Лучший педагог года

Образовательная ситуация с дошкольниками «Жилище человека»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Жилище человека»

Образовательная область : познавательное развитие

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Тема: Жилища человека

Цель: организовать деятельность детей по усвоению знаний о жилищах человека.

Задачи:

- организовать мотивацию детей по теме занятия;

- развивать опыт целеполагания и закрепления умения преодолевать затруднения способом «Спроси у того кто знает»;

- знакомство детей с жилищами (чум, вигвам, иглу, юрта) людей проживающих в разных климатических зонах;

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Жилище человека“» размещена в разделах

- понимание детьми значимости жилища в жизни человека и умения различать их по материалу, по форме в зависимости от климатических условий;

- организовать практическую деятельность детей по теме занятия;

- способствовать обогащению словаря по теме занятия;

- контроль и оценку деятельности детей.

Дидактические материалы:

Оборудование: мольберт, интерактивная доска, ноутбук, указка.

Демонстрационный: презентация «Жилища человека»; карточки с условными обозначениями, картинки с изображением жилищ; пальчиковые куклы – мышка, волк, медведь; картинка с изображением трёх поросят и их домов.

Раздаточный: конверты с пазлами, «Конструктор из настоящих кирпичиков».

Краткая аннотация к работе: содержание образовательной деятельности соответствует цели и задачам реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий» по ознакомлению с окружающим миром и конструированию, а также возрастным особенностям детей. Тип занятия – затруднение в ситуации. В рамках данной образовательной ситуации у детей формируются представления о жилищах народов : канадских эскимосов, оленеводов, жителей степей, североамериканских индейцев.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

(дети рядом с педагогом)

Воспитатель использует кукол пальчикового театра

- Вспомните, где живёт мышка? (в норе)

- А где живёт медведь? (в берлоге)

- Где живёт волк? (в логове)

- А вы живёте? (в доме, квартире)

- Как, одним словом объединить эти слова? (жилища)

- Как называется сказка, в которой главные герои – поросята? («Три поросёнка»)

- Как звали поросят?

- Давайте вспомним, из чего они построили свои дома? (из соломы, веток и кирпича)

Педагог на мольберте выставляет картинки.

- Прошло время, поросятам стало стыдно жить у Наф-Нафа и решили они построить себе новые надёжные дома. Нуф-Нуф и Ниф-Ниф каждый день ссорятся и не могут выбрать, из чего лучше им построить дом.

- Хотите им помочь?

2. Актуализация

Игра «Найди пару» (начало)

На столе картинки с изображением жилищ и карточки с условным обозначением.

Детям предлагается найти пару картинкам с изображением различных жилищ : изба, кирпичный дом, хата, соломенный дом, панельный дом, блочный дом, каменный дом, глиняный дом к карточкам с условным обозначением – сруб дерева, кирпичи, камень, солома, блоки, панели, глиняные горшки.

Педагог предлагает вспомнить условные обозначения:

- Сруб из дерева - деревянный

- из кирпича - кирпичный

- из камня - каменный

- из соломы - соломенный

- из блоков - блочный

- из глины - глиняный

Просмотр презентации (слайды 1-9)

3. Затруднение в ситуации

При раскладывании картинок с различными жилищами остаются картинки с изображением : чум, вигвам, иглу, юрта.

- Всем картинкам хватило пары? (нет)

- Изображения, каких жилищ остались?

- Вы знаете их название?

- Что нужно сделать, когда чего-то не знаешь? (спросить у того, кто знает, посмотреть самим в энциклопедии, посмотреть в интернете)

- Ребята, я тоже не знаю, но очень хочу знать названия этих жилищ и предлагаю обратиться к учёному – этнографу, который приготовил для нас презентацию.

Просмотр презентации (слайды 11-14)

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Игра «Найди пару» (продолжение)

Воспитатель предлагает карточки с новыми обозначениями и обсуждает с детьми.

- Лёд – ледяной

- Валенок – войлочный

- Шкура зверя – из шкуры

Дети раскладывают оставшиеся картинки.

Вывод: - Итак, что же мы теперь можем сказать о жилищах человека?

(они бывают разные)

- Чем они отличаются? (цветом, формой, размером, материалом)

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Игра «Собери дом»

Дети садятся за столы, перед каждым ребёнком конверт с деталями изображений домов.

- Вам нужно правильно соединить детали, чтобы получилась картинка с изображением жилища. Затем назвать его, сказать, из чего построен дом.

Игра «Дома для поросят»

- Подойдите ко мне. Скажите, а какие дома мы предложим нашим поросятам?

- Можно им жить в игле?

- А почему? (он растает)

- А можем построить чум? (у нас нет шкур)

- Вспомните, какие заводы находятся недалеко от нашего сада? (Керамический завод, Кирпичный завод и Молокозавод)

- Что там производят? (изделия из керамики, кирпичи, молочные изделия)

- Какой завод мы можем использовать при строительстве крепких надёжных домов? (Кирпичный завод)

- Значит, какой дом мы сможем построить для поросят? (кирпичный или дом из кирпичей)

-. Хотите построить?

- У нас будет 2 строительные бригады.

- Разделитесь на команды и займите места около столов. Скажите, что нам понадобится для строительства. (фартуки, перчатки, кирпичи, смесь в тазике, мастерки)

- Приступайте.

(дети строят дома, распределив обязанности самостоятельно)

- Молодцы! А теперь давайте договоримся, какой из домов для Ниф-Нифа, а какой для Нуф-Нуфа.

- Что можем сказать про дома, которые вы построили, и дом Наф-Нафа? (одинаковые, из кирпича)

6. Осмысление

(дети рядом с педагогом)

- Кому мы сегодня помогали? (поросятам из сказки)

- Чем мы помогли? (познакомили с новыми жилищами, построили надёжные дома)

- Почему мы смогли это сделать?

- Ребята, есть такая пословица «Мой дом - моя крепость».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Я желаю Вам, чтобы ваш дом был для Вас крепостью!

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :

1. Нефёдова К. П. Знакомство с окружающим миром и развитие речи. «Дом. Какой он?» М. : Издательство: Гном 2016 г.

2. Детская энциклопедия под редакцией Л. А. Румянцевой.

М. : Издательство: Росмэн. 1994 г.

3. Интернет ресурсы

4. С. Михалков «Три поросёнка»

5. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012 г.

В ходе образовательной деятельности дети показали свои знания о жилищах, полученные на предыдущих занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Вспомнили, из каких материалов они построены и какое место занимают в жизни человека. На этапе затруднения познакомились с новыми жилищами. Также в течение занятия педагог закрепил знания детей о том, какие заводы находятся рядом с садом. В конце занятия показали свои умения работать с конструктором из настоящих кирпичиков При активизации словаря познакомились с новыми словами: этнограф, чум, вигвам, иглу, юрта. Все задания проведены в игровой форме.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Жилище человека» Цель: формирование положительного отношения к результатам труда человека. Задачи: — уточнять представления о совершенствовании человеком.

НОД по познавательному развитию детей в рамках проекта с интеграцией образовательных областей «Жилище человека» Часть 1-аяНОД по познавательному развитию детей в рамках проекта с интеграцией образовательных областей «Жилище человека» Часть 1-ая Цель : Ознакомление детей с историей возникновения жилища на протяжении с древних лет и до наших дней. Задачи : Расширить представление.

НОД по познавательному развитию детей в рамках проекта с интеграцией образовательных областей «Жилище человека» Часть 2-ая.НОД по познавательному развитию детей в рамках проекта с интеграцией образовательных областей «Жилище человека» Часть 2-ая. Воспитатель: Человек самое гениальное творение природы. На протяжение веков людям приходилось жить в пещерах, под землёй, на деревьях,.

Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет)Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет) Задачи: формировать представления о природном явлении: дождь; учить детей от целого куска пластилина отщипывать маленькие кусочки, прижать.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Наш город» Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Город», сделанной из строительного материала. Показать детям возможность объединить.

Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка»Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка» Задачи: учить узнавать диких животных, называть их. Формировать представления детей о питании диких животных. Развивать зрительное восприятие,.

Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю»Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. Форма организации детей: фронтальная.

Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор»Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Цель: обобщение знаний детей о правилах дорожного движения и светофоре.

Подборка тематических загадок «Жилище человека. Мой дом»Подборка тематических загадок «Жилище человека. Мой дом» Тематические загадки необходимы в работе воспитателя при проведении различных видов деятельности по теме "Жилище человека. Мой дом" Стоит.

Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда»Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда» Цели 1. Продолжать ознакомление детей с историческим прошлым нашей страны. 2. Познакомить с историей возникновения некоторых государственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Жилище человека»
Опубликовано: 6 апреля 2020 в 16:48
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД