Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Встреча с Несмеяной»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)
Возрастная группа: дети старшего возраста
Тема: «Встреча с Несмеяной»
Цель: Приобщение детей к традиционной народной культуре, устному народному творчеству.
Задачи:
- формировать представления детей о частушках, как о малых формах устного народного творчества;
- развивать умение замечать юмор в частушках, их игровой, задорный характер;
- способствовать развитию песенного и танцевального творчества, а также ритмичности детей через игру на ложках, бубнах;
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Встреча с Несмеяной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
- поддерживать интерес к народному творчеству;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание помогать другим в трудной ситуации.
Дидактические материалы: письмо, кукольная ширма, театральная платковая кукла, «волшебное зеркало», ритмические карточки – модели, карточки с изображением музыкальных инструментов, картотеки «Танцуют девочки» и «Танцуют мальчики».
Оборудование: фортепьяно, балалайка, магнитофон, аудиозаписи, детские шумовые музыкальные инструменты (по количеству детей, мультимедийный проектор, ноутбук.
Краткая аннотация к работе.
В ходе образовательной деятельности в доступной игровой форме дети продолжают знакомиться с культурой своего народа. Создаются условия для восприятия детьми русской народной музыки, возникновения у детей желания подпевать, выполнять простейшие русские народные плясовые движения. Для повышения активности детей применяются разнообразные формы организации : индивидуально, в подгруппе и фронтально. С целью поддержания интереса детей и эффективности усвоения новой информации используется мультимедийная презентация.
Данная образовательная ситуация представляет интерес для музыкальных руководителей.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию
Дидактическая задача:
создать условия для включения детей в совместную деятельность и возникновению у них внутренней потребности к предстоящей деятельности (обозначение «детской» цели).
Свободное вхождение в деятельность.
Дети в группе участвуют в беседе с педагогом – принимают проблемную ситуацию. Дети мотивированы на включение в совместную игровую деятельность, зафиксировали «детскую» цель – «помочь» сказочному герою.
У детей формируется уверенность в своих силах.
(Муз. рук. приходит к детям в группу, здоровается и сообщает о том, что пришло письмо-приглашение в «Страну русских народных сказок», зачитывает его. В письме содержится просьба к детям о помощи сказочным героям.)
- Ребята, вы хотели бы побывать в «стране сказок» и помочь героям? Хотите? Сможете это сделать?
- Как можно попасть в «сказочную страну»?
(Муз. рук. слушает ответы детей, в конце все вместе решают, что необходимо использовать волшебный предмет.)
2. Актуализация знаний
Дидактическая задача:
организовать деятельность детей для нахождения их едином игровом сюжете.
Дети планируют предстоящую деятельность. Актуализируются опыт и знания детей.
- Но, как мы сможем ориентироваться в незнакомом месте, и как мы узнаем, в какую сторону нужно идти?
(Муз. рук. в ходе беседы направляет детей к идее использования карты, которая находится в письме.)
- Вы готовы к путешествию?
(Затем муз. рук. приглашает пройти в музыкальный зал, обращает внимание детей на «волшебное зеркало», с помощью которого можно попасть в «страну сказок» и напоминает, что двигаться необходимо по схеме на карте (на ней условно изображено движение «Змейкой» и по кругу).
Муз. -ритм. перестроения (ходьба друг за другом, держась за руки, по кругу и бег «змейкой»).
(Воспитатель вы это время уходит за ширму и далее манипулирует с куклой Несмеяной.)
3. Затруднение в ситуации
Дидактическая задача:
смоделировать проблемную ситуацию для детей, в которой они сталкиваются с затруднением, организовать анализ детьми возникшей проблемной ситуации, подвести их к выявлению причины затруднения.
Дети предлагают свои варианты решения проблемы.
У детей формируется опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
(Звучит «волшебная» музыка. Педагог предлагает детям сесть на места.)
- Вот мы и попали в «Страну русских народных сказок». Неожиданно из-за ширмы слышен плач.
- Ребята, по - моему, кто-то плачет. (Прислушиваются, плач смолкает.) Может мне показалось?
(Снова слышится плач, появляется воспитатель с куклой Несмеяной.)
- Ах, вот кто это плачет! Эта девочка напоминает мне героиню одной из русских народных сказок. Вы узнаете ее? Из какой она сказки?
- Надо поздороваться с царевной.
Воспитатель разговаривает от имени Несмеяны :
Несмеяна : (грубо) «А я не хочу ни с кем здороваться! А-А-А!»
Муз. рук. пытается успокоить Несмеяну. Несмеяна продолжает плакать.
- Ребята, как же нам успокоить царевну Несмеяну? (дети предлагают свои решения)
- Ребята, можно ли самим придумывать веселые короткие песенки? (ответ детей)
- Скажите, а как называется такой вид песенного творчества?
- Вы можете ответить на этот вопрос? Почему?
- Что же делать, если мы не знаем? (спросить у кого-то, прочитать в книге и т. п.)
4. «Открытие» детьми новых знаний
Дидактическая задача:
вовлечь детей процесс «открытия» новых знаний, решения вопросов проблемного характера.
Создана ситуация успеха для ребенка.
- А вот Женя Ф. знакома с таким жанром народной музыки, как частушки. И сегодня она может вам об этом рассказать и даже спеть Хотите послушать?
Индивидуальный мини-проект «Что такое частушка?» (с использованием мультимедийной презентации)
Ребенок поет частушки под аккомпанемент музыкального руководителя.
Несмеяна опять собирается плакать.
- Что случилось, Несмеяна, может быть тебе частушки не понравились?
(воспитатель) Несмеяна : «Понравились, только я ни одной не запомнила. Уж очень быстро вы их спели».
- Исполнение в быстром темпе – это одна из особенностей частушек. Ребята, а кто из вас хочет повторить любую частушку для царевны?
Муз. рук. предлагает детям повторить любую частушку для Несмеяны еще (2-3 раза, затем просит спеть Несмеяну.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка
Дидактическая задача:
формировать умения детей самостоятельно применять усвоенные знания.
После исполнения Несмеяна снова плачет.
Муз. рук. поет: «Это кто же тут ревет?
Может это пароход?
Может это водовоз
Тут разлил ведро из слез!»
(воспитатель)Несмеяна : «А это что за песенка?»
- Ребята, кто скажет, что я пропела?
- Докажите, что это частушка. (Дети проговаривают особенности частушки, как жанра устного народного творчества)
- Ребята, скажите, на каких музыкальных инструментах подыгрывают музыканты при исполнении частушек? (дети называют муз. инструменты)
Муз. рук. предлагает детям сыграть на музыкальных инструментах веселую плясовую «Ах, ты, береза».
- Ребята, напомните, какой ритм мы исполняем на ложках в первой части?
( Дифференциация задания по уровню самостоятельности:
1 уровень – ребенок самостоятельно исполняет ритм на ложках;
2 уровень – ребенку предлагается схема-модель с ритмическим рисунком;
3 уровень – муз. рук. помогает ребенку исполнить ритм по схеме-модели, используя речевую поддержку.)
- А теперь скажите, какие инструменты звучат во второй части музыки?
Муз. рук. выкладывает на доске следующую карточку - модель.
- Ну что ж, мы все повторили и теперь готовы повеселить царевну Несмеяну задорной плясовой. Ну, а, чтобы было еще интереснее, предлагаю разделиться на группу «музыкантов» и группу «танцоров».
( Дифференциация по уровню развития:
- наиболее ритмичные дети играют на инструментах;
-остальные участвуют в танцевальном творчестве, исполняют любые плясовые движения).
Игра в оркестре обр. р. н. п. «Ах, ты береза».
(воспитатель) Несмеяна : «Какая веселая музыка! Мне очень понравилась. Что-то ноги не стоят, поплясать они хотят!»
- Ребята, хотите сплясать вместе Несмеяной?
- Я предлагаю исполнить танец «Приглашение».
( Дифференциация задания в соответствии с гендерным подходом:
- девочкам предлагается выбрать движение из картотеки «Танцуют девочки»;
- мальчикам - из картотеки «Танцуют мальчики»).
Танец «Приглашение».
6. Осмысление
Дидактическая задача:
формировать умение детей фиксировать в словесной форме достигнутую цель совместной деятельности и оценивать её результат.
Дети высказывают свое мнение о прошедшей деятельности, проводят самооценку своей деятельности.
Создана ситуация успеха для детей.
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
- Скажите, где мы побывали сегодня? Кому помогли? (ответы детей)
- Вам удалось развеселить царевну Несмеяну? Почему вам это удалось? (ответы детей)
(рефлексия)
- А теперь прошу встать на правую сторону ковра тех, кто сегодня легко справился со всем, а левую сторону - тех, кто испытывал трудности с выполнением каких-либо заданий (муз. рук. наблюдает, как дети выполняют задание).
- Мне, тоже понравилось путешествовать с вами. Я была уверена, что, благодаря вашему веселому характеру и отзывчивости, вы сможете преодолеть любые трудности. До новых встреч, друзья!
Комментарии к сценарию: в содержании образовательной деятельности используется песенный репертуар регионального компонента, в частности, частушки Великоустюгского района.