, чтобы друг его понял? (Я потерял ключ от квартиры). (Я потерял дверной ключ).

- Как же нужно разговаривать? (Нужно говорить так, чтобы тебя поняли).

- Ребята, вы молодцы! Узнали новое значение слова ключ, и сможете помочь друзьям. Теперь пора возвращаться в группу.

- «К шару тихо прикоснись и где хочешь окажись.

Раз, два, три в детский садик попади».

- Ну вот мы и в группе. Ребята, давайте слепим все виды ключей для ребят старшей группы, чтобы они тоже не перепутали значения многозначного слова «ключ».

Вместе со своим другом выбери карточку с картинкой ключа (скрипичный, гаечный, дверной, родник) и слепите из пластилина (работа детей).

6. Осмысление

- Молодцы! Ребята, давайте еще раз назовем все ключи, о которых мы сегодня говорили. (Ключ – родник, дверной, гаечной, скрипичной).

- А внешне они похожи или разные? (Разные).

- Ребята, вспомните, если слово имеет одно значение, то оно какое? (Однозначное).

- А если у слова много значений? То оно как называется? (Многозначное).

- Сколько значений у слова «Ключ»? (Много).

- Значит слово «ключ» - (многозначное).

«Много есть ключей: ключ-родник среди камней,

ключ скрипичный, завитой, гаечный и ключ дверной».

- Сегодня вы нашли и сделали открытие – «Ключ-родник», узнали, что слово «ключ» - многозначное.

- Ребята, кому мы помогли? (Помогли Самоделкину, который поможет мальчикам понять друг друга).

- Почему мы смогли это сделать? (Потому что узнали еще одно значение слова ключ). (Искали ключ, где свежая, чистая вода). (В волшебном лесу нашли ключ - родник).

- Какие знания вам сегодня пригодились? (Знания о ключах, любовь к природе, умение играть в словесные игры).

- Что было самым интересным? (Встреча с Самоделкиным). (Поход в лес). (Чтение карты). (Поиск ключа – родника).

- Со всеми заданиями вы справились? (Да).

- Как вы думаете почему? (Потому что работали вместе). (Друг другу помогали).

- Было ли вам трудно? (Что слово ключ имеет еще одно значение, это ключ – родник). (Слово ключ многозначное).

- В каких ситуациях вам может пригодиться умение говорить так, чтобы вас поняли? (Если потеряешься). (Если нужно что-то спросить, узнать в школе).

- Молодцы! Я горжусь тем, что вы сможете всегда прийти на помощь, растёте добрыми, отзывчивыми, дружными. Свои слепленные ключи мы сейчас отнесём ребятам старшей группы.

«Ведь дружба и братство – главное богатство».

Комментарии к сценарию.

Конспект «Поможем мальчикам понять друг друга» включает в себя технологию деятельностного метода Л. Г. Петерсон «Ситуация» комплексной программы дошкольного образования «Мир открытий», которую реализует МБОУ «Школа развития № 24».

Использование технологии «Ситуация» позволяет последовательно от этапа к этапу формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов саморазвития личности. Дополнительные образовательные эффекты достигается в различных ситуациях, с которыми сталкиваются дети в течение дня, когда они сами «откроют» для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия.

Учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей спланирован на гибкости образовательной среды, дифференциации образовательного процесса и приобретении новых знаний (способов действия) в совместной деятельности: работа в парах или микрогруппах.

Для решения поставленной цели (формирование у воспитанников представления о многозначности слов через использование разных источников информации) и задач простроена форма занятия на основе специфических для данной возрастной категории видов деятельности: игра, общение, познавательная деятельность, творческая активность.

Целостная структура технологии деятельностного метода «Ситуация» Л. Г. Петерсон включает в себя шесть основных этапов, которые построены в логической последовательности и имеют переход от одного этапа к другому. 1 этап «Введение в ситуацию».

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель). 

2 этап «Актуализация».

На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, я направляю деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия».

3 этап «Затруднение в ситуации».

Данный этап является ключевым, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации.  

4 этап «Открытие детьми нового знания (способа действия»).

На данном этапе вовлекаю воспитанников в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.  

5 этап «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка».

На этом этапе предлагаю различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях.  

6 этап «Осмысление» (итог).

Этап является необходимым элементом любой деятельности, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

Длительность занятия 30 минут, что соответствует требованиям СанПиНа 2.4.1.3048 – 13 детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) дошкольного образовательного учреждения. Для снятия утомления детей использовала средства релаксационных упражнений – физминутка.

Цель по формированию представления о многозначности слов была

достигнута благодаря познавательной активности детей и умения использовать разные источники информации. В данной организованной образовательной деятельности воспитанники знакомятся с понятием - многозначное слово «ключ» и его значениями. В ходе деятельности воспитанники достигают через специальные игровые упражнения детскую цель - «помочь мальчикам понять друг друга», преодолевают индивидуальные затруднения в определении значения многозначного слово «ключ».

Для решения задач по намеченному плану эффективно использовались методы и приё мы: беседа, рассказ, обсуждение, игровые упражнения, игры.

Заинтересованность, активность, работоспособность детей в течение всего занятия обеспечивалась через виды детской деятельности:

- коммуникативный (беседа, рассказ, обсуждение,

- познавательный (поиск значений слова,

- продуктивный (лепка ключей,

- двигательный (физминутка, поход в лес, игра с мячом).

Прослеживается взаимосвязь данного занятия с предыдущими и последующими занятиями.

Предварительная работа:

Игры «Помоги другу», «Друг заболел», «Подруги», игровое упражнение «Спиной друг к другу».

Проблемые ситуации «Как увлечь друга», «Как развеселить друга».

Ситуативный разговор «Обсуждение с детьми качеств характера, которые способствуют доброму общению», разговор по телефону «Мы – воспитанные дети».

Общение «Где были, что видели?», «Наши добрые дела».

Беседа «Отношение к больному человеку».

Культура поведения «Всем говорю, здравствуйте!», этюд «Встреча друга».

Образовательная ситуация «Мы - помощники в группе».

Подвижные игры «Найди себе пару», «Свободное место», «Мы – весёлые ребята», «Перебежки парами», «Ловишки друга».

НОД по познавательному развитию «О любви и дружбе», «Достоинство и благородство».

Заучивание пословиц о дружбе: «Без друга в жизни туго», «Берись дружно - не будет грузно», «Битвы успех в героизме, счастья успех в дружбе», «Верный друг лучше сотни слуг», «Дерево крепко корнями, а человек – друзьями».

Восприятие художественной литературы: чтение произведений Л. Н. Толстого «О дружбе, честности и труде», И. Антонова «Весёлые рассказы про любовь и дружбу», Н. Носова «Огурцы», «Заплатка», «Живая шляпа», «Мишкины истории», Джанни Родари «Приключения Чипполино», В. Драгунский «Денискины рассказы»

Знакомство детей с разными видами ключей (дверной, гаечный,, скрипичный). Понятия «однозначное» и «многозначное» слово.

Знакомство с картой и топографическими условными обозначениями озера и реки.

Разучивание стихотворения с движением «Правила поведения в лесу».

Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лес».

Последующая работа:

Культура поведения и общение «Волшебные слова для близких».

Экологическая игра «Собери букет для мамы».

Восприятие художественной литературы: чтение В. Катаева «Цветик-семицветик», Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Настольные игры в парах «Шашки», «Шахматы», «Домино».

Образовательная ситуация «Расскажи о своем настроении весной другу».

Настольный театр для малышей «Маша и медведь».

Беседа «Добро не умрет, а зло пропадёт».

Подвижная игра «Кто останется в кругу?», «Найди себе пару», малоподвижная игра «Угадай, о ком я скажу?».

НОД по познавательному развитию «Давайте говорить друг другу комплименты».

Проект «Многозначные слова» по запросу детей и родителей.

Отражение работы с детьми по подведению итогов занятия прослеживается через шестой этап технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон - «Осмысление». Деятельность воспитанников при помощи вопросов : Кому мы помогли? Почему мы смогли это сделать? Какие знания вам сегодня пригодились? Что было самым интересным? Было ли вам трудно? В каких ситуациях вам может пригодиться умение говорить так, чтобы вас поняли? и фиксации достижения детской цели создали ситуацию успеха : «Нам удалось, потому что мы узнали (научились)».

Воспитанники справились с заданиями и с помощью вопросов, подвели к выводу, что свою («детскую») цель они достигли благодаря тому, что что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось, потому что узнали (научились…»).

Анализируя свою педагогическую деятельность на занятии, построила перспективу на будущее: организованную деятельность планировать в соответствии с инновационной технологией деятельностного метода «Ситуация» Л. Г. Петерсон.

Публикации по теме:

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Конспект занятия-открытия нового в технологии «ситуация». Конструирование из бумаги в средней группе «Блокнот для друга» Конспект занятия открытие нового знания в технологии «ситуация» Конструирование из бумаги в средней группе. Тема: «Блокнот для друга» Цель:.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Друзья для пингвиненка Лоло» Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: старшая (5-6) лет Тема: Друзья.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Праздник для птиц» Образовательная область: Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) Возрастная группа: подготовительная.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В лес за грибами» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: средняя. Тема: «В лес за грибами». Основная цель:.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Юные спасатели» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: «Юные спасатели».

Образовательная ситуация в средней группе «Огонь — наш друг, огонь — наш враг» «Огонь – наш друг, огонь – наш враг». Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.

Конспект занятия в технологии деятельностного метода «Ситуация» для детей средней группы 4–5 лет «Письмо доброго друга» Открытие нового способа действия - создание аппликации методом обрыва. Задачи: учить детей выполнять работу в технике обрывной аппликации.

Конспект «Маленькие волонтеры» образовательная ситуация с дошкольниками Образовательная область: речевое развитие (приоритетная, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Возрастная группа:.

Консультация «Учим детей понимать друг друга» Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст, умение общаться – одно из условий развития личности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Поможем мальчикам понять друг друга»
Опубликовано: 23 марта 2019 в 16:10
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками «Поможем мальчикам понять друг друга»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД