Папки-передвижки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Встреча с Несмеяной»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Встреча с Несмеяной»

Образовательная область : художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)

Возрастная группа: дети старшего возраста

Тема: «Встреча с Несмеяной»

Цель: Приобщение детей к традиционной народной культуре, устному народному творчеству.

Задачи:

- формировать представления детей о частушках, как о малых формах устного народного творчества;

- развивать умение замечать юмор в частушках, их игровой, задорный характер;

- способствовать развитию песенного и танцевального творчества, а также ритмичности детей через игру на ложках, бубнах;

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Встреча с Несмеяной“» размещена в разделах

- поддерживать интерес к народному творчеству;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание помогать другим в трудной ситуации.

Дидактические материалы: письмо, кукольная ширма, театральная платковая кукла, «волшебное зеркало», ритмические карточки – модели, карточки с изображением музыкальных инструментов, картотеки «Танцуют девочки» и «Танцуют мальчики».

Оборудование: фортепьяно, балалайка, магнитофон, аудиозаписи, детские шумовые музыкальные инструменты (по количеству детей, мультимедийный проектор, ноутбук.

Краткая аннотация к работе.

В ходе образовательной деятельности в доступной игровой форме дети продолжают знакомиться с культурой своего народа. Создаются условия для восприятия детьми русской народной музыки, возникновения у детей желания подпевать, выполнять простейшие русские народные плясовые движения. Для повышения активности детей применяются разнообразные формы организации : индивидуально, в подгруппе и фронтально. С целью поддержания интереса детей и эффективности усвоения новой информации используется мультимедийная презентация.

Данная образовательная ситуация представляет интерес для музыкальных руководителей.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача:

создать условия для включения детей в совместную деятельность и возникновению у них внутренней потребности к предстоящей деятельности (обозначение «детской» цели).

Свободное вхождение в деятельность.

Дети в группе участвуют в беседе с педагогом – принимают проблемную ситуацию. Дети мотивированы на включение в совместную игровую деятельность, зафиксировали «детскую» цель – «помочь» сказочному герою.

У детей формируется уверенность в своих силах.

(Муз. рук. приходит к детям в группу, здоровается и сообщает о том, что пришло письмо-приглашение в «Страну русских народных сказок», зачитывает его. В письме содержится просьба к детям о помощи сказочным героям.)

- Ребята, вы хотели бы побывать в «стране сказок» и помочь героям? Хотите? Сможете это сделать?

- Как можно попасть в «сказочную страну»?

(Муз. рук. слушает ответы детей, в конце все вместе решают, что необходимо использовать волшебный предмет.)

2. Актуализация знаний

Дидактическая задача:

организовать деятельность детей для нахождения их едином игровом сюжете.

Дети планируют предстоящую деятельность. Актуализируются опыт и знания детей.

- Но, как мы сможем ориентироваться в незнакомом месте, и как мы узнаем, в какую сторону нужно идти?

(Муз. рук. в ходе беседы направляет детей к идее использования карты, которая находится в письме.)

- Вы готовы к путешествию?

(Затем муз. рук. приглашает пройти в музыкальный зал, обращает внимание детей на «волшебное зеркало», с помощью которого можно попасть в «страну сказок» и напоминает, что двигаться необходимо по схеме на карте (на ней условно изображено движение «Змейкой» и по кругу).

Муз. -ритм. перестроения (ходьба друг за другом, держась за руки, по кругу и бег «змейкой»).

(Воспитатель вы это время уходит за ширму и далее манипулирует с куклой Несмеяной.)

3. Затруднение в ситуации

Дидактическая задача:

смоделировать проблемную ситуацию для детей, в которой они сталкиваются с затруднением, организовать анализ детьми возникшей проблемной ситуации, подвести их к выявлению причины затруднения.

Дети предлагают свои варианты решения проблемы.

У детей формируется опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

(Звучит «волшебная» музыка. Педагог предлагает детям сесть на места.)

- Вот мы и попали в «Страну русских народных сказок». Неожиданно из-за ширмы слышен плач.

- Ребята, по - моему, кто-то плачет. (Прислушиваются, плач смолкает.) Может мне показалось?

(Снова слышится плач, появляется воспитатель с куклой Несмеяной.)

- Ах, вот кто это плачет! Эта девочка напоминает мне героиню одной из русских народных сказок. Вы узнаете ее? Из какой она сказки?

- Надо поздороваться с царевной.

Воспитатель разговаривает от имени Несмеяны :

Несмеяна : (грубо) «А я не хочу ни с кем здороваться! А-А-А!»

Муз. рук. пытается успокоить Несмеяну. Несмеяна продолжает плакать.

- Ребята, как же нам успокоить царевну Несмеяну? (дети предлагают свои решения)

- Ребята, можно ли самим придумывать веселые короткие песенки? (ответ детей)

- Скажите, а как называется такой вид песенного творчества?

- Вы можете ответить на этот вопрос? Почему?

- Что же делать, если мы не знаем? (спросить у кого-то, прочитать в книге и т. п.)

4. «Открытие» детьми новых знаний

Дидактическая задача:

вовлечь детей процесс «открытия» новых знаний, решения вопросов проблемного характера.

Создана ситуация успеха для ребенка.

- А вот Женя Ф. знакома с таким жанром народной музыки, как частушки. И сегодня она может вам об этом рассказать и даже спеть Хотите послушать?

Индивидуальный мини-проект «Что такое частушка?» (с использованием мультимедийной презентации)

Ребенок поет частушки под аккомпанемент музыкального руководителя.

Несмеяна опять собирается плакать.

- Что случилось, Несмеяна, может быть тебе частушки не понравились?

(воспитатель) Несмеяна : «Понравились, только я ни одной не запомнила. Уж очень быстро вы их спели».

- Исполнение в быстром темпе – это одна из особенностей частушек. Ребята, а кто из вас хочет повторить любую частушку для царевны?

Муз. рук. предлагает детям повторить любую частушку для Несмеяны еще (2-3 раза, затем просит спеть Несмеяну.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка

Дидактическая задача:

формировать умения детей самостоятельно применять усвоенные знания.

После исполнения Несмеяна снова плачет.

Муз. рук. поет: «Это кто же тут ревет?

Может это пароход?

Может это водовоз

Тут разлил ведро из слез!»

(воспитатель)Несмеяна : «А это что за песенка?»

- Ребята, кто скажет, что я пропела?

- Докажите, что это частушка. (Дети проговаривают особенности частушки, как жанра устного народного творчества)

- Ребята, скажите, на каких музыкальных инструментах подыгрывают музыканты при исполнении частушек? (дети называют муз. инструменты)

Муз. рук. предлагает детям сыграть на музыкальных инструментах веселую плясовую «Ах, ты, береза».

- Ребята, напомните, какой ритм мы исполняем на ложках в первой части?

( Дифференциация задания по уровню самостоятельности:

1 уровень – ребенок самостоятельно исполняет ритм на ложках;

2 уровень – ребенку предлагается схема-модель с ритмическим рисунком;

3 уровень – муз. рук. помогает ребенку исполнить ритм по схеме-модели, используя речевую поддержку.)

- А теперь скажите, какие инструменты звучат во второй части музыки?

Муз. рук. выкладывает на доске следующую карточку - модель.

- Ну что ж, мы все повторили и теперь готовы повеселить царевну Несмеяну задорной плясовой. Ну, а, чтобы было еще интереснее, предлагаю разделиться на группу «музыкантов» и группу «танцоров».

( Дифференциация по уровню развития:

- наиболее ритмичные дети играют на инструментах;

-остальные участвуют в танцевальном творчестве, исполняют любые плясовые движения).

Игра в оркестре обр. р. н. п. «Ах, ты береза».

(воспитатель) Несмеяна : «Какая веселая музыка! Мне очень понравилась. Что-то ноги не стоят, поплясать они хотят!»

- Ребята, хотите сплясать вместе Несмеяной?

- Я предлагаю исполнить танец «Приглашение».

( Дифференциация задания в соответствии с гендерным подходом:

- девочкам предлагается выбрать движение из картотеки «Танцуют девочки»;

- мальчикам - из картотеки «Танцуют мальчики»).

Танец «Приглашение».

6. Осмысление

Дидактическая задача:

формировать умение детей фиксировать в словесной форме достигнутую цель совместной деятельности и оценивать её результат.

Дети высказывают свое мнение о прошедшей деятельности, проводят самооценку своей деятельности.

Создана ситуация успеха для детей.

- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

- Скажите, где мы побывали сегодня? Кому помогли? (ответы детей)

- Вам удалось развеселить царевну Несмеяну? Почему вам это удалось? (ответы детей)

(рефлексия)

- А теперь прошу встать на правую сторону ковра тех, кто сегодня легко справился со всем, а левую сторону - тех, кто испытывал трудности с выполнением каких-либо заданий (муз. рук. наблюдает, как дети выполняют задание).

- Мне, тоже понравилось путешествовать с вами. Я была уверена, что, благодаря вашему веселому характеру и отзывчивости, вы сможете преодолеть любые трудности. До новых встреч, друзья!

Комментарии к сценарию: в содержании образовательной деятельности используется песенный репертуар регионального компонента, в частности, частушки Великоустюгского района.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет)Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет) Задачи: формировать представления о природном явлении: дождь; учить детей от целого куска пластилина отщипывать маленькие кусочки, прижать.

Образовательная ситуация «Петушок, золотой гребешок» в первой младшей группеОбразовательная ситуация «Петушок, золотой гребешок» в первой младшей группе Чтение потешки «Петушок и его семья». Рисование (наблюдение). Задачи: Познакомить детей с фольклорным произведением, в котором рассказывается.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Наш город» Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Город», сделанной из строительного материала. Показать детям возможность объединить.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Вот какие клумбы!» Образовательные задачи: Заинтересовать детей созданием клумбы из конструктора на основе имеющихся у ребят представлений о внешнем виде и.

Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом».Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Цель: познакомить детей с моделью.

Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка»Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка» Задачи: учить узнавать диких животных, называть их. Формировать представления детей о питании диких животных. Развивать зрительное восприятие,.

Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю»Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. Форма организации детей: фронтальная.

Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор»Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Цель: обобщение знаний детей о правилах дорожного движения и светофоре.

Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда»Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда» Цели 1. Продолжать ознакомление детей с историческим прошлым нашей страны. 2. Познакомить с историей возникновения некоторых государственных.

Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности»Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности» Цели: закрепить полученные ранее представления о правах ребенка; активизировать понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд». Вопросы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Встреча с Несмеяной»
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 18:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД