Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Поможем мальчикам понять друг друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7лет)
Тема: «Поможем мальчикам понять друг друга»
Основная цель:
Формирование у воспитанников представления о многозначности слов через использование разных источников информации.
Задачи:
Образовательные :
1. Создать условия для расширения словарного запаса детей: подбор родственных слов, сравнительной степени прилагательных.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Поможем мальчикам понять друг друга“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
2. Формировать у детей понятие «ключ – родник» (открытие нового знания).
3. Закреплять знания о многозначности слова «ключ».
4. Закреплять умения детей проводить, звуковой анализ слова составлять предложения по схеме.
Развивающие:
1. Содействовать развитию:
- мыслительных операций: причинно – следственные связи, анализ, синтез;
- психических процессов: памяти, внимания, слухового восприятия, логического и образного мышления, воображения.
Воспитательные:
1. Содействовать формированию у детей отзывчивости, желания помочь.
2. Формированию умение прислушиваться к мнению других, не перебивать друг друга.
Дидактические материалы:
1. Иллюстрации ключей (дверной, гаечный, скрипичный).
2. Настоящие ключи.
3. Электронные ресурсы к занятию (презентация).
4. Иллюстрация ключа – родника.
Раздаточный материал: пластилин, клеёночки.
Оборудование: компьютер, блестящий шар, книга «Толковый словарь».
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация уточняет и закрепляет знания детей старшего дошкольного возраста о многозначности слов, о родственных словах, сравнительной степени прилагательных.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию
Организационный момент:
Дети стоят в кругу, приветствие «Дружные ребята».
Все мы дружные ребята (взяться за руки)
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем (положить руки на плечи друг другу).
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо (обнялись,
Будет радостно, светло
Слайд 1. Самоделкин с книгой.
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? (ответы детей)
- Правильно! Это друг весёлых человечков из детского журнала «Весёлые картинки» - Самоделкин.
- А что у него в руках? (книга).
- Самоделкин прочитал интересный рассказ о двух друзьях, которые не поняли друг друга и даже чуть не поссорились. Он хочет помочь мальчикам и сохранить их дружбу, но одному ему не справится.
- Давайте я вам прочитаю рассказ, и мы узнаем, что случилось с друзьями.
Воспитатель предлагает присесть на стулья, напоминает об осанке и вместе с детьми проговаривает правило:
«Уши слушают – и все слышат,
Глаза смотрят – и все видят,
Ноги не мешают, руки помогают,
А голова-головушка – хорошо думает».
Рассказ.
«Однажды встретились два друга.
- Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, - сказал Серёжа.
- Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.
Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история».
- Дети, о ком этот рассказ? (О мальчиках, о Сереже и Саше).
- Что случилось с Сережей? (Потерял ключ).
- А что ответил Саша? (Как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из ключа воду пил).
- Как вы думаете, почему друзья не поняли друг друга? (Они не знали, о каких ключах говорят).
Самоделкин: - Я знаю, что есть ключи разные, но о каких ключах говорят мальчики нам нужно разобраться.
- Вы хотите помочь мальчикам?
- Вы сможете помочь друзьям? (Сможем). (Мы знаем, какие бывают ключи). (Мы сможем помочь мальчикам). (Мы всегда друг другу помогаем). (Мы дружные).
- Как вы сможете им помочь? (Рассказать им, что знаем о ключах).
Самоделкин: - Значит, чтобы помочь мальчикам, надо рассказать о ключах то, что мы знаем. Саше – какой ключ потерял Сережа, а Сереже – из какого ключа пил Саша.
2. Актуализация знаний и умений.
- Ребята, расскажите о ключах всё что знаете.
Слайд 2. Картинка скрипичного ключа.
- Это какой ключ? (Это скрипичный ключ).
- Для чего нужен скрипичный ключ? (Скрипичный ключ используется для записи нот).
Слайд 3. Картинка гаечного ключа.
- Это какой ключ? (Гаечный ключ).
- Для чего нам нужен гаечный ключ? (Открутить – закрутить, отвинтить – завинтить, навинтить, подвинтить, подкрутить гайку).
- Ключи бывают разного размера – от самого маленького до самого большого, в зависимости от того, какая гайка.
- Ребята, подойдите к столу и разберите ключи по видам.
(работа детей)
- Расскажи, Саша, какие ты собрал ключи. (Я собрал гаечные ключи).
- Правильно собрал Саша ключи? (Он собрал только гаечные ключи).
- Я предлагаю вам поиграть в игру. Встаньте в круг, я вам кидаю мяч и называю словосочетание, а вы кидаете мне мяч и отвечаете.
Игра «Скажи по - другому».
- Ключи бывают разные. Если я скажу маленький ключ - вы ответите по- другому.
Маленький ключ – ключ меньше,
узкий ключ – ключ уже,
шершавый ключ – ключ шершавее,
тонкий ключ – ключ толще,
лёгкий ключ – ключ легче,
тяжелый ключ – ключ тяжелее.
Игра «Подбери похожие слова».
- Я скажу - ключ, а вы продолжите похожим словом.
(ключик, ключи, ключник, ключница, ключевой, ключевая).
Слайд 4. Картинка дверного ключа.
- Это какой ключ? (Дверной ключ).
- Для чего нам нужен дверной ключ? (Открывать – закрывать дверь, отпирать – запирать замок).
- Значит, о каком потерянном ключе говорил Серёжа? (О дверном ключе).
Слайд 1. Картинка Самоделкина.
Самоделкин: - Молодцы, ребята, вы все правильно рассказали о ключах.
Догадались, что Сережа говорил о ключе, который открывает двери.
3. Затруднение в ситуации.
Слайд 5. Картинка Самоделкина с карточкой на которой с одной стороны дверной ключ, а с другой знак вопроса.
Самоделкин: - Ребята, мы уже знаем, о каком ключе в рассказе говорил Сережа. А о каком ключе говорил Саша ещё не выяснили.
- Давайте вспомним, что Саша сказал о своём ключе? (Он находится в лесу, вода в нем свежая и вкусная).
- Вы знаете такой это ключ? (Нет, не знаем).
- Куда же нам надо отправиться, чтоб узнать об этом ключе? (В лес).
- Давайте быстро за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Вижу, у вас у всех отличное настроение. И я думаю, что мы решим все возникшие проблемы. (Дети с воспитателем идут по группе и подходят к блестящему шару).
- «К шару тихо прикоснись и, где хочешь, окажись.
Раз, два, три в лес волшебный попади».
Слайд 6. Картинка Самоделкина с карточкой знака вопроса.
Самоделкин - Вы знаете, ребята, какой ключ нам искать? (Ключ, из которого можно пить). (Ключ, в котором чистая и свежая вода).
4. Открытие нового знания.
- Кто, нам поможет в таком большом лесу найти ключ? (Можно спросить у лесника, грибника). (Можно посмотреть на карту).
- Я правильно вас поняла, вы хотите посмотреть на карте. Вот карта леса с условными обозначениями водоёмов.
Слайд 7. Карта с топографическими обозначениями водоемов.
Педагог с детьми рассматривает топографические обозначения водоемов.
- Что обозначает этот знак? (Этот знак обозначает озеро).
- Что обозначает этот знак? (Этот знак обозначает реку).
- Что обозначает этот знак? (Мы не знаем).
- Чтобы узнать отправимся к этому водоему.
Физкультминутка «Правила поведения в лесу».
Природу надо охранять (рисуют руками круг)
Зверей и птиц не обежать (грозят пальцем)
Цветы напрасно не срывать (приседают)
В лесу костры не разжигать (топают)
С природой будем мы дружить (берутся за руки)
Живое на Земле любить (прижимают руки к груди)
- Вот мы и подошли к последнему водоему.
Слайд 8. Картинка с родником.
- Давайте вспомним, что сказал Саша? («Я сегодня из ключа пил. Там вода вкусная и свежая».)
- О каком ключе говорил Саша? Вы догадались? (Это вода, которая вытекает из земли).
- Смотрите, что ключ не просто вытекает из земли, он открывает землю и выбивается небольшим фонтанчиком. Даже не замерзает зимой. О нем говорят: «Бежит в зеленой чаще веселый ключ журчащий».
- Ребята, я взяла с собой Толковый словарь, который объясняет значения слов. Находим слово КЛЮЧ – из земли, выбивается фонтанчиком. Читаем – это ключ – РОДНИК.
Слайд 9. Картинка с Самоделкиным и карточкой со знаком восклицания и топографическим знаком ключа – родника.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений.
Игра «Скажи по - другому».
- Я вам буду называть слова, а вы отвечают по цепочке добавляя слово «ещё».
- Вода водопроводная чистая, а в ключе – роднике ….– еще чище.
Вода в реке быстрая, а в ключе – роднике – …. (еще быстрее).
Вода в стакане прозрачная - а в ключе – роднике – …. (еще прозрачнее).
Вода в реке холодная, а в ключе – роднике – …. (еще холоднее).
Вода под краном прохладная, а в ключе – роднике – …. (еще прохладнее).
Вода свежая, а в ключе – роднике – …. (еще свежее).
Вода вкусная, а в ключе – роднике – …. (еще вкуснее).
Вода в реке светлая, а в ключе – роднике …. (еще светлее).
- Ребята, что же мы узнали? (Мы узнали, что слово ключ имеет еще значение ключ – родник).
- Мы родник зовем ключом и ключ от дверей тут ни при чем.
Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, о своём ключе? (Я пил из лесного ключа – родника). (Я сегодня был в лесу, там бьёт ключ – родник. Вода в нём вкусная и свежая).
- А как Сереже надо было сказать, чтобы друг его понял? (Я потерял ключ от квартиры). (Я потерял дверной ключ).
- Как же нужно разговаривать? (Нужно говорить так, чтобы тебя поняли).
- Ребята, вы молодцы! Узнали новое значение слова ключ, и сможете помочь друзьям. Теперь пора возвращаться в группу.
- «К шару тихо прикоснись и где хочешь окажись.
Раз, два, три в детский садик попади».
- Ну вот мы и в группе. Ребята, давайте слепим все виды ключей для ребят старшей группы, чтобы они тоже не перепутали значения многозначного слова «ключ».
Вместе со своим другом выбери карточку с картинкой ключа (скрипичный, гаечный, дверной, родник) и слепите из пластилина (работа детей).
6. Осмысление
- Молодцы! Ребята, давайте еще раз назовем все ключи, о которых мы сегодня говорили. (Ключ – родник, дверной, гаечной, скрипичной).
- А внешне они похожи или разные? (Разные).
- Ребята, вспомните, если слово имеет одно значение, то оно какое? (Однозначное).
- А если у слова много значений? То оно как называется? (Многозначное).
- Сколько значений у слова «Ключ»? (Много).
- Значит слово «ключ» - (многозначное).
«Много есть ключей: ключ-родник среди камней,
ключ скрипичный, завитой, гаечный и ключ дверной».
- Сегодня вы нашли и сделали открытие – «Ключ-родник», узнали, что слово «ключ» - многозначное.
- Ребята, кому мы помогли? (Помогли Самоделкину, который поможет мальчикам понять друг друга).
- Почему мы смогли это сделать? (Потому что узнали еще одно значение слова ключ). (Искали ключ, где свежая, чистая вода). (В волшебном лесу нашли ключ - родник).
- Какие знания вам сегодня пригодились? (Знания о ключах, любовь к природе, умение играть в словесные игры).
- Что было самым интересным? (Встреча с Самоделкиным). (Поход в лес). (Чтение карты). (Поиск ключа – родника).
- Со всеми заданиями вы справились? (Да).
- Как вы думаете почему? (Потому что работали вместе). (Друг другу помогали).
- Было ли вам трудно? (Что слово ключ имеет еще одно значение, это ключ – родник). (Слово ключ многозначное).
- В каких ситуациях вам может пригодиться умение говорить так, чтобы вас поняли? (Если потеряешься). (Если нужно что-то спросить, узнать в школе).
- Молодцы! Я горжусь тем, что вы сможете всегда прийти на помощь, растёте добрыми, отзывчивыми, дружными. Свои слепленные ключи мы сейчас отнесём ребятам старшей группы.
«Ведь дружба и братство – главное богатство».
Комментарии к сценарию.
Конспект «Поможем мальчикам понять друг друга» включает в себя технологию деятельностного метода Л. Г. Петерсон «Ситуация» комплексной программы дошкольного образования «Мир открытий», которую реализует МБОУ «Школа развития № 24».
Использование технологии «Ситуация» позволяет последовательно от этапа к этапу формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов саморазвития личности. Дополнительные образовательные эффекты достигается в различных ситуациях, с которыми сталкиваются дети в течение дня, когда они сами «откроют» для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия.
Учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей спланирован на гибкости образовательной среды, дифференциации образовательного процесса и приобретении новых знаний (способов действия) в совместной деятельности: работа в парах или микрогруппах.
Для решения поставленной цели (формирование у воспитанников представления о многозначности слов через использование разных источников информации) и задач простроена форма занятия на основе специфических для данной возрастной категории видов деятельности: игра, общение, познавательная деятельность, творческая активность.
Целостная структура технологии деятельностного метода «Ситуация» Л. Г. Петерсон включает в себя шесть основных этапов, которые построены в логической последовательности и имеют переход от одного этапа к другому. 1 этап «Введение в ситуацию».
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель).
2 этап «Актуализация».
На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, я направляю деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия».
3 этап «Затруднение в ситуации».
Данный этап является ключевым, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации.
4 этап «Открытие детьми нового знания (способа действия»).
На данном этапе вовлекаю воспитанников в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.
5 этап «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка».
На этом этапе предлагаю различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях.
6 этап «Осмысление» (итог).
Этап является необходимым элементом любой деятельности, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.
Длительность занятия 30 минут, что соответствует требованиям СанПиНа 2.4.1.3048 – 13 детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) дошкольного образовательного учреждения. Для снятия утомления детей использовала средства релаксационных упражнений – физминутка.
Цель по формированию представления о многозначности слов была
достигнута благодаря познавательной активности детей и умения использовать разные источники информации. В данной организованной образовательной деятельности воспитанники знакомятся с понятием - многозначное слово «ключ» и его значениями. В ходе деятельности воспитанники достигают через специальные игровые упражнения детскую цель - «помочь мальчикам понять друг друга», преодолевают индивидуальные затруднения в определении значения многозначного слово «ключ».
Для решения задач по намеченному плану эффективно использовались методы и приё мы: беседа, рассказ, обсуждение, игровые упражнения, игры.
Заинтересованность, активность, работоспособность детей в течение всего занятия обеспечивалась через виды детской деятельности:
- коммуникативный (беседа, рассказ, обсуждение,
- познавательный (поиск значений слова,
- продуктивный (лепка ключей,
- двигательный (физминутка, поход в лес, игра с мячом).
Прослеживается взаимосвязь данного занятия с предыдущими и последующими занятиями.
Предварительная работа:
Игры «Помоги другу», «Друг заболел», «Подруги», игровое упражнение «Спиной друг к другу».
Проблемые ситуации «Как увлечь друга», «Как развеселить друга».
Ситуативный разговор «Обсуждение с детьми качеств характера, которые способствуют доброму общению», разговор по телефону «Мы – воспитанные дети».
Общение «Где были, что видели?», «Наши добрые дела».
Беседа «Отношение к больному человеку».
Культура поведения «Всем говорю, здравствуйте!», этюд «Встреча друга».
Образовательная ситуация «Мы - помощники в группе».
Подвижные игры «Найди себе пару», «Свободное место», «Мы – весёлые ребята», «Перебежки парами», «Ловишки друга».
НОД по познавательному развитию «О любви и дружбе», «Достоинство и благородство».
Заучивание пословиц о дружбе: «Без друга в жизни туго», «Берись дружно - не будет грузно», «Битвы успех в героизме, счастья успех в дружбе», «Верный друг лучше сотни слуг», «Дерево крепко корнями, а человек – друзьями».
Восприятие художественной литературы: чтение произведений Л. Н. Толстого «О дружбе, честности и труде», И. Антонова «Весёлые рассказы про любовь и дружбу», Н. Носова «Огурцы», «Заплатка», «Живая шляпа», «Мишкины истории», Джанни Родари «Приключения Чипполино», В. Драгунский «Денискины рассказы»
Знакомство детей с разными видами ключей (дверной, гаечный,, скрипичный). Понятия «однозначное» и «многозначное» слово.
Знакомство с картой и топографическими условными обозначениями озера и реки.
Разучивание стихотворения с движением «Правила поведения в лесу».
Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лес».
Последующая работа:
Культура поведения и общение «Волшебные слова для близких».
Экологическая игра «Собери букет для мамы».
Восприятие художественной литературы: чтение В. Катаева «Цветик-семицветик», Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Настольные игры в парах «Шашки», «Шахматы», «Домино».
Образовательная ситуация «Расскажи о своем настроении весной другу».
Настольный театр для малышей «Маша и медведь».
Беседа «Добро не умрет, а зло пропадёт».
Подвижная игра «Кто останется в кругу?», «Найди себе пару», малоподвижная игра «Угадай, о ком я скажу?».
НОД по познавательному развитию «Давайте говорить друг другу комплименты».
Проект «Многозначные слова» по запросу детей и родителей.
Отражение работы с детьми по подведению итогов занятия прослеживается через шестой этап технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон - «Осмысление». Деятельность воспитанников при помощи вопросов : Кому мы помогли? Почему мы смогли это сделать? Какие знания вам сегодня пригодились? Что было самым интересным? Было ли вам трудно? В каких ситуациях вам может пригодиться умение говорить так, чтобы вас поняли? и фиксации достижения детской цели создали ситуацию успеха : «Нам удалось, потому что мы узнали (научились)».
Воспитанники справились с заданиями и с помощью вопросов, подвели к выводу, что свою («детскую») цель они достигли благодаря тому, что что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось, потому что узнали (научились…»).
Анализируя свою педагогическую деятельность на занятии, построила перспективу на будущее: организованную деятельность планировать в соответствии с инновационной технологией деятельностного метода «Ситуация» Л. Г. Петерсон.